№ 13а-212/2023
дело № 2а-9/2022
(2а-119/2021)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь 22 мая 2023 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,
при секретаре Котельницком Б.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» о разъяснении решения Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года по административному делу № 2а-9/2022 (2а-119/2021) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым об установлении кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, возложении обязанности совершить определённые действия,
с участием заинтересованных лиц Администрации города Симферополя Республики Крым, Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, ИФНС России по городу Симферополю Республики Крым,
установил:
решением Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» удовлетворено частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27194+/-58 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование – склады, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 53713000 (пятьдесят три миллиона семьсот тринадцать тысяч) рублей. Взыскано с Совета министров Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» (ОГРН 1149102027942, ИНН 9102018677, КПП 910201001) в счёт возмещения государственной пошлины, уплаченной при подаче иска 2000 (две тысячи) рублей, в счёт возмещения стоимости услуг по составлению отчёта № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, в общей сумме 27000 (двадцать семь тысяч) рублей. Взыскано с Совета министров Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» (ОГРН 1027000867750, ИНН 7018043400, р/с <данные изъяты>) в счёт возмещения стоимости услуг за производство судебной оценочной экспертизы №21/01 от 21 января 2022 г. 120000 (сто двадцать тысяч) рублей. В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» отказано.
20 апреля 2023 года в адрес Верховного Суда Республики Крым поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» (далее ООО «ЮГТОРГПРОМ») о разъяснении решения Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года в части способа и порядка его исполнения, а также органа, уполномоченного осуществлять принудительное исполнение исполнительного листа серии ФС № 041068796.
В обоснование заявления указывается, что исполнительный документ, выданный на основании вышеуказанного решения суда, возвращён взыскателю ООО «ЮГТОРГПРОМ» без исполнения с указанием, что должнику – Совету министров Республики Крым счета в Управлении федерального казначейства по Республике Крым не открыты. В последующем, Министерством финансов Республики Крым было отказано в исполнении требований исполнительного документа в связи с тем, что данное Министерство не осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении Совета министров Республики Крым. Также судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Центральному району г. Симферополя было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Исполнительный документ не исполнен, что является нарушением прав административного истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд, с учётом положений статьи 150, части 3 статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания. Это правило применимо и к определениям, вынесенным апелляционным судом в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков, оно производится в случае неясности, противоречивости и нечёткости решения. При этом суд не может под видом разъяснения решения изменить его или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства.
Таким образом, разъяснение решения суда является одним из способов устранения его недостатков, заключается в более полном и понятном изложении тех частей решения, уяснение которых вызывает затруднение, предполагает неясность, неопределённость либо неоднозначность толкования, решение суда подлежит разъяснению в тех случаях, когда неполнота или неясность решения не позволяют исполнить его либо существенно затрудняют его исполнение. Судебное решение разъясняется при условии его неясности, противоречивости или нечёткости. Суд не может под видом разъяснения решения изменить или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства.
В заявлении ставится вопрос о разъяснении способа и порядка исполнения решения Верховного Суда Республики Крым в части взыскания с Совета министров Республики Крым в пользу ООО «ЮГТОРГПРОМ» в счёт возмещения государственной пошлины, уплаченной при подаче иска 2000 рублей, в счёт возмещения стоимости услуг по составлению отчёта № 024-2020 от 4 декабря 2020 года об определении рыночной стоимости 25000 рублей, в общей сумме 27000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года судебные расходы по делу взысканы с Совета министров Республики Крым как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Частью 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» исполнение судебных актов о возмещении вреда, причинённого в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счёт средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счёт казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счёт казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Согласно уведомлению Управления Федерального казначейства по Республике Крым от 23 мая 2022 года, направленному в адрес общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ», должнику – Совету министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424) счета в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым не открыты.
Указанное также подтверждается письменными пояснениями Совета министров Республики Крым об отсутствии лицевых счетов в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Регламент Совета министров Республики Крым, утверждённый постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года № 242, определяет порядок деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», иными законами Республики Крым.
Совет министров Республики Крым не включён в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 года №163-н.
При этом согласно письменных пояснений представителя Совета министров Республики Крым, финансирование Совета министров Республики Крым осуществляется за счёт средств бюджета Республики Крым, в связи с чем, считают, что обозначенная в решении сумма взыскания подлежит возмещению за счёт средств бюджета Республики Крым.
При таких данных, взыскание денежных средств с Совета министров Республики Крым подлежит за счёт средств бюджета Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 30 мая 2022 года решение Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года по настоящему делу было разъяснено.
Между тем, из письменных пояснений Министерства финансов Республики Крым от 12 мая 2023 г. следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 50н «Об утверждении Порядка направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами о передаче (прекращении осуществления) отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и их рассмотрения Федеральным казначейством», функции финансового органа Республики Крым в части открытия и ведения лицевых счетов, предназначенных для учёта операций по исполнению бюджета, главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета с 1 января 2022 года переданы Управлению федерального казначейства по Республике Крым.
Кроме того, согласно пункту 9.31 Приказа Казначейства России от 24 марта 2014 года № 43 «Об утверждении положений об Управлении Федерального казначейства по Республике Крым и Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю» Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет следующие функции в установленной сфере деятельности организует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений.
Учитывая изложенное, судебные расходы, взысканные решением Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года по административному делу № 2а-9/2022 (2а-119/2021) с Совета министров Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» в счёт возмещения судебных расходов в общей сумме 27000 рублей подлежат возмещению за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Крым с исполнением настоящего определения Управлением Федерального казначейства по Республике Крым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 185, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
заявление общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» о разъяснении решения Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года по административному делу № 2а-9/2022 (2а-119/2021) – удовлетворить.
Разъяснить решение Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года в части взыскания с Совета министров Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» расходов в общей сумме 27000 (двадцать семь тысяч) рублей.
Указать, что решение Верховного Суда Республики Крым от 24 февраля 2022 года в части взыскания с Совета министров Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮГТОРГПРОМ» (ОГРН 1149102027942, ИНН 9102018677, КПП 910201001) в счёт возмещения государственной пошлины, уплаченной при подаче иска 2000 (две тысячи) рублей, в счёт возмещения стоимости услуг по составлению отчёта № 024-2020 от 4 декабря 2020 года об определении рыночной стоимости 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, в общей сумме 27000 (двадцать семь тысяч) рублей, подлежит исполнению Управлением федерального казначейства по Республике Крым за счёт средств бюджета Республики Крым.
Определение может быть обжаловано в срок, предусмотренный частью 1 статьи 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в порядке, установленном статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова