УИД 10RS0007-01-2021-000590-19
Дело № 2-238/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2021 года пос. Лоухи
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Беловой О.А.,
с участием и.о. прокурора Лоухского района Республики Карелия Хохлова В.А., представителя третьего лица – МКУ «Районное управление образования Лоухского района» Горшовой М.Н., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лоухского районного суда Республики Карелия гражданское дело по иску и.о. прокурора Лоухского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здания школы системами оповещения и видеонаблюдения,
установил:
и.о. прокурора Лоухского района Республики Карелия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа об обязании устранить нарушение требований законодательства в сфере противодействия терроризму, а именно признать бездействие незаконным и обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чупинская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ Чупинская СОШ ) установить в зданиях школы, расположенных по адресу: ..., системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу; установить в зданиях школы, расположенных по адресу: ..., системы видеонаблюдения в срок до 1 сентября 2022 года.
В обоснование иска указал, что в мае 2021 года прокуратурой Лоухского района проведена проверка исполнения требований законодательства антитеррористической защищенности в образовательных и дошкольных учреждениях Лоухского муниципального района, с целью установления антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений. Установлено, что МБОУ Чупинская СОШ относится к третьей категории опасности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)», объекты третьей категории опасности, должны быть оборудованы инженерно-техническими средствами охраны (оповещения и видеонаблюдения). На объектах ответчика по адресу: ..., такие средства охраны отсутствуют. По фактам выявленных нарушений законодательства прокуратурой района главе администрации Лоухского муниципального района внесено представление с требованием об их устранении, которые до настоящего времени не устранены. Сложившаяся ситуация требует принятия дополнительных мер, поскольку в случае совершения террористического акта в образовательном учреждении могут наступить необратимые последствия в виде гибели людей и уничтожения имущества.
Представитель ответчика МБОУ Чупинская СОШ, представитель третьего лица - администрации Лоухского муниципального района о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли. Представитель ответчика просил рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьего лица.
Прокурор Хохлов В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица – МКУ «Районное управление образования» Горшова М.Н. исковые требования признала, пояснив, что для выполнения требований прокурора потребуется дополнительное финансирование, которое в настоящем году на данные цели не запланировано.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица, оценив все в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания письменными материалами дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в мае 2021 года прокуратурой Лоухского района проведена проверка исполнения требований законодательства антитеррористической защищенности в образовательных и дошкольных учреждениях Лоухского муниципального района.
В ходе проверки установлено: здания школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа, расположенных по адресу: ..., не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и системой видеонаблюдения.
И.о. прокурора Лоухского района Республики Карелия главе администрации Лоухского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства антитеррористической защищенности, в том числе в образовательном учреждении МБОУ Чупинская СОШ.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, не устранены.
Изложенные обстоятельства подтверждается пояснениями сторон, материалами дела, сторонами не оспариваются, а поэтому суд считает их установленными.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
На основании пункта 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
В соответствии с пунктами 24 и 25 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д» п.24); оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (подп. «а» п.25).
Принимая во внимание изложенные правовые нормы в их системном толковании, установленные обстоятельства о том, что отсутствие системы оповещения и видеонаблюдения на объектах (зданиях) МБОУ Чупинская СОШ существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся в данном образовательном учреждении, и не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба имуществу учреждения, исковые требования прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо проведение длительных процедур, в том числе бюджетного финансирования образовательного учреждения, суд считает разумным установить срок выполнения требования по установке в зданиях школы системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу, а для установки системы видеонаблюдения на объектах образовательного учреждения, срок до 1 сентября 2022 года.
В соответствии со стст. 98,103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 114, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора Лоухского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здания школы системами оповещения и видеонаблюдения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа в непринятии мер по организации оборудования зданий школы, расположенных по адресу: ..., системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, и системами видеонаблюдения по периметру зданий снаружи.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чупинская средняя общеобразовательная школа установить в зданиях школы, расположенных по адресу: ..., системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу; установить в зданиях школы, расположенных по адресу: ..., системы видеонаблюдения в срок до 1 сентября 2022 года.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко
Решение в окончательной форме
изготовлено 11 ноября 2021 года.