59RS0042-01-2022-000006-65
судья Белёв И.П.
дело № 7-796/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 мая 2022 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника К. на постановление судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 09.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агроторг»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 09.03.2022 общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее - ООО «Агроторг», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник К. просит постановление судьи изменить, полагая о суровости назначенного наказания и наличие оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель ООО «Агроторг», защитник К., извещенные надлежаще о времени и месте судебного заседания, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Пункт 3 статьи 29 данного Закона устанавливает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (части 1, 3 статьи 29 данного Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
В связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции «COVID-2019», в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией «COVID- 2019» на территории Пермского края и обеспечения безопасности работающих, главным государственным санитарным врачом по Пермскому краю приняты постановление № 2326 от 11.04.2020 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-2019» на территории Пермского края» и постановление № 2397 от 13.04.2020 «О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению».
Как усматривается из материалов дела, согласно предписанию о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 15.04.2020 № 810 ООО «Агроторг» при осуществлении деятельности на территории Пермского края предписано провести дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
При проведении проверки исполнения дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установленных предписанием, установлено, что по состоянию на 01.11.2021 ООО «Агроторг» в период введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) не обеспечило в период времени с 14 час. 40 мин. до 15 час. 15 мин. при осуществлении деятельности по розничной торговле в магазине «***» по адресу: ****, необходимый запас дезинфицирующих средств вируцилидного действия для проведения уборки помещений, обработки поверхностей и др. целей;
- в период времени с 15 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин. при осуществлении деятельности по розничной торговле в магазине «***» по адресу: ****, наличие в туалетной комнате для сотрудников дозатора для обработки рук с кожным антисептиком; необходимый запас дезинфицирующих средств вируцилидного действия для проведения уборки помещений, обработки поверхностей и др. целей; в период времени с 16 час. 25 мин. до 17 час. 00 мин. при осуществлении деятельности по розничной торговле в магазине «Пятерочка» по адресу: ****, необходимый запас дезинфицирующих средств вируцилидного действия для проведения уборки помещений, обработки поверхностей и др. целей; что свидетельствует о невыполнении пунктов 6,7,8 предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий от 15.04.2020 № 810.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ООО «Агроторг» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и последующего привлечения общества к административной ответственности.
Факт совершения ООО «Агроторг» вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 20.12.2021, актами проверки от 01.11.2021, фотоматериалами и иными материалами дела, всесторонняя, полная и объективная оценка которым дана судьей районного суда при рассмотрении дела.
Судья районного суда, оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии вины ООО «Агроторг» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и правильно квалифицировал действия юридического лица по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Агроторг» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, за нарушение которых частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО «Агроторг» всех зависящих мер для соблюдения действующих санитарных правил, выполнения противоэпидемических мероприятий, не представлено, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности. Оснований полагать об отсутствии вины юридического лица не имеется.
ООО «Агроторг», осуществляя деятельность в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе осуществлять обязательные противоэпидемические мероприятия, и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.
Несогласие заявителя с выводами судьи районного суда и оценкой имеющихся в деле доказательств правовым основанием к отмене постановления не является.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для снижения размера административного штрафа, наложенного на общество, и назначения наказания ниже низшего предела с учетом доводов, изложенных в настоящей жалобе, не имеется. Избранная мера административного наказания является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного административного правонарушения.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания заявителем не представлено, равно как не представлено доказательств того, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а также осуществляемых им видов деятельности, наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ также не установлено. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО «Агроторг», допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 09.03.2022 оставить без изменения, жалобу защитника К. - без удовлетворения.
Судья – подпись