Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-28/2020 (5-1332/2019;) от 19.12.2019

материал № 5-28/2020

26MS0004-01-2019-014948-08

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 февраля 2020 г. г. Буденновск

Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Каблахов Р.Д., с участием должностного лица, в отношении которого составлен административный материал главы администрации муниципального образования села <адрес> Карпова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

должностного лица - Карпова В.В. , <данные изъяты>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

07 августа 2019 года в 11 часов 00 минут установлено, что согласно предписания об устранении выявленного административного правонарушения от 14.11.2018 года Администрация муниципального образования <адрес> СК предписано привести в надлежащий вид, согласно требований законодательства РФ земельный участок указанный в протоколе об административном правонарушении от 14.11.2018 года. На земельном участке, находящегося в границах муниципального образования села <адрес> СК, земли государственная собственность, на которые не разграничена, согласно Генерального плана МО размещенного на официальном сайте в сети интернет http://moarh.ru/attachments/article/135/Карта%20градостроительного%20зонирования.jpg земли сельскохозяйственного назначения, вид угодий пастбища, согласно публичной кадастровой карте http://pkk5.rosreestr.ru, находящийся в границах земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено в 0,5 км относительно ориентира: южная окраина <адрес> в направлении на юг, установлен факт невыполнения предписания органов государственного контроля (надзора).

В центральной части участка, образована свалка ТБО. На поверхности почвы присутствуют остатки продуктов потребления от населения, кучи строительного и бытового мусора, ПЭТ тара, бутылки, стекло, навоз. Общая площадь захламлённой части земельного участка составляет 4 га. ПЭТ пакеты, бумага ветром разносятся на территории граничащие со свалкой и находятся на поверхности почвы. На момент осмотра площадка для сбора и хранения ТБО не оборудована, проезд свободный. На публичной кадастровой карте, информация об отнесении части осматриваемого земельного участка, к землям промышленности или иного специального назначения для размещения ТБО отсутствует.

Предписание об устранении выявленного административного правонарушения от 14.11.2018 года не исполнено, свалка ТБО не ликвидирована. Административное правонарушение допущено в следствии ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей главой муниципального образования <адрес> Карповым В.В. Должностное лицо не приняло все необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> С.И.А. от 13 декабря 2019 административное дело в отношении должностного лица главы администрации муниципального образования <адрес> Карпова В.В. по ч. 26 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено по подсудности в Буденновский городской суд Ставропольского края.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, глава муниципального образования <адрес> Карпов В.В. вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что полномочия в области обращения с ТКО и распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в силу ст. 10 ч.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», администрация села <адрес> не является субъектом, обязанным исполнить незаконное предписание государственного органа. В силу части 2.1 статьи 77 ФЗ о местном самоуправлении органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов. Следовательно, выполнять незаконные по своей сути предписания заинтересованного лица администрация муниципального образования села <адрес> не обязана. В 2018 году Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и <адрес> была проведена плановая проверка, которая установила факт порчи земель сельскохозяйственного значения, в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, выразившееся в захламлении части земельного участка с кадастровым номером сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления. На части земельного участка площадью 4 га, земли сельскохозяйственного назначения, вид угодий пастбища образовалась несанкционированная свалка ТБО. Данный земельный участок является землями сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения, государственная собственность на которые не разграничена. С 01.01.2017 года полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления муниципального района и в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Выполнение незаконного предписания уполномоченного лица администрацией муниципального образования села <адрес> невозможно, так как данные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не являются полномочиями сельского поселения, а выполнение работ не связанных с возложенными полномочиями невозможно, так как данные денежные средства не могут быть заложены в бюджет поселения на эти мероприятия. В виду того, что на региональном уровне до настоящего времени не разработан типовой проект по рекультивации свалок, расположенных на территории сельских поселений и не определен метод рекультивации такого вида свалок ТБО, исполнить обжалуемые предписания за счет средств местного бюджета нет никаких законных оснований. На сегодняшний день региональной программы, предусматривающей мероприятия по софинансированию мероприятий по ликвидации существующих свалок на территории сельских муниципальных образований нет. На органы местного самоуправления непосредственно Законом не возложена обязанность ликвидации объектов складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, и тем более земельных участках, находящихся в ведении администраций муниципальных районов. В связи с чем просил производство по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования <адрес> Карпова В.В. по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить.

Представители заинтересованного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управление по <адрес> и <адрес> государственный инспектор отдела государственного земельного надзора по <адрес> не явились, надлежащим образом извещенные о времени и дате судебного заседания. Предоставили отзыв и дополнение к отзыву, в котором просили в прекращении административного производства в отношении Карпова В.В. главы администрации муниципального образования <адрес> по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ отказать в удовлетворении, вынести постановление о назначении административного наказания должностному лицу – главе администрации муниципального образования <адрес> Карпову В.В. по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, предписания от 1.04.2018 и от 14.11.2018 оставить без изменения.

Выслушав лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Карпова В.В., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 26 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

По результатам проверки 13 ноября 2018 года старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по <адрес> федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сологубом П.В. установлено, что должностное лицо, глава администрации муниципального образования <адрес> Карпов В.В. не исполнено предписание об устранении выявленного административного правонарушения от 18.04.2018 года которым Карпову В.В. предписано привести в надлежащий вид, согласно требования законодательства РФ земельный участок с кадастровым номером площадью 76,8 га разделенный автомобильной дорогой <адрес> указанный в протоколе об административном правонарушении от 18.04.2018 года.

Также по результатам проверки 14 ноября 2018 года должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления по <адрес> и <адрес> Сологубом П.В. должностному лицу, главе администрации муниципального образования <адрес> Карпову В.В. выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которое Карпов В.В. в срок до 10 июля 2019 года не исполнил.

12 июля 2019 года заместителем руководителя федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управление по <адрес> и <адрес> Сафатовым П.В. выдано распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении администрации муниципального образования села <адрес>.

Протоколом осмотра от 07 августа 2019 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Сологубом П.В. установлено, что предписанием об устранении выявленного административного правонарушения от 14.11.2018 года, администрации муниципального образования <адрес>, предписано привести в надлежащий вид согласно требований законодательства РФ, земельный участок с кадастровым номером указанный в протоколе об административном правонарушении от 14.11.2018 года, то есть установлен факт невыполнения предписания государственного контроля (надзора) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по <адрес> и <адрес>, свалка ТБО не ликвидирована.

Актом проверки Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора Управления по <адрес> и <адрес> от 12.08.2019 года установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 26:20:070205:2 расположенного в границах землепользования <адрес> выявлено не выполнение предписания надзорного органа от 14.11.2018 года, свалка ТБО не ликвидирована.

Предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 12 августа 2019 года надзорным органом, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора Управления по <адрес> и <адрес> от 12.08.2019 года администрации муниципального образования <адрес> предписано устранить указанное в предписании от 12 августа 2019 года нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 16 апреля 2020 года.

12 августа 2019 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Сологуб П.В. в отношении должностного лица главы администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> составлен протокол об административном правонарушении по части 26 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из диспозиции части 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.

Таким образом административная ответственность по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ наступает в случае когда лицо осознанно совершает действия с целью загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов, либо когда лицо совершая те или иные действия сознательно допускает наступление указанных последствий.

Доказательств того, что должностное лицо администрации Буденновского муниципального района совершала умышленные действия с целью загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов, либо зная что на вверенной администрации Буденновского муниципального района производится несанкционированное складирование отходов сознательно допускало возможность загрязнения или засорения водных объектов.

Земельный участок, на котором находятся отходы производства и потребления с кадастровым номером расположен в границах села <адрес>. Данный земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид угодий пастбища, и относится к землям неразграниченной государственной собственности.

Заявлений о предоставлении земельного участка в границах села <адрес> с кадастровым номером в администрацию <адрес> муниципального района не поступало, работы по формированию и постановке на кадастровый учет не проводились, договоры о предоставлении земельных участков на указанный земельный участок в аренду не имеется. В связи с этим в администрации отсутствуют сведения о пользователях, арендаторах земельного участка на котором выявлено складирование отходов.

Обосновывая причастность администрации к совершению административного правонарушения, орган государственного надзора ссылается на ст. 42 ЗК РФ, которая регламентирует обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Администрация <адрес> муниципального района не является собственником земельного участка расположенного в границах села <адрес>. Наделение Администрации правом предоставления земельного участка, подтверждает лишь указанное полномочие, но не означает наличие права на его использование.

Согласно ст. 6 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 01.01.2016 г. относится к полномочиям субъектов РФ.

Из содержания ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов.

В какой форме должно осуществляться данное участие, к настоящему времени законодательно не урегулировано. Участие может выражаться в форме предоставлении земельных участков под указанные цели.

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений; органы местного самоуправления муниципального района решают указанные вопросы местного значения на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ.

Частью 2 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные настоящей статьей, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

Земельный участок, расположенный в границах села <адрес> с кадастровым номером не находится на межселенной территории.

Согласно п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., ч. 3 ст. 9 Закона СК от 02.03.2005 г. № 12-кз «О местном самоуправлении в СК» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, собственник отходов на земельном участке с кадастровым номером не установлен, данный земельный участок не является собственностью <адрес> муниципального района, следовательно, собственником отходов является муниципальное образование, ответственное за территорию, на которых эти отходы находятся, а именно администрация муниципального образования <адрес>.

Таким образом суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица администрации муниципального образования села <адрес> муниципального района <адрес> Карпова В.В. усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ.

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности главы администрации муниципального образования <адрес> в части отмены предписания от 18.04.2018 и от 14.11.2018 в виду их незаконности не могут быть приняты во внимание и разрешены по существу, поскольку обжалование выданного предписания, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, производится отдельно в порядке гражданского судопроизводства, как ненормативного правового акта государственного органа.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо главу муниципального образования села <адрес> Карпова В.В. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 70000 (семьдесят тысяч) рублей.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.Д.Каблахов

5-28/2020 (5-1332/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Карпов Владимир Викторович
Суд
Буденновский городской суд Ставропольского края
Судья
Каблахов Роберт Даткович
Статьи

ст.19.5 ч.26 КоАП РФ

Дело на странице суда
budenovsky--stv.sudrf.ru
19.12.2019Передача дела судье
20.12.2019Подготовка дела к рассмотрению
21.01.2020Рассмотрение дела по существу
29.01.2020Рассмотрение дела по существу
13.02.2020Рассмотрение дела по существу
17.02.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
19.02.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
03.03.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее