УИД 61RS0040-01-2024-000212-20
Дело № 2-234/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2024 года сл. Большая Мартыновна
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галимуллиной Н.Ф.,
с участием прокурора Мартыновского района Ростовской области Маслакова А.В.
при секретаре Талалайко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мартыновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мартыновского сельского поселения об обязании принятия мер по проведению оценки состояния зеленых насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Мартыновского сельского поселения указав, что прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона администрацией Мартыновского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений не проведена, учет зеленых насаждений не ведется, не выполняются мероприятия по долгосрочной, ежегодной, оперативной оценке состояния зеленых насаждений. По факту выявленных нарушений в адрес главы администрации 12.02.2024 внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения в полном объеме не устранены. Указанное влечет невозможность определить степень повреждения деревьев, а равно невозможность принятия своевременных мер к обрезке/вырубке аварийных зеленых насаждений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просят обязать администрацию Мартыновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести с составлением паспорта долгосрочную оценку состояния зеленых насаждений, расположенных на территории Мартыновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области.
Прокурор Мартыновского района Ростовской области Маслаков А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Мартыновского сельского поселения Мартыновского района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституция Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В силу ч. 2, 3 ст. 61 Федерального закона № 7-ФЗ охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
В целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 03.08.2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области».
В силу ч. 6 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 03.08.2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» порядок охраны зеленых насаждений устанавливается Правительством Ростовской области.
Согласно ч. 1.2 ст. 1 постановления Правительства РО от 30.08.2012 № 819 «Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» (далее - Порядок) в целях реализации настоящего Порядка органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - органы местного самоуправления) принимаются муниципальные правовые акты, учитывающие социально-экономические, природно-климатические и другие особенности территорий и устанавливающие требования, нормы не ниже требований и норм, установленных Областным законом от 03.08.2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» и настоящим Порядком.
В разделе 5 настоящего Порядка прописаны требования к проведению оценки состояния зеленых насаждений.
Согласно п. 5.1, 5.3, 5.4, 5.6, 5.9, 5.10 Порядка оценка состояния зеленых насаждений - деятельность по получению сведений о количественных и качественных параметрах состояния зеленых насаждений.
Оценка состояния зеленых насаждений подразделяется на долгосрочную, ежегодную (весной и осенью) и оперативную.
Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется специализированными организациями или квалифицированными специалистами. По результатам долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений составляется паспорт объекта зеленых насаждений.
Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется с периодичностью 1 раз в 10 лет.
Документом, отображающим результаты долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений.
При проведении ежегодной (весной или осенью) оценки состояния зеленых насаждений определяются качественные и количественные параметры состояния зеленых насаждений.
По результатам ежегодной оценки состояния зеленых насаждений составляется акт оценки зеленых насаждений. Уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления на основании акта оценки состояния зеленых насаждений вносят изменения в паспорт объекта зеленых насаждений.
Акт оценки состояния зеленых насаждений составляется и подписывается должностным лицом органа местного самоуправления или в случае, предусмотренном пунктом 2.21 раздела 2 настоящего Порядка, - членами комиссии. Срок действия акта - не более трех лет.
Проведение долгосрочной и оперативной оценки состояния зеленых насаждений проводится исключительно с привлечением граждан и (или) общественных объединений, о чем делается соответствующая запись в паспорте объекта зеленых насаждений и в акте оценки состояния зеленых насаждений.
При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение указанных требований закона, администрацией Мартыновского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений не проведена, учет зеленых насаждений не ведется. Вследствие чего не выполняются мероприятия по долгосрочной, ежегодной, оперативной оценке состояния зеленых насаждений.
Указанное влечет невозможность определить степень повреждения деревьев, а равно невозможность принятия своевременных мер к обрезке/вырубке аварийных зеленых насаждений в соответствии с требованиями действующего законодательства.
12.02.2024 прокуратурой района главе администрации Мартыновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения в полном объеме не устранены.
Таким образом, исходя из указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать администрацию Мартыновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области (ОГРН 1056118015447) в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести с составлением паспорта долгосрочную оценку состояния зеленых насаждений, расположенных на территории Мартыновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Галимуллина Н.Ф.
Решение в окончательной форме принято 14.05.2024.