УИД: 66RS0009-01-2023-000381-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.04.2023 город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Балицкой Е.В.
при секретаре судебного заседания Благодатских С.Л.
с участием помощника прокурора Ищенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-839/2023 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Бондаревой А. С., несовершеннолетних Б.К.Н., Б.У.Н., З.В.Н., М.А.В., М.А.И. к Администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Дзержинского района г.Нижний Тагил в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «город Нижний Тагил» в котором, просит предоставить Администрацию г.Нижний Тагил предоставить Бондаревой А.С., Б.К.Н., Б.У.Н., З.В.Н., М.А.В., М.А.И. по договору социального найма жилое помещение площадью не менее 24 кв.м. в г.Нижний Тагил, взамен жилого помещения непригодного для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой района организованы надзорные мероприятия по обращению Бондаревой А.С. о нарушении жилищных прав ее и ее несовершеннолетних детей. В результате проверки установлено, что Бондарева А.С., а также ее несовершеннолетние дети являлись нанимателями <адрес>, площадью 24 кв.м., по договору социального найма. До настоящего времени данные лица имеют регистрацию в указанном жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Нижний Тагил вынесено постановление №-П о сносе здания, однако иного жилого помещения истцам не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил Свердловской области Ищенко А.В. на заявленных требованиях наставил по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.
Истец Бондарева А.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Б.К.Н., Б.У.Н., З.В.Н., М.А.В., М.А.И., в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела заявлено не было.
Представитель ответчика Администрации г.Нижний Тагил Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства дела, о причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела заявлено не было.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" на органы прокуратуры РФ возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
Действующим законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Судом установлено, что Бондарева А.С., а также ее несовершеннолетние дети Б.К.Н., Б.У.Н., З.В.Н., М.А.В., М.А.И. являлись нанимателями <адрес>, площадью 24 кв.м., по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Нижний Тагил вынесено постановление №-П о сносе здания. При этом иного жилого помещения Бондаревой А.С. и ее несовершеннолетним детям не предоставлено.
На основании изложенных выше норм закона, суд полагает возможным удовлетворить требований прокурора Дзержинского района г.Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности предоставить Бондаревой А.С. и ее несовершеннолетним детям жилого помещения взамен признанного аварийеым и подлежащим сносу.
При определении площади предоставляемого жилого помещения суд учитывает площадь ранее занимаемого жилого помещения, поскольку в данном случае предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, в связи с чем не подлежат учету иные обстоятельства.
Кроме того, исходя из разъяснений, данных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (абзац первый).
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность предоставить Бондаревой А. С., несовершеннолетним Б.К.Н., Б.У.Н., З.В.Н., М.А.В., М.А.И. жилое помещение, площадью не менее 24 кв.м., по договору социального найма, взамен непригодного для жилья жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и/или принесения апелляционного представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 02.05.2023
Судья: Е.В.Балицкая