Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-16/2022 (12-1651/2021;) от 20.12.2021

УИД 59RS0035-01-2021-002890-13

Судья Игнатова М.С.

Дело № 7-16/2022 / 12-16/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев 13 января 2022 г. в г. Перми в судебном заседании жалобу защитника публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" Ш. на постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 4 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА",

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 4 октября 2021 г. публичное акционерное общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (далее по тексту - ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Ш. просит об отмене постановления судьи городского суда в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения, указав, что суд в постановлении не дал надлежащую оценку доводам заявителя, а именно: корпорация не является организацией отдыха детей и их оздоровления, требования СП 3.1/2.4.3598-20 для нее не являются обязательными для выполнения; предусмотренные пунктом 2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 требования были выполнены, соответственно и административной ответственности за нарушение СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и статей 11, 33 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. у юридического лица не возникает.

В судебном заседании в краевом суде, законный представитель ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", защитник Ш., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежаще, участие не принимали.

Защитник Янченко Е.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании части 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 715 от 1 декабря 2004 г. "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30 июня 2020 г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее по тексту - СП 3.1/2.4.3598-20).

На основании пункта 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20 лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий. При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).

Согласно пункта 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20 перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 32 от 27 октября 2020 г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее по тексту - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

В соответствии с пунктом 2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо предприятия общественного питания, должен проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал на бумажном и/или электронном носителях.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что при проведении сотрудниками Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю санитарно-эпидемиологического расследования 1 июля 2021 г. с 13.45 до 16.45 час. причин и условий возникновения случаев новой коронавирусной инфекции, у сотрудников пищеблока ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", при осуществлении деятельности в ЗЛОиОД "***" (детский оздоровительный центр "***"), расположенном по адресу: ****, выявлены нарушения санитарных правил, выполнение противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя COVID-2019, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемического процесса, выразившиеся в том, что термометрия у персонала столовой осуществилась 1 раз в день перед сменой, на момент обследования согласно представленным результатам исследований на CОVID-19 (протоколы от 30 июня 2021 г., от 1 июля 2021 г.) персонал столовой был допущен до работы без проведения исследований на COVID-19, не ранее, чем за 3 календарных дня до выхода на работу: О. (рабочая смена – 27 июня 2021 г., отбор материала на исследования – 29 июня 2021 г.) и К1. (рабочая смена – 29 июня 2021 г., отбор материала для исследования – 30 июня 2021 г.), бухгалтер М. 30 июня 2021 г. не сообщила об имевшихся у нее накануне клинических симптомах, не исключающих инфекционное заболевание (29 июня 2021 г. гипертермия тела, ринит, согласно сведениям из донесения от 1 июля 2021 г.), в том числе COVID-19, на рабочем месте находилась 30 июня 2021 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 11 августа 2021 г. в отношении ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Факт совершения ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 августа 2021 г., актом санитарно-эпидемиологического расследования от 16 июля 2021 г., протоколами лабораторных исследований от 30 июня 2021 г., от 1 июля 2021 г., объяснениями К2., табелем учета рабочего времени и иными доказательствами, находящимися в материалах дела, всесторонняя, полная и объективная оценка которым дана судьей городского суда при рассмотрении дела.

Судья городского суда, оценив добытые доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии вины ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а его действия правильно квалифицировал по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена КоАП ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", осуществляя деятельность по обеспечению питанием детского лагеря в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе осуществлять обязательные противоэпидемические мероприятия, и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических мероприятий, за нарушение которых частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по выполнению обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Доказательств принятия ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" всех зависящих мер для соблюдения санитарно-эпидемиологических мероприятий, не представлено, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Судья краевого суда не находит оснований полагать об отсутствии вины привлекаемого.

Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения привлекаемым санитарно-эпидемиологических мероприятий в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы о том, что СП 3.1/2.4.3598-20 не распространяются на привлекаемое юридическое лицо не могут быть приняты во внимание поскольку основаны на ошибочном толковании.

Согласно пункту 1.1 СП 3.1/2.4.3598-20 настоящие санитарно-эпидемиологические правил направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих, образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения (далее - Организатор, игровые комнаты соответственно), организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

По смыслу пункту 1.1 СП 3.1/2.4.3598-20 требования настоящих правил являются обязательными для всех лиц (хозяйствующих субъектов, лиц, посещающих организацию и др.), участвующих в организации отдыха детей и их оздоровления.

Из материалов дела следует, что ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" осуществляет свою деятельность по организации общественного питания на пищеблоке режимного объекта ЗЛОиОД "***" по адресу: **** и участвует в обеспечении отдыха детей и их оздоровлении. Осуществление непосредственной деятельности осуществляется персоналом пищеблока по сменам (летняя смена - заезд детей). Данный факт подтверждается разделом 1 договора на оказание услуг по организации питания в ЗОЦ "***" № 8355 от 30 июня 2011 г. и юридическим лицом не оспаривается.

Таким образом, исполнение пунктов 2.2 и 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20 является обязательным для всех участников летней оздоровительной компании.

Соблюдение вышеперечисленных требований всеми сотрудниками обеспечивает безопасные условия деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Доводы жалобы о выполнении мероприятий в соответствии с пунктом 2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 являются несостоятельными, опровергаются материалами дела из которых следует, что М. осуществляла трудовую деятельность по совместительству 4 часа в день с 1 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г., согласно записи в гигиеническом журнале, 30 июня 2021 г. находилась на рабочем месте.

М. могла находиться в помещениях пищеблока детского оздоровительного лагеря "***", в том числе в обеденном зале, санузле, бытовых помещениях, контрольно-пропускном пункте, в которых в течение 14 дней могли находиться лица с положительным результатом теста на COVID-19, в том числе М. При этом рабочее место М. располагается в одном кабинете с другими работниками (а именно: с заведующей производством и кладовщиком). Род деятельности М. не исключает контакта с работниками, прямо указанными в пункте 2.22 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, следовательно, и сведения о ее состоянии здоровья должны быть включены в список работников, отмеченных в журнале на день осмотра.

Довод жалобы об указании в постановлении на СП 2.4.3648-20, которые не вводят обязанности, нарушение которых вменяется привлекаемому лицу на законность вынесенного судьей городского суда постановления, поскольку из постановления следует, что данное указание номера СП 2.4.3648-20 является технической опиской, поскольку далее изложено наименование санитарно-эпидемических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", номер у которых СП 3.1/2.4.3598-20.

Ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления судьи городского суда, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу.

Ссылка заявителя жалобы на положения статьи 1.5 КоАП РФ, закрепляющие принцип административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, предусматривающие, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не состоятельна, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом и судьей городского суда вина привлекаемого лица в совершении вмененного административного правонарушения установлена. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, судьей городского суда не нарушены.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании санитарных требований, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов жалоба привлекаемого лица не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ и соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 4 октября 2021 г. оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" Ш. - без удовлетворения.

Судья: подпись.

12-16/2022 (12-1651/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"
Другие
Шаклеина Светлана Игоревна
Осипов Дмитрий Васильевич
Янченко Елена Васильевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
20.12.2021Материалы переданы в производство судье
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Вступило в законную силу
13.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее