Дело 12-243/2021
Судья: Филиппова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
29 июля 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Кононова Валерия Викторовича, действующего в интересах Джонсон Блессинг, на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Нигерии Джонсон Блессинг,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2021 года гражданка Нигерии Джонсон Блессинг признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации с помещением до выдворения в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Чувашской Республике.
Защитник Кононов В.В., действующий на основании ордера в интересах Джонсон Блессинг, подал в Верховный Суд Чувашской Республики жалобу на указанное постановление, одновременно завил ходатайство о восстановлении срока его обжалования. В обоснование жалобы указывает, что суд не обеспечил реальную возможность Джонсон Блессинг воспользоваться помощью адвоката и услугами переводчика, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии переводчика, не переведен и ей не вручен. При отсутствии у Джонсон Блессинг документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, процедура по установлению ее личности не проводилась, экспертиза по установлению личности не назначалась и не проводилась. Полагает, что постановление вынесено в отношении другого лица, в связи с чем просит производство по делу прекратить из-за отсутствия субъекта в составе административного правонарушения.
В судебное заседание защитник - адвокат Кононов В.В. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть ходатайство и жалобу в его отсутствие. Джонсон Блессинг о дате, времени и месте рассмотрения жалобы и ходатайства извещена.
Содержащиеся в жалобе защитника Кононова В.В. ходатайства об истребовании постановления судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 20 апреля 2021 года по делу № 5-911/2021, из Посольства республики Нигерии данных свидетельствующих об установлении личности Джонсон Блессинг рассмотрено и определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 июля 2021 года отклонено.
Рассмотрев ходатайство и жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела копию постановления от 20 апреля 2021 года Джонсон Блессинг получила 20 апреля 2021 года.
На указанное постановление защитником Кононовым В.В. в установленный срок 30 апреля 2021 подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики, которая возвращена определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 мая 2021 года в связи с подачей в электронном виде.
Повторно жалоба на указанное постановление подана защитником Кононовым В.В. 14 мая 2021 года, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на ее подачу.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 мая 2021 года в восстановлении пропущенного срока обжалования указанного постановления отказано.
Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июля 2021 года № 16-4827/2021 определение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 мая 2021 года об отказе в восстановлении срока обжалования постановления судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Верховный Суд Чувашской Республики на стадию принятия жалобы защитника Кононова В.В. на постановление судьи районного суда для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока его обжалования.
Из материалов дела следует, что при первоначальном обращении с жалобой на постановление судьи районного суда установленный вышеуказанными правовыми нормами срок обжалования был соблюден.
С учетом того, что первоначальная жалоба подана в установленный срок, недостатки жалобы незамедлительно устранены, повторно с жалобой защитник Кононов В.В. обратился в суд в кратчайшие сроки - 14 мая 2021 года, ходатайство защитника о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2021 года подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 20 апреля 2021 года в 15 час. 15 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства, по адресу: Чувашская Республика, <адрес> выявлена гражданка Нигерии Джонсон Блессинг, допустившая нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно сведениям АС ЦБДУИГ ФМС России уроженка Бенина Джонсон Блессинг прибыла в Российскую Федерацию 28 июля 2010 года с целью туризма (л.д. 7).
Указанные обстоятельства, послужили основанием для привлечения гражданки Нигерии Джонсон Блессинг к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вопрос об установлении лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В случае, когда достоверность персональных данных, указанных иностранным гражданином о себе, подтвердить не представляется возможным, законодателем предусмотрена специальная процедура установления личности иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной Приказом от 28 марта 2017 г. № 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства».
Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).
В нарушение приведенных требований закона судьей районного суда было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, личность которого в установленном законом порядке не была установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований действующего законодательства.
Как следует из материалов дела на стадии возбуждения дела об административном правонарушении личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устанавливалась на основании АДИС «Папилон». Данные о документе, удостоверяющим личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, отсутствуют в протоколе об административном правонарушении, заключения об установлении личности иностранного гражданина в материалах дела также не имеется. Обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение страны проживания иностранного гражданина об оказании содействия в установлении его личности и документировании в материалах дела также не имеется.
Наличие в материалах дела сведений из АДИС «Папилон», на основании которых должностным лицом установлена личность Джонсон Блессинг, нельзя признать надлежащим установлением ее личности, поскольку в материалах настоящего дела документа, удостоверяющего на основании определенных процедур предусмотренных законом, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, и оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не имеется (л.д. 6).
Согласно подпункту «к» статьи 9 Федеральный закон от 25 июля 1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 4 статьи 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе в числе прочего использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Сопоставление данных дактилоскопии с данными заявителя позволяет со стопроцентной уверенностью установить личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Таким образом, административный орган мог использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации, поскольку такие сведения являются индивидуальными и не могут принадлежать иному лицу, при вынесении заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Судья районного суда при отсутствии документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности, рассмотрел дело по существу с вынесением постановления о назначении данному лицу административного наказания по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда соблюдены не были. При рассмотрении дела судья районного суда не истребовал из ОВМ ОП- 1 УМВД России по г. Чебоксары личное дело в отношении иностранного гражданина Джонсон Блессинг, не проверил наличие заключения об установлении личности иностранного гражданина.
Поскольку при производстве по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 20 апреля 2021 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Изложенные защитником доводы, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики жалобы, касающиеся существа обжалуемого акта, могут быть заявлены при новом рассмотрении данного дела в районном суде.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Нигерии Джонсон Блессинг отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова