Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1100/2023 ~ М-427/2023 от 28.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

с участием представителя административного истца по доверенности Кудиновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1100/2023 по административному исковому заявлению Мазур Светланы Леонидовны о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

Мазур С.Л. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233,, в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами и .

Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником перечисленных нежилых зданий, включение которых в Перечни считает необоснованным, поскольку по сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельные участки, на которых они расположены, имеют разрешенное использование: производственная деятельность, склады, по сведениям технических паспортов здания имеют наименование - офисно-складские здания. Площадь офисных и торговых помещений в зданиях составляет менее 20 % от общей площади зданий. Включение объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кудинова Т.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Администрация г.о. Самары, УФНС по Самарской области, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые здания включены в Перечни в соответствии с тем, что по сведениям ЕГРН и технического учета предусмотрено размещение в этих здания торговых и офисных объектов, а кроме того, по результатам осмотра было установлено, что нежилое здание с кадастровым номером используется под размещение офиса продаж ООО «Фротек», нежилое здание с кадастровым номером используется под размещение отдела и сервисного центра Utake. ru

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом 21643, в Перечень на 2022 год - под пунктом 21329.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом 21661, в Перечень на 2022 год - под пунктом 21347.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Мазур С.Л. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 2982,8 кв. м; нежилое здание с кадастровым номером площадью 445,6 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>

Исходя из выписок из Единого государственного реестра недвижимости оба нежилых здания имеют назначение – нежилое. Данные об их наименовании в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.

На обозрение суду представлено выполненное Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП «Ростехннвентаризация- Федеральное БТИ» инвентарное дело № 53722 на здание, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 15А, в котором имеется технический паспорт на нежилое здание с кадастровым номером , имеющее литеры АА1а.

Технический паспорт на это здание выполнен по состоянию на 25 августа 2009 года после реконструкции здания, и из него следует, что на площади 2982,8 кв. м расположены кабинеты, помещения, склады, теплоузел, подсобное помещение, санузлы, коридоры, гараж, электрощитовая.

В инвентарном деле содержится также технический паспорт, выполненный по состоянию на 5 августа 2009 года на здание с кадастровым номером , имеющим Литер Н, на площади 445, 6 кв.м расположены склады, кабинеты, помещения, коридор, санузел.

Наименование помещений «кабинет» не тождественно наименованию «офис», остальные помещения являются складскими, подсобными или вспомогательными и не отвечают признакам офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Наименование зданий « офисно-складские здания», которое указано в технических паспортах зданий, не является безусловным доказательством назначения этих зданий в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения.

Из изложенного следует, что сведения Единого государственного реестра недвижимости технического учета не позволяли Министерству включить здания в Перечни.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: производственная деятельность, склады.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: производственная деятельность, склады.

Указанный вид разрешенного использования земельных участков не предполагает размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

На дату утверждения оспариваемых Перечней осмотр нежилых зданий административным ответчиком не производился.

Осмотры этих зданий были проведены ГБУ СО ЦРР 14 декабря 2022 года.

Из акта осмотра здания с кадастровым номером следует, что в здании на площади 445,6 кв. м расположены офис площадью 37,7 кв. м, морозильная камера площадью 102,9 кв. м, склад площадью 287,1 кв. м, санузел площадью 2,9 кв. м, тамбур площадью 3 кв. м.

Таким образом, площадь офисного помещения составила 8,46 % от общей площади здания.

Из акта осмотра здания с кадастровым номером , выполненного ГБУ СО ЦРР, следует, что в здании на площади 2982,8 кв. м, расположены торговый объект площадью 50,6 кв. м, офис площадью 77 кв. м, приемное помещение площадью 20,6 кв. м, склад магазина площадью 302,6 кв. м, цех мебельного производства площадью 167,9 кв. м, склады площадью 1953, 5 кв. м, комната приема пищи площадью 19, 1 кв. м, санузел площадью 12,1 кв. м душевая площадью 6 кв. м, помещение для размещения мебели площадью 32,9 кв. м, гараж площадью 137,6 кв. м, пустое помещение площадью 28,5 кв. м, электрощитовая площадью 23,2 кв. м, проезд площадью 121,6 кв. м, коридор площадью 32,9 кв. м.

Площадь торгового помещения, офиса, приемного помещения, склада магазина составляет 450,8 кв. м ( 50,6 кв. м+77 кв. м+20,6 кв. м+302,6 кв. м), что от общей площади здания составляет 15,11 %.

Принимая во внимание, что площадь торговых и офисных помещений в указанных зданиях составляет менее 20 % от общей площади здания, доводы административного ответчика о том, что осмотр нежилых зданий позволяет определить фактическое использование нежилых зданий как объектов, занимаемых офисами и офисной инфраструктурой, являются несостоятельными.

Установлено, что нежилое здание с кадастровым номером используется арендаторами.

Так, ООО «Вертикаль» переданы по договору аренды от 1.02.2020 года помещения площадью 784,88 кв. м для ведения производственно-хозяйственной деятельности.

ООО «Смарт Бэттериз» по договору от 30.12.2020 года переданы помещения 404,6 кв.м в целях размещения склада.

ИП Каюмову Р.Р. переданы по договорам от 1.02.2021 года, от 1.01.2022 года и от 1.12.2022 года помещения 426, 6 кв.м под офис 103,4 кв.м и под склад 321,2 кв.м.

ИП Семину Д.В. переданы по договору от 1.08.2021 года, от 1.07.2022 года помещения площадью 167,9 кв.м для осуществления предпринимательской деятельности.

ООО «ЮНИВУД» переданы по договору от 1.01.2021 года помещения площадью 321,2 кв.м для ведения производственно-хозяйственной деятельности.

ООО «Медицинская компания «ЮТА» переданы по договору от 22.11.2021 год помещения площадью 144 кв.м для использования под склад.

ИП Канюкаеву Ф.Б. переданы по договору от 5.12.2022 года помещения площадью 450 кв. для использования под склад.

Исходя из представленных договор аренды следует, что в договорах аренды, заключенных с ИП Каюмовым Р.Р., площадь офисных помещений составляет 103,4 кв.м, что от общей площади здания составляет 3,46 %.

Остальные помещения в этом здании переданы либо под склады, либо по производственно-хозяйственную деятельность, и площадь офисов в них не отражена.

Нежилое здание с кадастровым номером передано в аренду следующим арендаторам: ООО «Фротек-Н» по договорам от 1.08.2021 года и от 1.07.2022 года помещения площадью 130 кв. для ведения производственной деятельности; ИП Алекберову А.Т. по договорам от 1.10.2021, от 1.09.2022 года переданы помещения площадью 118,2 кв.м для ведения производственно-хозяйственной деятельности; ООО «ТРИ С» по договору от 1.04.2022 года переданы помещения площадью 269,1 кв. для использования под склад.

Таким образом, из представленных договоров аренды следует, что помещения в этом здании переданы для производственно-хозяйственной или складской деятельности, информации о передаче помещений для осуществления офисной или торговой деятельности в перечисленных договорах не содержится.

Вопреки доводам административного ответчика помещения под названием «склады» нельзя отнести к торговым объектам, поскольку такие помещения не отвечают требованиям торговых объектов, предусмотренным статьей 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009 года, ввиду отсутствия в них специально оснащенного оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих назначение или фактическое использование более 20 % от общей площади зданий помещений офисного или торгового назначения, суд приходит к выводу о том, что включение зданий в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 2014, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 21643 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░ ░░░░░░░ 21661 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2233, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 21329 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░ ░░░░░░░ 21347 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2023 ░░░░.

3а-1100/2023 ~ М-427/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Мазур С.Л.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самара
Федеральная Налоговая Служба по Самарской области
Кудинова Т.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
02.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее