Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 апреля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-690/2021 по административному исковому заявлению Орловой Г.К. об оспаривании нормативного правового акта в части,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.
представителя Орловой Г.К. по доверенности Курковой С.В.,
У с т а н о в и л :
Орлова Г.К. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа № 3265 от 25 декабря 2015 года, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № - нежилого помещения с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости и в технических паспортах о помещениях, о виде разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о размещение в помещениях офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение их в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение ее прав. Уведомление об уплате налога за 2016 год получено Орловой Г.К. первично 25 октября 2018 года с суммой налога в размере 29 974 руб., затем сформировано новое налоговое уведомление 25 июля 2019 года с суммой налога в размере 119 894 руб. с учетом включения объектов недвижимости в Перечень.
Представитель административного истца по доверенности Куркова С.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в административном иске, указала, что возможность восстановления нарушенных прав, связанных с пересчетом налоговых платежей, не утрачена, поскольку о размере налогового платежа в повышенном размере за 2016 год с учетом включения объектов недвижимости в Перечень Орлова Г.К. узнала в июле 2019 года, а вынесенное Ленинским районным судом г. Самары от 19 октября 2020 года решение о взыскании налога с Орловой Г.К. за 2016 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором сослалось на то, что поскольку объекты недвижимости, расположенные на первом и цокольном этажах многоквартирных жилых домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, министерство включило их в Перечень исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция ФНС России № 18 по Самарской области просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года № 3033 утвержден Перечень на 2016 год.
Приказом министерства № 3265 от 25 декабря 2015 года в вышеуказанный приказ внесены изменения.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в пункт №, нежилое помещение с кадастровым номером № – в пункт № указанного Перечня.
Приказ министерства от 30 ноября 2015 года № 3033 опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio. samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день его принятия
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2)нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Орловой Г.К. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 84,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 130,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости данные нежилые помещения имеют назначение и наименование– нежилые помещения.
По сведениям технического паспорта в помещении с кадастровым номером № площадью 84,6 кв. м расположены спец. помещения ( без указания их назначения), в помещении площадью 130,7 кв. м ( кадастровый номер №) расположены помещения ) без указания их назначения), бытовая, кабинет, туалет, умывальная, коридор, санузел.
При этом, термин «кабинет» не тождественен термину офис, остальные помещения в объектах недвижимости не подразумевают их предназначение в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Указанные помещения расположены в здании многоквартирного дома с кадастровым номером №, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем разрешенное использование: для жилого дома со встроенным помещением магазина, который не подразумевает размещение на нём объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений на момент принятия оспариваемого нормативного акта министерством не проводились.
Акты обследование нежилых помещений, выполненные ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» 4 апреля 2019 года, не могут служить доказательством фактического использования помещений на дату утверждения оспариваемого Перечня на 2016 год.
Из пояснений представителя административного истца в 2016 году нежилые помещения не использовались в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не предоставлено.
Доводы административного ответчика о том, что по сведениям независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенным на официальном сайте «2gis.ru/samara» в сети Интернет на первых и цокольных этажах в данном многоквартирном жилом доме расположены 24 офисных и торговых организации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку информация, полученная из сети Интернет, не является доказательством по делу, кроме того, она не подтверждает факт размещения офисных и торговых объектов в принадлежащих административному истцу нежилых помещениях.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что проверка фактического использования нежилых помещений на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не производилась, сведения Единого государственного реестра недвижимости и технического учета, сведения о земельном участке не позволяли министерству учитывать объекты недвижимости как офисные, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа № 3265 от 25 декабря 2015 года, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № - нежилого помещения с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2016 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Орловой Г.К. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа № 3265 от 25 декабря 2015 года в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 9 апреля 2021 года.