Судья: Михеева Е.Я. Дело № 33а-5364/2023
УИД: №
Дело № 2а-1189/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре – Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области, Управления ФНС России по Самаркой области в лице представителя Марьевой А.К. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 февраля 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей УФНС России по Самарской области Веремеенко С.А., Богатовой О.И. (по доверенности), представителя Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области Канцеляристова М.Д. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Кулахметова В.Н. – Амитова Р.Т., Цупровой К.Б. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулахметов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
В обоснование заявленных требований указано, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г., на основании которой составлен акт налоговой проверки № от 27 мая 2022 г., в отношении Кулахметова В.Н. принято решение № от 18 июля 2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога в размере <данные изъяты> руб., начислены пени в размере <данные изъяты> руб. Кулахметов В.Н. считает указанное решение налогового органа незаконным, поскольку в результате международного автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, Межрайонной ИФНС № 2 России по Самарской области установлено, что Кулахметову В.Н. принадлежит счет № в иностранном банке <данные изъяты>, на который по состоянию на 31 декабря 2018 г. поступили денежные средства в размере <данные изъяты> USD. Налоговый орган посчитал данные денежные средства доходом от реализации финансовых активов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, что повлекло нарушение налогоплательщиком статей 208, 210, 228, 229 НК РФ, выразившееся в непредставлении налоговой декларации формы 3-НДФЛ за 2018 г., неисчислении и неуплате НДФЛ. По мнению Кулахметова В.Н. решение налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности является незаконным, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что им получен доход от реализации финансовых активов. Сведения, полученные по международному обмену, являются производным документом – справкой, которая таким доказательством не является. Налоговому органу представлен договор займа от 29 октября 2010 г., заключенный между Кулахметовым В.Н. (заемщик) и М, С. (займодавец), по которому займодавец перечисляет заемщику денежные средства от своей профессиональной деятельности на строительство (покупку) семейной недвижимости в одной из европейских стран. Данный договор свидетельствует, что денежные средства, поступившие на счет Кулахметова В.Н., не являются его доходом. Из представленной в налоговый орган выписки движения денежных средств по счету следует, что денежные средства перечислялись на счет Кулахметова В.Н. от компании, в которой осуществлял профессиональную деятельность займодавец М. С. Однако налоговым органом сделан вывод, что представленные документы не подтверждают факт неполучения дохода.
Решением УФНС по Самарской области от 20 сентября 2022 г. апелляционная жалоба Кулахметова В.Н. от 18 августа 2022 г. оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нарушение своих прав, Кулахметов В.Н. просил суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области № от 18 июля 2022 г. о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано недействительным и отменено решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области от 18 июля 2022 г. № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области, Управление ФНС России по Самаркой области в лице представителя Марьевой А.К. ставят вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям статей 176, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии представители Управление ФНС России по Самаркой области Веремеенко С.А., Богатова О.И. (по доверенности), представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области Канцеляристов М.Д. (по доверенности) (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Кулахметова В.Н. – Амитов Р.Т., Цупрова К.В. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кулахметов В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации за исключением процентов, предусмотренных подп. 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по предоставляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских, депозитарных расписок; доходы от реализации: за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке;
4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;
5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам относятся:
1) денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые):
эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;
в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг.
2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями производных финансовых инструментов;
3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;
4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;
5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;
6) расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;
7) биржевой сбор (комиссия);
8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;
9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования;
10) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса;
11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;
12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.
Исчисление и уплату налога в соответствии с пунктом 1 статьи 228 НК РФ обязаны производить физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов.
Налогоплательщики обязаны, в частности, уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов.
В соответствии со статьей 229 НК РФ установлена обязанность представления декларации по форме 3-НДФЛ налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок предоставления декларации по 3-НДФЛ за 2018 год - не позднее 30 апреля 2019 г.
Судом установлено, что на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о проведении выездной налоговой проверки от 29 декабря 2021 г. № в отношении Кулахметова В.Н. в период с 29 декабря 2021 г. по 28 марта 2022 г. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г., по результатам которой установлена неуплата налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, составлен акт выездной налоговой проверки № от 27 мая 2022 г. (т. 1 л.д. 57-65).
По результатам налоговой проверки в отношении Кулахметова В.Н. Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области принято решение № от 18 июля 2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым он привлечён к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в размере <данные изъяты> руб., доначислен НДФЛ в размере <данные изъяты> руб., а также начислены пени в размере <данные изъяты> руб. (т. 1 л.д. 66-73).
18 августа 2022 г. Кулахметов В.Н. подал апелляционную жалобу в УФНС по Самарской области (т. 1 л.д. 31-32).
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Самарской области решением от 20.09.2022 № оставило ее без удовлетворения (т. 1 л.д. 33-37).
Судом также установлено, что между Кулахметовым В.Н. (Заёмщик) и М. (Займодавец) заключен договора займа от 29 октября 2010 г. по условиям которого Займодавец перечисляет Заёмщику на его счёт № в <адрес>, денежные средства от своей профессиональной деятельности на строительство (покупку) семейной недвижимости в одной из европейских стран (т. 1 л.д. 38).
Из ответа бывшего директора компании следует, что М. предоставлял IT-услуги для <данные изъяты>. Компания переводила платежи за услуги на банковский счёт в <данные изъяты>, принадлежавший гражданину В.Кулахметову, который является близким родственником М.. Компания <данные изъяты> ликвидирована в 2019 г. (т.1 л.д. 39).
Из выписки движения денежных средств по счёту за 2014 г. следует, что 16 января 2014 г. на счёт поступили денежные средства в размере <данные изъяты> CHF, которые списаны 4 февраля 2014 г.; 27 марта 2014 г. на счет поступили денежные средства в размере <данные изъяты> CHF, списаны - 2 апреля 2014 г. (т. 1 л.д. 40).
В ходе судебного заседания административным истцом представлено соглашение к договору займа от 30 июля 2010 г., согласно которому сумма займа, получаемая им по договору займа, составляет <данные изъяты> USD, сумма займа предоставляется в течение 10 лет полностью или частями на счет Заемщика № <данные изъяты> непосредственно Займодавцем либо третьими лицами по указанию Займодавца (т. 1 л.д. 102).
Также в материалы дела представлен акт приема-передачи денежных средств по договору займа от 3 ноября 2018 г., согласно которому Заемщик вернул, а Займодавец принял денежные средства в размере <данные изъяты> USD, поступившие и находящиеся на счете № <данные изъяты> (т. 1 л.д. 103).
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств получения административным истцом в 2018 г. дохода от реализации финансовых активов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о незаконности решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области № от 18 июля 2022 г. о привлечении Кулахметова В.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судебная коллегия находит данные выводы ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с осуществлением автоматического обмена финансовой информацией получает от организации финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а также иную информацию, представляемую в соответствии с настоящей главой.
Судом, в данном случае при разрешении спора, оставлено без внимания, что международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств осуществляется на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 27 мая 2010 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. №№ 325-ФЗ) и многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., подписанного на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. № 834-р. (далее - CRS MCAA) (т. 1 л.д.22-30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2018 г. № 428 утверждены Правила передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации, пунктом 3 которых предусмотрено, что ФНС России осуществляет автоматический обмен информацией в соответствии с CRS MCAA.
Подпунктом «f» статьи 1 «Определения» CRS MCAA для целей использования в соглашении дано понятие Общего стандарта отчетности (the term «Common Repotring Standard»), которое означает «стандарт автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях (включая Комментарии), разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития с участием стран «Группы двадцати»».
Согласно пункту 5 статьи 3 «Сроки и способ обмена информацией» CRS MCAA, компетентные органы будут автоматически обмениваться информацией, которая описана в Статье 2 согласно схеме общего стандарта отчетности (the common repotring standard schema) в формате Расширяемого языка разметки «Extensible Markup Language».
Пунктами 2 и 4 Правил установлено, что автоматический обмен информацией осуществляется посредством передачи и получения на автоматической основе электронных документов установленного формата.
Таким образом, вышеуказанными положениями международных соглашений, а также постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен электронный документооборот установленного формата между ФНС России и компетентными органами иностранных государств (территорий) в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией, что в данном случае судом не учтено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 142.3 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и территориальные налоговые органы вправе использовать финансовую информацию организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), полученную в соответствии с настоящей главой, при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 4 статьи 142.3 НК РФ определено, что финансовая информация в электронной форме от организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), поступившая в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, приравнивается к информации, полученной на бумажном носителе.
Материалами дела подтверждается, что в рамках международного автоматического обмена информацией в ФНС России в сентябре 2019 г. поступили электронные документы от Федерального налогового управления Швейцарской Конфедерации и Налогового управления финансов Республики Хорватия о счетах и доходах, полученных Кухлахметовым В.Н. по состоянию на 31 декабря 2018 г.:
счет № в банке «<данные изъяты>» (идентификационный номер №, Швейцария), выплачен доход в размере <данные изъяты> USD от реализации финансовых активов;
счет № в банке «<данные изъяты>» (идентификационный номер №, филиал <адрес>), выплачен доход в размере <данные изъяты> USD в виде процентов.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией, представленной налоговым органом в суд апелляционной инстанции на электронном носителе (т. 2 л.д. 220), который обозревался в судебном заседании.
Допрошенный в судебном заседании апелляционной инстанции в качестве специалиста заместитель начальника Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России - Г. В.И. подтвердил получение ФНС России вышеуказанной информации, представил на обозрение судебной коллегии на электронном носителе данные Международного автоматического обмена финансовой информацией в отношении Кулахметова В.Н. в форме электронных документов, соответствующих формату XML-схемы общего стандарта отчетности, а также пояснил, что электронные документы, получаемые ФНС России в рамках автоматического обмена финансовой информацией, содержат следующие блоки:
служебная часть электронного документа, в которой содержится его отправитель и получатель, уникальный номер документа, вид документа, отчетный период, за который предоставляется документ, дата и время формирования документа;
идентификационные сведения об иностранной финансовой организации, в которой открыт счет: наименование, идентификационный номер, адрес местонахождения;
сведения о счете в иностранной финансовой организации: номер счета и его статус;
идентификационные и иные сведения о владельце счета: фамилия, имя, отчество, дата рождения, код страны резидентства, адрес в стране резидентства, ИНН (при наличии);
стоимостные сведения по счету: остаток денежных средств по счету на конец отчетного периода (валюта баланса и сумма) и выплаты доходов по счету за отчетный период (вид дохода, валюта дохода, сумма дохода).
Применительно к выплатам дохода, в электронных документах, получаемых в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией, иностранные финансовые организации сообщают только о четырех видах доходов, выплачиваемых иностранным налогоплательщика, а именно дивиденды (код CRS501); проценты (код CRS502); валовый доход от реализации/отчуждения финансовых активов (код CRS503); иной доход от финансовых активов, находящихся на счете (код CRS504). В четвертую категорию доходов включаются выплаты налогоплательщикам по инвестиционным договорам жизни, а также выплаты по активам, находимся в управлении трастов фондов и иных структур без образования юридического лица. В электронном документе, получаемом ФНС России в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией с кодом дохода CRS503 - валовый доход от реализации/отчуждения финансовых активов передаются данные о денежном выражении валового дохода от реализации или иного отчуждения финансовых активов, которые выплатила иностранная финансовая организация владельцу счета в течение заданного учетного периода.
Поскольку Кулахметов В.Н. на момент получения финансовых сведений в рамках международного обмена с иностранным государством являлся налоговым резидентом Российской Федерации и с учётом разъяснений Минфина России от 29 марта 2022 г. № 03-04-05/25344 по вопросу налогообложения доходов физических лиц, в части доходов в виде денежных средств, полученных от нерезидентов и зачисленных на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, Инспекцией принято решение вне рамок выездной налоговой проверки истребовать в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ у Кулахметова В.Н. документы, подтверждающие получение дохода за пределами Российской Федерации (требование от 07 мая 2021г. № о представлении документов (информации)) (т. 2 л.д.150-151).
По результатам изучения представленных Кулахметовым В.Н. документов и пояснений, налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 89 НК РФ вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки от 29.12.2021 №, предметом которой являлся налог на доходы физических лиц за 2018 год (т. 2 л.д.152).
При этом, судебная коллегия отмечает, что 30 декабря 2021 г., Кулахметовым В.Н. представлена декларация 3-НДФЛ за 2018 год, в которой задекларирован доход от источников за рубежом в виде процентов по счету №, открытом в банке «<данные изъяты>» (идентификационный номер №, филиал <адрес>), в размере <данные изъяты> USD в виде процентов.
Однако по счету № в банке «<данные изъяты>» (идентификационный номер №, Швейцария), где Кулахметову В.Н. также выплачен доход в размере <данные изъяты> USD от реализации финансовых активов, декларация 3-НДФЛ за 2018 г. не подавалась.
Установлено, что в рамках проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьями 93, 93.1 НК РФ Кулахметову В.Н. направлялись требования от 29 декабря 2021 г. №, от 22 февраля 2022 г. № о предоставлении договоров банковского счёта в иностранных банках и иных договоров об оказании финансовых услуг, из которых возможно было бы дополнительно установить существо правоотношений между налогоплательщиком и иностранными банками, а также банковских выписок, отчетов доверительного управления, сведений о полученных доходах в 2018 году от источников за пределами Российской Федерации и уплаченных налогах с полученных доходов, для целей квалификации полученных доходов и реализации права налогоплательщика на заявление к вычету расходов, связанных с приобретением финансовых активов, сведения о которых поступили в ФНС России от вышеуказанных компетентных органов Швейцарии (т. 2 л.д.156-157, 162-163).
Однако, вышеперечисленные документы, связанные с получением дохода Кулахметовым В.Н. от реализации финансовых активов на сумму <данные изъяты> USD, поступившего в 2018 году на его счет № в иностранном банке <данные изъяты> за пределами территории Российской Федерации, не представлены.
27 мая 2022 г. в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 100 НК РФ составлен акт налоговой проверки № и 18 июля 2022 г. материалы проверки рассмотрены с участием Кулахметова В.Н., о чем составлен протокол № и вынесено решение № о привлечении Кулахметова В.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2 л.д.180-188, 197-198, 199207).
Согласно положениям статей 209, 210 НК РФ доход, полученный физическим лицом от источника за пределами Российской Федерации, подлежит обложению НДФЛ в общем установленном налоговым законодательством порядке.
Таким образом, выводы налогового органа о том, что у Кулахметова В.Н. имелась обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год в срок не позднее 30 апреля 2019 г. с отражением доходов от реализации финансовых активов, а также процентов полученных от источников за пределами Российской Федерации, являются правильными.
При этом доказательств, отвечающих в соответствии со статьями 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципу относимости и допустимости, опровергающих установленные налоговым органом факты и обстоятельства, административным истцом в материалы административного дела не представлено.
Доводы административного истца и его представителей о том, что на указанные выше счета денежные средства поступали во исполнение условий договора займа, заключенного 29 октября 2010 г. между Кулахметовым В.Н. (Заёмщик) и М. (Займодавец) для строительства (покупки) семейной недвижимости в одной из европейских стран (т. 1 л.д. 38) и доходом не являются, расцениваются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку данные доводы не опровергают сведения, полученные ФНС России в установленном законом порядке в рамках международного автоматического обмена информацией от Федерального налогового управления Швейцарской Конфедерации и Налогового управления финансов Республики Хорватия о счетах и доходах, полученных Кухлахметовым В.Н. по состоянию на 31 декабря 2018 г. Доказательств недостоверности данных сведений в материалы дела не представлено.
Доводы административного истца и его представителей о том, что по договору займа от 29 октября 2010 г. на счет административного истца поступали денежные средства в 2014 г. от фирмы, где работал М. С. в размере <данные изъяты> Швейцарских франков не свидетельствуют о неправильности оспариваемого решения налогового органа, поскольку предметом проверки в данном случае являлся доход, в размере <данные изъяты> долларов США полученный в 2018 г., о котором сообщено в ФНС России в порядке международного взаимодействия.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что порядок и срок проведения налоговой проверки, составление акта и принятия оспариваемого решения налоговым органом соблюдены, нарушений проведения процедуры принятия решения не установлено. Оспариваемое решение принято уполномоченным лицом в соответствии с требованиями налогового законодательства.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать правильным, соответственно, оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Кулахметовым В.Н. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 февраля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Кулахметова В.Н. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области о признании недействительным решения налогового органа, оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –