УИД 68RS0№-66
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2023 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права собственности на гараж и земельный участок,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в 1993 году вступил в гаражно-строительный кооператив «Ока-2», и ему был выделен земельный участок под строительство гаража - № в ряду №. К концу 1993 года он самостоятельно возвел свой гараж, регулярно вносил членские взносы и полностью выплатил свой пай. Задолженности перед ГСК не имеет, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и квитанциями. Просит суд признать за ним право собственности на гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК «Ока-2», а также на земельный участок под ним.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 в части гаража были удовлетворены.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение суда было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам ввиду того, что на момент принятия решения у суда не имелось документов, подтверждающих фактическую площадь гаража, которая оказалось несколько иной, чем та, которую указал истец.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что в архивных документах администрации ФИО1 не значится в списке членов ГСК. Кроме того, отсутствует постановление о выделении ГСК «Ока-2» дополнительного участка, на котором расположен спорный гараж.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство градостроительства и архитектуры <адрес> и Комитет градостроительства и администрации <адрес>, которые в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела. Представитель министерства направил письменный отзыв, в котором указал, что спорный гараж расположен в территориальной зоне П2 (зона размещения объектов коммунально-складского назначения), для такой зоны размещение объектов гаражного назначения предусмотрено как основной вид разрешенного использования. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив доводы истца, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1).
Член гаражного кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, приобретают право собственности на указанное имущество (пункт 4).
Таким образом, факт внесения в полном объеме паевого взноса членом гаражно-строительного кооператива является основанием для признания права собственности на соответствующий гараж в объекте строительства - гаражном комплексе, если по независящим от воли члена ГСК обстоятельствам отсутствует возможность оформления указанных прав во внесудебном порядке. Кроме того, применительно к спорным правоотношениям, истец должен представить доказательства того, что гараж построен на земельном участке, отведенном кооперативу в установленном порядке.
Кроме того, в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 разъяснено, что в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
Несмотря на то, что в данном случае рассматривается не наследственный спор, данные разъяснения применимы к данному спору в том, что право собственности членов кооператива на недвижимое имущество в указанном выше случае возникает в силу закона.
Судом установлено, что с 1993 года ФИО1 является членом ГСК «Ока-2», паевой взнос в виде индивидуального строительства им выплачен полностью. Что подтверждается справкой председателя ГСК ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, а также его свидетельскими показаниями в суде; копиями квитанций о внесении членских взносов (л.д. 10, 11-16). Поэтому оснований сомневаться в том, что истец действительно являлся членом ГСК, у суда не имеется.
В настоящее время, как следует из выписки из ЕГРЮЛ, гаражный кооператив «Ока-2» прекратил свою деятельность.
Установлено, что ФИО1 возвел по указанному адресу гараж, который согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ имеет все признаки недвижимого имущества.
В деле имеется информация о том, что земельный участок предоставлялся гаражному кооперативу «Ока-2» на основании решения исполнительского комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Впоследствии, как следует из паспорта исходных данных для проектирования и строительства кооперативных гаражей в районе <адрес>, в этом районе, в том числе ГК «Ока-2», ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Тамбовского городского Совета народных депутатов данному кооперативу выделялись дополнительные участки под строительство гаражей. Из этих решений не усматривается, что в эти земли входил участок, на котором расположен спорный гараж. Однако бывший председатель гаражного кооператива представил схему границ участка ГСК «Ока-2», в который гараж истца уже был включен, и схема была утверждена представителем органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что в архиве администрации отсутствует постановление о выделении кооперативу той части земельного участка, на котором расположен спорный гараж, суд приходит к выводу том, что он находится в пределах границ земельного участка ГСК «Ока-2». Соответственно, следует считать, что гараж был построен в границах земельного участка, выделенного данному кооперативу. Притом что из всех документов усматривается, что гараж находится в зоне большого гаражного массива, и вокруг него имеются другие гаражи.
Доказательств того, что состояние гаража и его месторасположение нарушают права и охраняемые интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, со стороны ответчика не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части признания за ним права собственности на гараж.
В части земельного участка суд приходит к следующему выводу.
В силу абзацев первого и второго пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Поскольку суду не представлены документы, подтверждающие предоставление ФИО1 участка для указанных целей и на том праве, о котором указано выше, то у суда отсутствуют законные основания для признания за ним права собственности.
При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то они приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Следовательно, после регистрации права собственности на гараж ФИО1 не лишен возможности обратиться в администрацию во внесудебном порядке для оформления соответствующего права на земельный участок под ним.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт серии 68 04 № выдан Октябрьским РУВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), право собственности на гараж № площадью 45 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК «Ока-2», <адрес>.
В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок под гаражом по вышеназванному адресу ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ