Дело № 2-832/2024
УИД 23RS0054-01-2023-000937-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2024 года г. Туапсе
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Желдаковой В.П.
при секретаре Минасян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Туапсинского городского поселения <адрес> о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации Туапсинского городского поселения <адрес> о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на семью истцов.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО5 является собственником 2/3 доли жилого дома с кадастровым номером 23:51:0302005:674, площадью 117,1 кв.м., 2/3 доли жилого дома расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0302005:250, площадью 559 кв.м., находящемся по адресу: <адрес>. Право собственности на долю жилого дома возникло на основании Свидетельства на право собственности на землю, серии VI 1103-432 № выданного ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в установленном законом порядке. Собственником остальной 1/3 доли является ФИО1. 2/3 доли жилого дома, принадлежащие ФИО5, являются частью жилого дома, в соответствии со ст. 16 ЖК РФ. ФИО5 и члены ее семьи - сын — ФИО2, дочь ФИО3 и внучка ФИО4 проживают в изолированном жилом помещении, имеющем отдельный вход, кухню, санузел, отдельные жилые помещения. Вход в данное жилое помещение осуществляется отдельно от второго собственника. Земельный участок, на котором расположена часть дома является собственностью заявителя, жилой дом, фактически разделён, имеет отдельный от совладельца вход и автоподъезд. Заключены отдельные, только на данную жилую часть договоры, учёт потребления электроэнергии и воды осуществляется отдельно от совладельца. В результате чрезвычайной ситуации, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом пострадал. На момент чрезвычайной ситуации истцы были зарегистрированы и постоянно проживали в данном жилом помещении, иного жилого помещения в собственности они не имеют. Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены основания для признания помещения (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>А непригодным для проживания. Распоряжением администрации Туапсинского городского поселения <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден перечень жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых принято решение о признании помещений непригодными для проживания и жилой дом ФИО5 был также включен в данный перечень. Пунктом 3 Постановления Администрации Туапсинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 328 «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» для органов управления и сил муниципального звена Туапсинского городского поселения территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были определены границы ЧС по координатам и адресам домовладений в границах Туапсинского городского поселения, в районе <адрес>, в том числе, дома принадлежащего ФИО5 В соответствии с вышеизложенными фактами истцы обратились в администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилого помещения гражданами, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, приложив необходимые документы. Однако, в выплате социальной помощи в связи с ЧС семье истца было отказано ввиду того, что понятие «2/3 доли жилого дома» отсутствует в жилищном кодексе Российской Федерации, при этом имеется понятие «часть жилого дома». Информационным письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был проинформирован о невозможности ответчиком принять решение о выделении средств из бюджета <адрес> для предоставления нам социальной выплаты на приобретения жилого помещения взамен утраченного. Данное решение было мотивировано тем, что в силу положений ст. 16 ЖК РФ доля не является частью жилого дома. То есть по мнению ответчика понятие используемое в ст. 16 ЖК РФ «часть жилого дома» не тождественна понятию используемого при регистрации права на объект недвижимости «2/3 доля жилого дома». Данное обстоятельство не позволяет ответчику оказать истцу меры социальной поддержки, в виде социальной выплаты на приобретения жилого помещения. Однако данный вывод истцы считают ошибочным и противоречащим положениям порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения Туапсинского эайона от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, просит признать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Включить в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеющей право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения проживающими по адресу: <адрес>А, в составе: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истцы ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержив заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Туапсинского городского поселения <адрес> ФИО7, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. С заявленными исковыми требованиями согласилась, поскольку жилой дом ФИО5, где истица проживает вместе с другими истцами как членами ее семьи, действительно внесен в перечень жилых помещений, постарадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых принято решение о признании помещений непригодными для проживания, однако по обстоятельствам, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, принять решение о выделении истцам средств из бюджета <адрес> для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, не представилось возможным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требовний ФИО1, которая является собственником 1/3 доли домовладения совместно с ФИО5, и пострадавшего в результате чрезвычайной ситуаций муниципального характера, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена, о причинах неявки не сообщила.
Представитель третьего лица Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> в судебное заседание не явился, просил об отложении судебного заседания ввиду занятости в других судебных заседаниях.
Занятость представителя стороны в ином судебном процессе не предусмотрена законом в качестве безусловного основания для отложения рассмотрения дела, и не является уважительной причиной для отложения судебного заседания. Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. При этом, положенные в обоснование заявленного стороной ходатайства об отложении рассмотрения дела доводы оцениваются судом с точки зрения необходимости и уважительности.
В силу пункта 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Оснований для отложения судебного разбирательства суд не усмотрел, кроме того, в письменных возражениях представитель третьего лица Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> ФИО8 изложил свою позицию, просил об отказе в удовлетворении иска, поскольку доля в праве общей долевой собственности на жилой дом не является жилым помещением, соответственно, оснований для включения истцов в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, как имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на семью истцов, не имеется.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся этих граждан, предоставляются гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Как следует из материалов дела, ФИО5 является собственником 2/3 доли жилого дома, общей площадью 117,1 кв.м, в том числе жилой площадью 70,6 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Право ее собственности на долю жилого дома возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Вышеназванный жилой дом, расположен на земельном участке, общей площадью 559 кв.м. с кадастровым номером 23:51:0302005:250, категория земель «земли нселенных пунктов», который принадлежит ФИО5 на основании свидетельства о право собственности на землю VI-1103-432 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником другой 1/3 доли жилого дома по адресу: <адрес> является ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ на территории Туапсинского городского поселения <адрес> произошла чрезвычайная ситуация, вызванная сильными ливневыми дождями.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, были выявлены основания для признания помещения (жилого дома), принадлежащего ФИО5 непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Туапсинского городского поселения <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> 27.03.2023г., в отношении которых принято решение о признании помещений непригодными для проживания.
Жилой дом по адресу: <адрес>, был включен в данный перечень.
Постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 891 в редакции постановления губернатора от ДД.ММ.ГГГГ N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории <адрес>.
Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
В целях реализации указанного <адрес> N 3210-КЗ, ДД.ММ.ГГГГ принято постановление главы /губернатора/ <адрес> N 892, в соответствии с которым мера государственной поддержки предоставляется в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе, Туапсинском городском поселении <адрес> в марте 2023 года.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5, помимо нее постоянно проживают ее сын ФИО2, дочь ФИО3 и внучка ФИО4
Однако, в выделении средств из бюджета <адрес> для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, ответчиком было отказано, поскольку ФИО5 является собственником доли в праве собственности на жилой дом, которая, по мнению уполномоченного органа, не является жилым помещением.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации: постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. Это же положение предусмотрено и п. 2 раздела 1 Порядка предоставления.
Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином РФ; быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
При этом в соответствии п. 2 ст. <адрес> N 3210-КЗ меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.
Однако, согласно ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Разрешая исковые требования по существу, суд приходит к выводу о наличии у ФИО5, и членов ее семьи – ФИО2 (сына), ФИО3 (дочери), ФИО4 (внучки), условий для получения мер государственной поддержки по получению социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, поскольку фактически принадлежащая ФИО5 доля жилого дома является частью жилого дома, в соответствии со ст. 16 ЖК РФ.
Судом установлено, что в части жилого дома ФИО5 зарегистрированы и проживают истцы как одна семья, их часть жилого дома является изолированным жилым помещением от части дома ФИО1, имеет отдельный вход, кухню, санузел, отдельные жилые помещения. Вход в данное жилое помещение осуществляется отдельно от второго собственника. Земельный участок, на котором находится жилой дом, имеет отдельный от совладельцев подъезд. Водоснабжение и электроснабжение данной части жилого дома осуществляется отдельно от второго собственника по заключенным только на данную жилую часть договора на предоставление коммунальных услуг, учет потребления воды и электроэнергии осуществляется отдельно от совладельца.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, а напротив, межведомственной комиссией, при даче заключения об оценке соответствия жилого дома, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ, сделан вывод, что домовладение ФИО5 состоит из двух жилых помещений литерА, площадью 9,00 и 12,50 кв.м., кирпичной пристройки литерА1 и остекленной веранды литер а. Основное одноэтажное с цокольным этажом строение литерА 1957 года постройки имеет каменный ленточный фундамент, шлаколитовые стены, деревянные перекрытия, шиферную кровлю по деревянным стропилам. Дощатые полы, оконные и дверные проемы деревянные. На ДД.ММ.ГГГГ год физический износ здания составлял 30%. Комиссией установлено, что данный дом рассматривался на предмет аварийности в 2019 году, как последствие возникшей ЧС, вызванной обильным выпадением осадков в виде дождя и разлива рек на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Связь с ЧС 2018 года была признана неочевидной, но сама часть дома рассматривалась как аварийная. В результате возникшей ЧС, вызванной обильным выпадением продолжительных осадков на территории <адрес> с 17.02-22.02.23г., произошли подвижки грунта, водяной поток, вызванный обильным выпадением осадков в виде дождя, вызвал обильное намокание грунтов основания, спровопировавшее активность раскрытия трещин, повреждения и трещины имеют как недавний, так и долговременный характер. Имеются повреждения стен первого и цокольного этажей, перекрытий, окон и полов. Появились свежие трещины. Степень повреждения части строения литер А составляет 74% с 2019 года, что превышает предельно допустимые нормы для признания этой части строения пригодным для проживания, эксплуатации и подлежащим восстановлению. В ходе обследования строения литерА установлена угроза обрушений единичных строительных конструкций. Состояние несущих элементов здания неудовлетворительное. Установлены повреждения конструкций стен и фундаментов. Строительные конструкции и инженерное оборудование находятся в аварийном состоянии. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной. Исходя из технического состояния основных элементов и конструкций часть жилого дома, включающая в себя строения литерА и пристройки литер а и литерА1 является аварийной и угрожает жизни и здоровью людей, восстановление ее экономически не целесообразно.
Судом принимается во внимание, что право собственности может возникнуть как на целый объект недвижимости, так и на его часть. Правом на долю в общей долевой собственности на жилое помещение признается правом на определенную его часть.
Таким образом, учитывая, что жилой дом, в части которой проживают и зарегистрированы истцы, признан в установленном порядке пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> 27.03.2023г., принято решение о признании их помещений непригодными для проживания, истцы имеют право на получение мер государственной поддержки в денежной форме в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения отдельной семьей.
Признавая за истцами право на получение указанной меры господдержки, судом также принимается во внимание, что они имеют на праве собственности иного жилого помещения либо доли в праве общей долевой собственности на жилые помещения на территории Российской Федерации, а значит оснований для отказа в предоставлении вышеуказанной меры господдержки, предусмотренной вышеуказанными нормативно- правовыми актами, судом не установлено. В связи с чем, что исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 – удовлетворить.
Признать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> 27.03.2023г.
Решение является основанием для включения истцов в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Туапсинского городского поселения <адрес> 27.03.2023г., как имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на семью ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>, в составе семьи совместно с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции <адрес>вого суда через Туапсинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Туапсинского городского суда В.П. Желдакова