73RS0003-01-2024-001595-54
Дело № 2а-1156/24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 27 мая 2024 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Низаметдиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области к Денисову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Денисову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что Денисову С.В. принадлежит (принадлежало) следующее имущество:
-здание по адресу: <адрес>,
- земельный участок по адресу: <адрес>, в связи с чем, он должен был оплатить земельный налог и налог на имущество.
Налоговое уведомление направлялось в адрес административного ответчика почтой, но в сроки, указанные в уведомлении, налог не оплачен. За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. Ответчику было направлено требование об уплате налога и пени, но до настоящего времени задолженность не оплачена.
В связи с чем, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 57383 руб. 28 коп. из них: налог на имущество физических лиц в размере 36333 руб. за 2022 год, земельный налог в размере 3660 руб. за 2022 год, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17390 руб. 38 коп.
Представитель административного истца УФНС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Денисов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административные дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Судом установлено, что Денисов С.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, ИНН №.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Ульяновской области Денисов С.В. является собственником следующего имущества:
-здание по адресу: <адрес>,
- земельный участок по адресу: <адрес>.
Право собственности подтверждается сведениями Управления Росреестра по Ульяновской области.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что оплаты не поступило, в адрес административного ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени задолженность по оплате налогов и сборов не исполнена административным ответчиком.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По правилам п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, 15 июля 1999 года № 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства административным ответчиком, требование не было исполнено.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности налогам и сборам к мировому судье судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска.
ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ (дело №) о взыскании налога на имущество, земельного налога и пени по указанным налогам.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
С данным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговые органы исполнили обязанность обратиться за выдачей судебного приказа и, в случае его отмены, у них имелось право в течение шести месяцев после отмены судебного приказа предъявить административный иск.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ.
Материалами административного дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что судебный приказ о взыскании с Денисова С.В. обязательных платежей был вынесен мировым судьей по заявлению налогового органа, мировой судья не усмотрел по указанному мотиву правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ), оснований иным образом оценивать эти обстоятельства у суда не имеется.
С учетом изложенного, налоговым органом не пропущен срок давности при обращении в суд с данным иском.
Административный ответчик доказательств уплаты суммы задолженности по недоимкам и пени не представил.
Учитывая, что требования налогового органа до настоящего времени административным ответчиком не исполнены, исковые требования административного истца о взыскании с ответчика пеней являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению, а именно, подлежит взысканию задолженность по обязательным платежам в общей сумме 57383 руб. 28 коп., из них: налог на имущество физических лиц в размере 36333 руб. за 2022 год, земельный налог в размере 3660 руб. за 2022 год, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17390 руб. 38 коп.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Денисова С.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1921 руб. 50 коп.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с Денисова С.В., ИНН №, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области задолженность в общей сумме 57383 руб. 28 коп., из них: налог на имущество физических лиц в размере 36333 руб. за 2022 год, земельный налог в размере 3660 руб. за 2022 год, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17390 руб. 38 коп.
Взыскать с Денисова С.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1921 руб. 50 коп.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з ФИО3
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №а-1156/24 Железнодорожного районного суда <адрес>.