Дело № 2-40/2023
УИД 10RS0009-01-2022-000647-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., с участием представителя истца Павловской С.В., представителя ответчика Баринковой Л.Н., представителя третьего лица Кириллова Д.И., по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском и Калевальском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского городского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском и Калевальском районах (далее истец, Управление, орган Роспотребнадзора) обратилось в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Муезерского городского поселения (далее ответчик, Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс» (далее ответчик, ООО «Экспресс») об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что в собственности Муезерского городского поселения находится, среди прочего, следующее имущество для обеспечения централизованного водоснабжения населения: водозабор с домиком, сети водопроводные, башня водонапорная № 2. На территории Муезерского городского поселения централизованная система холодного водоснабжения расположена в пгт Муезерский. Водозабор осуществляется из поверхностного источника водоснабжения река Муезерка и из подземного источника – артезианская скважина в районе старого поселка Муезерский, которые стоят на балансе администрации Муезерского городского поселения. В нарушение норм действующего законодательства в области обеспечения безопасного централизованного водоснабжения и использования источников водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологических требований, проекты зон санитарной охраны используемых на территории Муезерский Муезерского района Республики Карелия источников водоснабжения собственником не разработаны и не утверждены, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования не получены. Согласно представленной Администрацией информации на территории Муезерского городского поселения осуществляет эксплуатацию систем централизованного водоснабжения ООО «Экспресс», зарегистрированный в установленном порядке, и оказывающее услуги по водоснабжению населения Муезерский.
Истец по основаниям, изложенным в иске, просит суд:
1. Возложить обязанность на муниципальное образование «Муезерское городское поселение» в лице администрации Муезерского городского поселения в соответствии санитарным законодательством получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения на следующие источники питьевого водоснабжения:
- река Муезерка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия;
- артезианская скважина в районе старого поселка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия
2. Установить срок исполнения указанной в п. 1 обязанности - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Павловская С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что положительное заключение, на которое ссылается представитель ответчика администрации Муезерского городского поселения, от 20.12.2021, дано на объект: Проект зон санитарной охраны проектируемого поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения объектов поселка Муезерский, расположенного по адресу Республика Карелия пгт. Муезерский, то есть река Муезерка. Это предусмотрено ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Зоны санитарной охраны организуются для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения. Настоящие исковые требования основаны на ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где говорится о том, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам. Это два разных требований закона. Часть 3 говорит о санитарно-эпидемиологическом заключении на сам водный объект, а часть 4 ст. 18 Федерального Закона № 52 говорит о получении санитарно-эпидемиологическом заключения на проект зоны санитарной охраны этого объекта, то есть исследуется не только вода, но и прилегающая зона.
Представитель ответчика администрации Муезерского городского поселения, Баринкова Л.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что бюджет Муезерского городского поселения не позволяет получить два заключения на одну речку, имеется заключение организации, имеющей лицензию на проведение проектных работ, о том, что она предоставила положительное заключение на вновь строящийся объект, в том числе и положительное заключение на водный объект, на речку Муезерка. Ходатайствовала в случае удовлетворения исковых требований дать срок 2 года. В ранее представленном письменном отзыве пояснили, что на территории Муезерского городского поселения услуги водоснабжения и водоотведения с 2020 года оказываются ООО «Экспресс». Между администрацией и ООО «Экспресс» заключен договор аренды муниципального имущества № 19-2020 от 13.08.2020. В 2020 году в целях недопущения перебоев в обеспечении услугами водоснабжения и водоотведения потребителей пгт. Муезерский с ООО «Экспресс» заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения Муезерского городского поселения до завершения конкурсных процедур по передаче в концессию. По факту на протяжении 3 лет ООО «Экспресс» владеет, пользуется и распоряжается на праве аренды объектами водоснабжения и водоотведения. Как специализированная организация, в соответствии с пунктом 2.3.4. договора аренды, ООО «Экспресс» обязан поддерживать арендуемые системы и объекты водоснабжения в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт, обеспечивая сохранность инженерных сетей, коммуникаций и оборудования, соблюдать требования отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им имущества. Соблюдать требования надзорных и контролирующих органов, установленные для эксплуатации арендуемого имущества, согласно законодательству Российской Федерации. Содержать имущество в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии. Администрация Муезерского городского поселения считает, что расходование бюджетных средств на разработку проекта зон санитарной охраны для существующего водозабора в данный момент нецелесообразно, так как при формировании муниципального бюджета учитываются минимальные бюджетные потребности и бюджетные возможности муниципального образования. Общеизвестно, что возложенные на органы местного самоуправления полномочия не соответствуют финансовому обеспечению. В администрации Муезерского городского поселения имеются предписания надзорных органов и решения судов, на выполнение которых требуется многие миллионы рублей. В связи с отсутствием достаточных средств на выполнение мероприятий, связанных с исполнением полномочий, предусмотренных Законом, администрация Муезерского городского поселения обращалась в Совет Муезерского муниципального района, администрацию Муезерского муниципального района, районное финансовое управление с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств, на что получала отказ. Просили суд принять во внимание проделанный и предстоящий объем работы в направлении дальнейшего обеспечения населения пгт. Муезерский качественной водой, с соблюдением всех санитарных норм и правил и не привлекать администрацию в качестве ответчика.
Ответчик ООО «Экспресс», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. В представленном ранее письменном отзыве пояснили, что с 13.09.2020 на основании договора №19-2020 арендует у Администрации Муезерского городского поселения объекты водоснабжения и водоотведения. Указанный договор распространяет свое действие до завершения конкурсных процедур по передаче объектов водоснабжения и водоотведения в концессию. Требований о получении Обществом санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников питьевого водоснабжения пгт Муезерский санитарным правилами и условиям безопасного использования для здоровья населения не содержит. Тарифы на водоснабжение и водоотведение утверждаются Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам. Расходы на получение вышеуказанных заключений в тариф не включены. На основании вышеизложенного Общество считает требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах законными и основанными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Муезерского муниципального района Кириллов Д.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку водный объект не меняется, нет смысла повторно получать отдельное заключение на один и тот же объект. В ранее представленном письменном отзыве пояснили, что при рассмотрении данного гражданского дела по существу должно быть принято во внимание то обстоятельство, что для получения санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения требуется проведение лабораторных исследований проб воды из источника водоснабжения. В целях получения результатов исследований воды из р. Муезерка между администрацией Муезерского городского поселения и Центром гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия заключен договор на проведение лабораторных исследований воды из р. Муезерка. После завершения исследований результаты анализов проб воды будут использованы при разработке проекта зоны санитарной охраны и разработки проектно-сметной документации для строительства новых водоочистных сооружений в пгт. Муезерский.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. В представленном ранее письменном отзыве, ссылаясь на нормы законодательства, пояснили, что поскольку использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должно предшествовать оформление соответствующего права на водный объект и получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, Министерство полагает заявленные истцом требования законными и обоснованными.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, иные доказательства, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ), для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Частью 2 ст. 43 ВК РФ предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ч. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 52 водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Частью 3 ч. 18 Федерального закона № 52 установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 19 этого же закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный Закон № 416-ФЗ) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч.3 ст.23 Федерального Закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Устава муниципального образования «Муезерское городское поселение» к вопросам местного значения Муезерского городского поселения относится организация в границах Муезерского городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в собственности муниципального образования «Муезерское городское поселение» находится следующее имущество: башня водонапорная, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> водозабор с домиком, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> 1. Данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН.
Водоснабжение населения на территории Муезерского городского поселения обеспечивается с использованием указанных объектов.
Пунктом 1.2. Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17).
Таким образом, эксплуатация водных объектов, в том числе водозаборных скважин, допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (далее - СЭЗ).
Как установлено судом, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения на источники водоснабжения: река Муезерка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия; артезианская скважина в районе старого поселка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия, отсутствуют.
Таким образом, администрация Муезерского городского поселения обязана обеспечивать соответствие качества питьевой воды, подаваемой потребителям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, иметь санитарно-эпидемиологические заключения на указанные выше водные объекты.
Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства могут привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, возникновению чрезвычайной ситуации, подвергают риску санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском и Калевальском районах о возложении на муниципальное образование «Муезерское городское поселение» в лице администрации Муезерского городского поселения обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения на следующие источники питьевого водоснабжения река Муезерка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия; артезианская скважина в районе старого поселка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что ими получено положительное заключение, изготовленное на вновь строящийся объект, в том числе и положительное заключение на водный объект, на речку Муезерка, опровергаются материалами дела и требованиями действующего законодательства, обязывающего при использовании водных объектов получить 2 заключения, а именно: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта и санитарно-эпидемиологические заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны вокруг объектов водоснабжения.
Учитывая, что ООО «Экспресс» является арендатором объектов водоснабжения и водоотведения п. Муезерский, договор аренды имеет временный характер (до завершения конкурсных процедур по передаче объектов водоснабжения в концессию), у него в силу закона отсутствует обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований к нему отказать.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Истец просит установить срок исполнения решения суда в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Муезерского городского поселения в судебном заседании просила установить срок исполнения требований 2 года, полагая, что данный срок будет достаточным для получения необходимых документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Анализируя все представленные доказательства, необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу в части возложения на администрацию Муезерского городского поселения обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения на использование источников водоснабжения, находя данный срок обоснованным и разумным.
Суд полагает установление срока, отдаляющего исполнение данного решения суда на более длительный срок недопустимым, поскольку это влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, качество питьевой воды должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям постоянно.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик администрация Муезерского городского поселения, являясь органом местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования к Администрации Муезерского городского поселения - удовлетворить. Возложить на администрацию Муезерского городского поселения в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда получить в соответствии санитарным законодательством санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения на следующие источники питьевого водоснабжения:
- река Муезерка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия;
- артезианская скважина в районе старого поселка в пгт. Муезерский Муезерского района Республики Карелия.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 22.03.2023.
Судья И.В. Каськович