Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-981/2023 (2-5083/2022;) ~ М-4033/2022 от 21.11.2022

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2022-005794-98

Дело № 2-981/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2023 года                            город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Аткину Артему Александровичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ в лице Филиала «Крымский», Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым о взыскании убытков, возникших вследствие потребления тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Управление Черноморского флота» предъявило иск Аткину А.А., указав, что ответчик проживает в специализированном жилищном фонде, расположенном на территории военного городка по <адрес> занимал служебную квартиру , <данные изъяты>. Согласно схеме сетей теплоснабжения военного городка по тепловым сетям от котельной Черноморского флота (здание по ГП ) поступает теплоноситель в здания воинской части, в том числе объекты жилищного фонда <данные изъяты>. Ответчик потреблял тепловую энергию, не оплачивая расходы за ее потребление, в связи с чем за период с 30.10.2019 по 22.04.2021 образовалась задолженность. ФКУ «УЧФ» не является теплоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком, услуги по теплоснабжению не оказывает. Во исполнение решения командующего Черноморским флотом расчет задолженности произведен по себестоимости затрат на выработку тепловой энергии по каждому источнику генерации, включая прямые расходы на топливо, электроэнергию, водоснабжение, техническое обслуживание и спецодежду, фонд оплаты труда, амортизацию. Согласно указанному расчету размер задолженности ответчика за период с 30.10.2019 по 22.04.2021 составил 105 236 рублей 61 копейку, что является убытками истца. На основании статей 15, 544 ГК РФ ответчик обязан возместить истцу указанные убытки. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил: взыскать с Аткина А.А. в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» сумму задолженности в размере 105 236 рублей 61 копейка.

Представитель истца Бойко В.Н. ранее в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание 20.03.2023 не явились, явку представителей не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомили.

Ранее представитель ответчика в судебном заседании не признала исковые требования, ссылаясь на незаконность и необоснованность заявленных истцом сумм оплаты, просила в удовлетворении иска отказать. Вместе с тем, поясняла, что расчет задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию должен быть произведен в соответствии с тарифами, установленными для ФКУ «Управление Черноморского флота» приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу нижеследующего.

Из материалов дела следует, что ответчик Аткин А.А. проживал в служебной квартире, расположенной по <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения от 02.10.2019, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» и Аткиным А.А.

Согласно акту обследования жилищных условий военнослужащих и гражданского персонала войсковой части Аткин А.А. занимал жилое помещение общей площадью 48,2 кв.м., предоставлено ответчику в связи с прохождением военной службы.

В судебном заседании установлено, что указанная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, находящемся на территории военного городка , его отопление наряду с другими объектами военного городка осуществляется от котельной, находящейся на балансе и эксплуатируемой ФКУ «Управление Черноморского флота».

Истец, ссылаясь на причинение убытков в виде потребления ответчиком поставленной в жилое помещение тепловой энергии, оплата за которую не произведена, просит взыскать сумму затрат по выработке тепловой энергии, рассчитанную за период с 30.10.2019 по 22.04.2021, исходя из себестоимости затрат, включая прямые расходы на топливо, электроэнергию, водоснабжение, техническое обслуживание и спецодежду, фонд оплаты труда, амортизацию, в обще сумме 105 236 рубль 61 копейка.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

К иным законам, регулирующим порядок оплаты предоставляемых гражданам коммунальных услуг, в том числе услуг по теплоснабжению, относится жилищное законодательство, регулирующее жилищные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу пунктов 1, 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

- возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

- предоставления коммунальных услуг;

- внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

На основании части 2 статьи 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Согласно части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Как следует из договора найма служебного жилого помещения от 02.10.2019, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» и Аткиным А.А., соответствующего условиям Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, Наймодатель обязан обеспечивать предоставление Нанимателю коммунальных услуг (пп. 7 п. 14) и имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пп. 1 п. 13), а наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи) (пп. 6 п. 7).

Таким образом, правоотношения, связанные с пользованием жилым помещением государственного жилищного фонда, предоставлением нанимателю такого жилого помещения коммунальных услуг и их оплатой регулируются исключительно нормами жилищного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.

На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким органом в Республике Крым является Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым.

Постановлением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07.11.2019 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, а постановлением от 17.12.2020 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на период с 01.01.2021 по 31.12.2023 в соответствии с приложениями к приказам.

Доводы истца о том, что установленные тарифы не распространяются на ФКУ «Управление Черноморского флота», поскольку управление не является теплоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком, не оказывает услуги по теплоснабжению, суд находит необоснованными.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

На основании пункта 2 указанных Правил тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) относятся к коммунальным ресурсам, используемым для предоставления коммунальных услуг.

Этим же пунктом под коммунальными услугами признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

ФКУ «Управление Черноморского флота» владеет источником тепловой энергии (котельной) и тепловыми сетями, при эксплуатации которых производит и передает потребителям тепловую энергию (теплоноситель), тем самым осуществляет снабжение потребителей тепловой энергией, в том числе в виде предоставления коммунальной услуги по отоплению нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах.

При таких обстоятельствах правоотношения относительно предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению и ее оплате, возникшие между ФКУ «Управление Черноморского флота» и ответчиком, проживающим в служебном жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, регулируются жилищным законодательством, Правилами предоставления коммунальных услуг, а также Федерального закона «О теплоснабжении», и не могут определяться нормами гражданского законодательства, в том числе статьи 15 ГК РФ.

На основании изложенного расчет задолженности по оплате услуг по теплоснабжению, оказанных ФКУ «Управление Черноморского флота» ответчику, должен быть произведен в соответствии с тарифами на тепловую энергию, установленными Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.

При расчете платы за поставленную коммунальную услугу по отоплению суд учитывает положения части 1 статьи 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 06.11.2014 № 79-А (с изменениями, внесенными приказом от 27.09.2016 № 291-А) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях. Приложением к указанному приказу годовой норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории г. Ялта установлен в размере 0,1223 Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади.

Пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Учитывая, что истцом расчет платы производился только в отопительный период (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель) для расчета платы следует применить среднюю продолжительность отопительного периода – 212 дней, в связи с чем норматив потребления за указанные месяцы из расчета: 0,1223 / 212 х количество дней в месяце, составит: январь – 0,0179 Гкал/кв.м.; февраль – 0,0161 Гкал/кв.м.; март – 0,0179 Гкал/кв.м.; апрель – 0,0173 Гкал/кв.м.; октябрь – 0,0179 Гкал/кв.м.; ноябрь – 0,0173 Гкал/кв.м.; декабрь – 0,0179 Гкал/кв.м.

Согласно постановлениям Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07.11.2019 и от 17.12.2020 тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, установлен в размере 2 300 рублей за Гкал, на период с 01.01.2021 по 31.12.2023 – в размере 1 927 рублей за Гкал.

Таким образом, плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в жилое помещение, занимаемое ответчиком, общей площадью 48,2 кв.м., за отопительный период 2020 года и 4 месяца 2021 года (согласно заявленным исковым требованиям) составит:

- январь 2020 года – 2 300 х 0,0179 х 48,2 = 1 984,39 руб.;

- февраль 2020 года - 2 300 х 0,0161 х 48,2 = 1 784,85 руб.;

- март 2020 года – 2 300 х 0,0179 х 48,2 = 1 984,39 руб.;

- апрель 2020 года – 2 300 х 0,0173 х 48,2 = 1917,88 руб.;

- ноябрь 2020 года – 2 300 х 0,0173 х 48,2 = 1917,88 руб.;

- декабрь 2020 года – 2 300 х 0,0179 х 48,2 = 1 984,39 руб.;

- январь 2021 года – 1 927,02 х 0,0179 х 48,2 = 1 662,42 руб.;

- февраль 2021 года - 1 927,02 х 0,0161 х 48,2 = 1 495,65 руб.;

- март 2021 года – 1 927,02 х 0,0179 х 48,2 = 1 662,42 руб.;

- апрель 2021 года (22 дня) – 1 927,02 х 0,0173 х 48,2 = 1606,99 руб.;

Из материалов дела следует, что Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым тарифы на тепловую энергию для ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2019 год не устанавливались.

Вместе с тем, установлено, что 30.04.2020 в комитет поступило заявление ФКУ «Управление Черноморского флота» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год и последующие годы с приложением обосновывающих документов.

В составе тарифной заявки ФКУ «Управление Черноморского флота» представило Предложение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям от котельной, расположенной по <адрес>, военный городок , котельная по ГП , в котором указано, что полная себестоимость по производству (выработке) тепловой энергии по указанной котельной в 2019 году составила 8 336,22 тыс. руб., что с учетом полезного отпуска тепловой энергии в размере 9,94678 тыс. Гкал, составляет 838,08 рублей за 1 Гкал.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает возможным рассчитать плату за услугу по отоплению за 3 месяца 2019 года, исходя из указанной суммы, поскольку начисление оплаты в размере выше указанной себестоимости приведет к неосновательному обогащению поставщика тепловой энергии.

Исходя из вышеприведенных параметров расчета и заявленных исковых требований, плата за отопление за октябрь – декабрь 2019 год составит:

- октябрь 2019 года (2 дня) - 838,08 х 0,0179 х 48,2 = 723,0 руб.;

- ноябрь 2019 года – 838,08 х 0,0173 х 48,2 = 698,9 руб.;

- декабрь 2019 года – 838,08 х 0,0179 х 48,2 = 723,0 руб.

Необходимо отметить, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитан исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням, поскольку такого механизма начисления платы для домов, не оборудованных счетчиками учета отопления, не предусмотрено.

Общая сумма платы за 3 месяца 2019 года, 2020 год, 4 месяца 2022 года составит 20 146 рублей 16 копеек.

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, требования которого подлежат частичному удовлетворению.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 804 рубля.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

иск Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Аткину Артему Александровичу удовлетворить частично.

Взыскать с Аткина Артема Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», ИНН задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 30.10.2019 по 22.04.2021 в размере 20 146 рублей 16 копеек.

Взыскать с Аткина Артема Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета государственную пошлину в размере 804 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    В окончательной форме решение принято 27.03.2023.

Председательствующий –

2-981/2023 (2-5083/2022;) ~ М-4033/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФКУ "Управление Черноморского флота"
Ответчики
Аткин Артем Александрович
Другие
Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым
Якубовская Светлана Валентиновна
Филиал "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
21.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2022Передача материалов судье
22.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2023Предварительное судебное заседание
28.02.2023Предварительное судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее