Копия
Дело № 2-431/2023
35RS0002-01-2023-000646-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чагода 02 августа 2023 года
Вологодская область
Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Калининой Т.А.,
при секретаре Сергеевой Е.И.,
с участием истца Зайцевой Е.В.
представителей ответчика Межрайонной ФНС России № 4 по Вологодской области по доверенности Богданой Л.Е., Макаровой И.Л.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области по доверенности Сергеенко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайцевой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск,
установил:
Зайцева Е.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, в котором с учетом уточненных исковых требований просила взыскать с ответчика в ее пользу сумму не полностью выплаченных отпускных в размере 125 471 руб. 36 коп., невыплаченную при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 47 387 руб. 48 коп. В обоснование иска указала, что 12.03.2018 с ней был заключен служебный контракт № о приеме на должность <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России № 4 по Вологодской области. 29.05.2023 служебный контракт с ней был расторгнут. Ответчиком ей не полностью начислены и не выплачены отпускные за период с 2018 года по 2023 год в размере 125 471 руб. 36 коп. Полагает, что ответчик неправомерно не учел при исчислении отпускных полученное ею за период с 2018 года по 2023 год материальное стимулирование.
В судебном заседании истец Зайцева Е.В. уточненные исковые требования поддержала, просила восстановить срок исковой давности, поскольку не знала о неправильных начислениях отпускных по причине правовой неосведомленности.
В судебном заседании представители ответчика Межрайонной ФНС России № 4 по Вологодской области Богданова Л.Е., Макаров Л.И. с исковыми требованиями не согласились, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнении к отзыву, просили в иске отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Сергеенко Т.Ю. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также на равное вознаграждение за равный труд.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели независимо от их организационно правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях руководствуются положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу положений, закрепленных в ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В судебном заседании установлено, что в период с 12.03.2018 по 29.05.2023 Зайцева Е.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ФНС России № 4 по Вологодской области, последняя замещаемая должность – <данные изъяты>.
Из пунктом 9 раздела IV служебного контракта № от 18.10.2018 следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Как следует из материалов дела, Зайцева Е.В. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске в следующие периоды: с 10.09.2018 по 23.09.2018, с 25.02.2019 по 11.03.2019, с 01.08.2019 по 30.08.2019, с 12.05.2020 по 13.05.2020, с 14.05.2020 по 23.05.2020, с 24.05.2020 по 26.05.2020, с 03.08.2020 по 30.08.2020, с 08.02.2021 по 17.02.2021, с 18.02.2021 по 20.02.2023, с 02.08.2021 по 31.08.2021, с 21.02.2022 по 22.02.2022, с 23.02.2022 по 05.03.2022, с 06.03.2022 по 09.03.2022, с 25.07.2022 по 31.07.2022, с 15.08.2022 по 29.08.2022, с 30.08.2022 по 01.09.2022, с 02.09.2022 по 04.09.2022, с 27.02.2023 по 05.03.2023.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом осуществляется в соответствии с пунктом 7 указанных выше Правил.
В соответствии с п. 8 Правил денежное содержание для расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами «б»-«д» пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е»-«з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
В силу статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ Фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:
1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;
2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;
3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.
Порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред., действовавшей до 31.12.2022) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 20014 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу в соответствии вышеуказанными приказами работодателя материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка (денежного содержания).
Оценивая доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 – 2012 года и в 2013 г. В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 – 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 – 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №237-7.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении спора подлежат учету разъяснения, содержащиеся в Письме Министерства от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи, с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Исходя из анализа приведенного законодательства, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования Зайцевой Е.В. о взыскании не полностью выплаченных сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с учетом материального стимулирования подлежит удовлетворению с учетом сроков исковой давности.
Рассматривая требование истца о восстановлении срока исковой давности, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно материалам дела, приказу о расторжении служебного контракта, копии трудовой книжки служебный контракт с Зайцевой Е.В. расторгнут 29.05.2023 и она освобождена от замещающей должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы РФ по собственной инициативе п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с исковым требованием Зайцева Е.В. в суд обратилась 04.07.2023, в данной части пропуска срока судом не установлено.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Доводы истца о восстановлении сроки для получения недоплаченных сумм отпускных за период с 2018 по 2023 года в виду правовой неосведомленности суд принимает во внимание, вместе с тем с учетом позиции ответчика относительно срока исковой давности, а также отсутствия доказательств уважительности пропуска срока исковой давности в удовлетворении ходатайства следует оказать.
С учетом норм ст. 392 ТК РФ право Зайцевой Е.В. на заявление о перерасчете сумм отпускных с учетом материального стимулирования возникает только в отношении периода с 25.07.2022 по 05.03.2023.
Согласно расчету, предоставленного ответчиком за период с 25.07.2022 по 05.03.2023 начислено отпускных 27 825,56 руб. Сумма отпускных с учетом материального стимулирования составит 55 692,14 руб. Таким образом, недоплаченная сумма отпускных с учетом материально стимулирования составляет 27 866,58 руб. (55 692,14 руб. – 27 825,56 руб.).
Согласно записке-расчету № от 24.06.2023, Зайцевой Е.В. за период работы с 12.03.2022 по 11.03.2023 не использован 21 день отпуска, за период работы с 12.03.2023 по 29.05.2023 не использовано 10,75 дней отпуска.
Недоплаченная компенсация с учетом материального стимулирования за неиспользованный отпуск за период с 12.03.2022 по 11.03.2023 за 21 день и за период с 12.03.2023 по 29.05.2023 в количестве 10,75 дней подлежит удовлетворению.
Согласно предоставленному ответчиком расчету среднего заработка, при увольнении Зайцевой Е.В. начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 48 315,88 руб. (за 31,75 дней при среднедневном заработке 1521,76 руб.).
Согласно перерасчету среднего заработка (с учетом сумм материального стимулирования), расчет среднего заработка с учетом материального стимулирования составляет 73 851,14 руб. (за 37,75 дней при среднедневном заработке 2326,02 руб.).
Таким образом, компенсация за неиспользованный отпуск с учетом средств материального стимулирования составляет 25 535,26 руб. (73 851,14 руб. – 48 315,88 руб.) и подлежит взысканию с ответчика.
Суд берет за основу расчет предоставленный ответчиком, он рассчитан по формуле, арифметически верен, проверен судом, в связи с чем, отклоняет расчет не полностью выплаченных отпускных предоставленных истцом, расчет компенсации за неиспользованный отпуск истцом не предоставлен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Зайцевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (ИНН №) к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области (ИНН 3501005340, ОГРН 1043500484004) о взыскании недоплаченных сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области в пользу Зайцевой Е.В. суммы недоплаченных сумм отпускных в размере 27 866 руб. 58 коп., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 25 535 руб. 26 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд (п. Чагода) в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.А. Калинина
Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2023 года.
Копия верна.
Судья Т.А. Калинина