Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-280/2024 ~ М-55/2024 от 15.01.2024

УИД 16RS0041-01-2024-000078-39

Дело №2-280/2024

2.189г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 февраля 2024 года              г. Лениногорск Республика Татарстан

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.Е. Борисовой,

при секретаре судебного заседания А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.П. к исполнительному комитету муниципального образования «Федотовское сельское поселение» Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

П.П. обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Федотовское сельское поселение» Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной ДД.ММ.ГГГГ, за ним было зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Федотовское сельское поселение, <адрес>, кадастровый . В 2023 году он обратился в Лениногорский филиал Росреестра с целью постановки на учет и регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, однако в совершении указанных действий ему было отказано, в виду того, что при строительстве и реконструкции дома он не получал никаких разрешений и согласований. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по адресу: <адрес>, Федотовское сельское поселение, <адрес>, имеется жилой дом, 1960 года постройки. При проведении кадастровых работ было установлено, что жилой дом расположен в зоне с особыми условиями использования территории с номером 16:00-6.4324 – зона минимальных расстояний до линейного сооружения Магистрального этанопровода «Оренбург - Казань». На момент его строительства сведений о нахождении земельного участка в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «Оренбург - Казань» не имелись.

По изложенным основаниям истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью 38,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Федотовское сельское поселение, <адрес>.

В судебное заседание истец П.П. не явился, его представитель – О.О в письменном заявлении просила рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Федотовское сельское поселение» Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром трансгаз Казань», в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Газпром добыча Оренбург» - С.В. в судебное заседание не явилась, в представленном суду письменном отзыве просила отказать в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что указанный жилой дом расположен в зоне минимально допустимых расстояний этанопровода «Оренбург-Казань».

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.

В соответствии ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законов и иных правовых норм, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, П.П. зарегистрировал право собственности на земельный участок площадью 2507,97 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>

Истец обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что для дальнейшей регистрации права в установленном законном порядке ему необходимо установить право собственности на дом.

Как усматривается из заключения эксперта (жд) от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, Федотовское сельское поселение, <адрес>, находится в работоспособном техническом состоянии, строительные конструкции здания удовлетворяют требованиям механической безопасности, предусмотренных техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений и обладают прочностью и устойчивостью, что не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Доводы представителя третьего лица ООО «Газпром добыча Оренбург» о том, что минимальное расстояние от оси этанопровода «Оренбург – Казань» до сельских поселений, учитывая технические характеристики данного продуктопровода, должно составлять 2000 метров, признаются судом необоснованными в силу следующего.

Так, запрет на строительство зданий, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения (необходимость получения соответствующего разрешения) был предусмотрен Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением ФИО от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 23), Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением ФИО от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 11), СНиП II-45-75 «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования» (таблица 5), а затем – Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 90) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (статья 28).

Статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация-собственник системы газоснабжения, кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф (часть первая).

Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (абзац 3 пункт 2).

На основании статьи 4 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ , предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей. Аналогичные нормы содержались в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением ФИО от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности ФИО ДД.ММ.ГГГГ, после приема газопровода в эксплуатацию эксплуатирующая организация должна проконтролировать, чтобы в месячный срок фактическое положение газопровода было нанесено на карты землепользователей в исполнительных комитетах районных (городских) ФИО народных депутатов.

Таким образом, указанные подзаконные акты устанавливали обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.

Между тем, как следует из материалов дела, строительство спорного жилого дома было осуществлено ранее установления законодательного урегулирования запретов на строительство в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения – в 1960 году.

В своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П в пункте 4.2 Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 года и Земельный кодекс РСФСР 1970 года предусматривали, в статьях 46 и 118 соответственно, ведение уполномоченными государственными органами государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Вместе с тем, согласно пункту 6 Правил охраны магистральных газопроводов и пункту 26 Положения о землях транспорта материалы о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съемка) передавались исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах ФИО народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов (но не охранных зон и минимальных расстояний) на районные карты землепользований. При этом не обеспечивались публичность и общедоступный характер сведений о местонахождении трубопроводов, об ограничениях в использовании земельного участка в связи с наличием в непосредственной близости газопровода как опасного производственного объекта.

В федеральных законах от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» был провозглашен принцип открытости сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном земельном кадастре, но и в этих нормативных правовых актах отсутствовало прямое указание на публичность сведений о границах минимальных расстояний до трубопроводов, в пределах которых запрещено строительство, и включении соответствующей информации в государственный земельный кадастр.

Лишь с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно связать введение комплексной регламентации зон с особыми условиями использования территорий, включая обеспечение публичности сведений о таких зонах (абз. 2, 3, 4).

Следовательно, действующее законодательство содержит необходимые правовые механизмы, обеспечивающие информирование собственников и иных владельцев соответствующих земельных участков о наличии ограничений в пользовании ими. Однако в полном объеме такие механизмы начали функционировать лишь с момента вступления в силу указанных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, что подтверждает их ранее существовавшую недостаточность.

Кроме того, в пункте 6 вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации отражено, что возведение гражданами построек в зоне минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов осуществлялось на определенном историческом этапе в условиях неразвитости нормативно-правового регулирования деятельности местных органов власти по предотвращению такого строительства, а также недостаточности законодательно установленных мер по обеспечению публичной доступности в земельных правоотношениях сведений об ограничениях на возведение построек в привязке к конкретным земельным участкам.

Как следует из материалов дела, в течение нескольких десятилетий ни организация газовой промышленности, ни исполком районного ФИО народных депутатов, а также созданный позднее орган местного самоуправления <адрес> требований о сносе спорного дома как самовольной постройки к его собственникам не предъявляли, тем самым были созданы предпосылки для возведения спорного объекта и осуществления перехода права собственности на спорное строение.

Поскольку из материалов дела следует, что в течение значительного периода времени со стороны органа местного самоуправления (районного ФИО народных депутатов) не предпринималось достаточных мер, способных предотвратить возведение спорного строения в пределах минимальных расстояний от оси газопровода, а организация газовой промышленности в течение непозволительно длительного периода времени с соответствующими требованиями в суд не обращалась, суд приходит к выводу о том, что истец, как наследник, не может быть лишен права на приобретение спорного жилого дома в порядке наследования.

Также необходимо отметить, что согласно заключению эксперта (жд) от ДД.ММ.ГГГГ, на землях Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, в том числе Федотовского сельского поселения, расположен магистральный трубопровод: этанопровод «Оренбург-Казань». Спорный жилой дом находится на расстоянии 2,277 км. До линейного сооружения – магистрального этанопровода «Оренбург - Казань».

Ссылка представителя ООО «Газпром добыча Оренбург» на то, что протяженность зоны минимально допустимых расстояний от этанопровода «Казань-Оренбург» в данном случае составляет 2000 метров, является несостоятельной, поскольку таблица СП 36.13330.2012, на которую они ссылаются в своих письмах и отзыве на исковое заявление, находится в разделе 16 СП 36.13330.2012 «Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородных газов».

Между тем в разделе 7 СП 36.13330.2012 «Основные требования к трассе трубопровода» находится таблица , в которой приведены иные значения минимально допустимых расстояний от оси газопровода до населенного пункта.

Таким образом, поскольку законодатель разделяет эксплуатацию и проектирование трубопроводов, устанавливая для них различные значения зоны минимально допустимых расстояний, что связано с предполагаемым развитием и ростом населенных пунктов, то после введения трубопровода в эксплуатацию, при определении зоны минимально допустимых расстояний от трубопровода, необходимо руководствоваться таблицей .

При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные по делу доказательства в их системной связи и наличие положительного заключения, суд полагает, что требования истца о признании права собственности на дом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П.П. к исполнительному комитету муниципального образования «Федотовское сельское поселение» Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом - удовлетворить.

Признать за П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, площадью 38,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Судья Лениногорского городского суда

Республики Татарстан подпись А.Е. Борисова

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна. Судья А.Е. Борисова

Решение вступило в законную силу «___»_____________ 2024 года.

Судья_____________________________

Подлинник данного документа подшит в деле №2-280/2024, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.

2-280/2024 ~ М-55/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеев Павел Павлович
Ответчики
ИКМО "Федотовское сельское поселение" Лениногорского муниципального района РТ
Другие
ООО "Газпром добыча Оренбург"
Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан
ООО "Газпром Траснгаз Казань"
Суд
Лениногорский городской суд Республики Татарстан
Судья
Борисова Анастасия Евгеньевна
Дело на странице суда
leninogorsky--tat.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее