Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-146/2024 (2-1390/2023;) ~ М-1142/2023 от 05.09.2023

Производство № 2 – 146/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 17.05.2024

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.В.,

при секретаре Гришиной Ю.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Плющевой К.А., представителя истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области - Бурлакова А.А., представителя ответчика - Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - Трусова В.Э., представителя ответчика - МУП «Катынь» - Ивановой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Катынь», Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности, по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к МУП «Катынь», Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Смоленского района Смоленской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Катынь», Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки прокуратурой Смоленского района установлено, что водоснабжение жителей с. Катынь осуществляется ненадлежащим образом. Согласно представленным результатам лабораторных исследований от <дата> качество холодной питьевой воды, отобранной из колонки и артезианской скважины МУП «Катынь» по исследованным органолептическим показателям, содержанию неорганических веществ (железо) не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Просит обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации водоснабжения надлежащего качества в с. Катынь Смоленского района в соответствии с нормативными значениями, установленными государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: раздел III, п.п.1,2,5 таблица 3.1, п.п.2 таблица 3.,3 п.п.556 таблица 3.13, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел IV, п. 75 абзац 1 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (том 1 л.д.3-4, 78,130).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, уточнив исковые требования, обратилось в суд с иском к МУП «Катынь», Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности, в обоснование иска указано, что в 2023 году неоднократно зарегистрировано несоответствие состава и свойств, поставляемой потребителям питьевой воды на территории ответственности МУП «Катынь» в с. Катынь санитарно-эпидемиологическим требованиям. Подача населению питьевой воды ненадлежащего качества нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В редакции требований от <дата> просит обязать МУП «Катынь», Администрацию Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести качество холодной питьевой воды на территории ответственности МУП «Катынь» в соответствии с требованиями санитарного законодательства: раздел III, таблица 3.1, таблица 3.13, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел IV, п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» Обязать ответчиков в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом.

Указанные дела объедены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Плющева К.А., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области Бурлаков А.А. уточненные требования поддержали, по основаниям указанным в иске, не возражали против установления срока для исполнения решения суда с учетом реального времени, которое необходимо для выделения денежных средств и осуществления работ в целях исполнения решения суда.

Представитель ответчика Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Трусов В.Э. не возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика МУП «Катынь» Иванова П.А. просила отказать в удовлетворении требований к МУП «Катынь», поддержала представленный письменный отзыв на иск. Пояснила, что ответчик в рамках своих полномочий осуществил дезинфекцию труб, для разрешения проблемы с качеством воды необходимо осуществить закупку водоочистной станции, что входит в компетенцию Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с пп.3,4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), ст. 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-3 «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 3 ст. 1 Закона N 416-ФЗ требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 416-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 416-ФЗ одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.

Частью 1 ст. 12 названного указанного Закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организации, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 2 ст. 12).

В силу ч. 1 ст. 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

В соответствии с положениями ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (ч 3 ст. 1 Закона N 416-ФЗ).

В силу ст. 19 Закона N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечивать соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. п. 1, 3 ст. 19 Закона N 52-ФЗ).

Пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее Правила N 644) предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 3 ст. 23 Закона N 416-ФЗ, пунктом 73 Правил N 644 предписано, что забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21), в котором установлены нормативы качества и безопасности воды.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СанПиН 2.1.3684-21). Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой (п. п. 75, 76 СанПиН 2.1.3684-21).

Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению качества подаваемой населению питьевой воды возложена на хозяйствующие субъекты, осуществляющие такое водоснабжение.

При этом, согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Смоленского района с привлечением специалистов Роспотребнадзора по Смоленской области и специалиста Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» проведен отбор проб холодной питьевой воды на артезианской скважине и водозаборной колонке, расположенных в с Катынь, от которых осуществляется водоснабжение жилых домов в с. Катынь.

Согласно экспертным заключениям от <дата> № <номер>, от <дата> № <номер>, протоколам лабораторных испытаний ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от <дата> № <номер> № <номер>, качество холодной питьевой воды, отобранной из водозаборной колонки и скважины, расположенных по адресу: <адрес>, по исследованным органолептическим (запах, цветность, привкус, мутность по формазину, осадок) показателям, микробиологическим показателям (бактерии), содержанию неорганических веществ (железо) не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III, таблица 3.1, 3.13 СанПиН <дата>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел IV, п. 75 СанПиН <дата>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (том 1 л.д. 7-14).

На основании постановления от <дата> № <номер> о передаче объектов муниципальной собственности, МУП «Катынь» переданы объекты водоснабжения, в том числе: артезианская скважина и водозаборные колонки (том 1 л.д.26-29).

За МУП «Катынь» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество.

МУП «Катынь» является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Судом также установлено, что уровень показателей проб питьевой воды, отобранной на протяжении <дата> года из артезианских скважин и распределенных сетей МУП «Катынь» не соответствует нормативам качества питьевой воды, установленным нормативы качества и безопасности воды.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела протоколами лабораторных испытаний, заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области".

В адрес МУП «Катынь» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области выдавались предписания о проведении мероприятий по выявлению и устроению причин несоответствия воды, подаваемый населению в с. Катынь (том 2 л.д.78-79).

Ответчик в судебном заседании пояснил, что были проведены мероприятия по дезинфекции (том 2 л.д.77,80).

Таким образом, суд приходит к выводу, что водоснабжение жителей с. Катынь осуществляется ненадлежащим образом.

Осуществляя эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории указанного поселения и поставку питьевой воды по этим сетям населению, МУП «Катынь» не исполнило в полной мере обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от <дата> № <номер> «О защите прав потребителей»).

Из указанных положений закона следует, что действующее законодательство призвано гарантировать поставку холодной воды потребителям надлежащего качества, направлено на защиту безопасности и здоровья населения, соблюдение правил санитарно-эпидемиологической безопасности.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных (межрайонных) необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Между тем данное право, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него законом по организации водоотведения и организаций мероприятий по охране окружающей среды.

Этому также корреспондирует положение ч. 2 ст. 23 того же закона, согласно которому органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Доводы ответчика о том, что финансирование мероприятий должно осуществляться с помощью средств Администрации сельского поселения Смоленского района Смоленской области, от средств, полученных от применения социальных тарифов и целевых программах, не является основанием для отказа в иске, поскольку организация, осуществляющая холодное водоснабжение, должна в полной мере исполнять обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе путем разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Доводы ответчиков о принятии исчерпывающих мер по обеспечению очистки воды до установленных нормативов отклоняются судом как не основанные на законе, поскольку подача населению холодной воды, с учетом вышеприведенного правового регулирования предполагает обязательное соблюдение установленных законодательно требований к качеству питьевой воды, обеспечивающего безопасность оказываемых населению услуг водоснабжения.

Поскольку выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а также необходимость их устранения - очевидны и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований.

С учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, с учетом позиций сторон, характера неисполненной обязанности, объема необходимых работ по обеспечению нормативного качества воды, значимости поставки холодной воды надлежащего качества, а также с учетом требований разумности и исполнимости судебного решения, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Иные доводы участников процесса, приведённые в ходе рассмотрения дела, не опровергают указанные выводы суда, в связи с этим, признаются судом несостоятельными.

В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела, суд приходит к вводу о том, что на ответчиков необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации или иным способом, в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к МУП «Катынь» (ИНН 6714049612), Администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ИНН 6714026171) о возложении обязанности, – удовлетворить.

Обязать МУП «Катынь», Администрацию Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести качество холодной питьевой воды на территории ответственности МУП «Катынь» в соответствии с требованиями санитарного законодательства, раздел III, таблица 3.1, таблица 3.13, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел IV, п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

Обязать МУП «Катынь», Администрацию Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Моисеева

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2024.

2-146/2024 (2-1390/2023;) ~ М-1142/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Смоленского района
Ответчики
Администрация Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области
МУП "Катынь"
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Моисеева Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
smol--sml.sudrf.ru
05.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024Дело оформлено
04.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее