Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-310/2023 ~ М-240/2023 от 04.05.2023

Дело № 2-310/2023

УИД 75RS0016-01-2023-000527-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Могоча                                                                                    07 июля 2023 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:     председательствующего судьи Вишняковой Е.Н.,

при секретаре Барсуковой О.Г.,

с участием процессуального истца – помощника Могочинского межрайонного прокурора Михайлова Р.В.,

    представителя ответчика администрации городского поселения «Могочинское» по доверенности Ахметовой С.Н.,

    ответчика Волощук Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Могочинское», Волощук Наталье Германовне о признании договора недействительным,

установил:

заместитель Могочинского межрайонного прокурора Федоткина Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «Могочинское» в котором просит признать договор от ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское» заключенный между администрацией городского поселения «Могочинское» и Волощук Н.Г. незаконным, ссылаясь на следующее. При проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в городском поселении «Могочинское» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения «Могочинское» и Волощук Н.Г. заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское», согласно которому Волощук Н.Г. принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязуется оказывать ритуальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства. Волощук Н.Г. не имеет статуса индивидуального предпринимателя и не является хозяйствующим субъектом. При этом, Волощук Н.Г., осуществляя деятельность по заключенному договору, выполняет функции и полномочия администрации городского поселения «Могочинское», оказывает услуги на коммерческой основе, осуществляет деятельность выходящую за рамки гарантированного перечня услуг по погребению, тем самым Волощук Н.Г. имеет неограниченные привилегии в осуществлении похоронных услуг. Действия администрации городского поселения «Могочинское» прямо противоречит целям, для которых создаются специализированных службы по вопросам похоронного дела, следовательно указанных договор заключен с нарушением действующего законодательства.

Заявленные требования были неоднократно уточнены, в последнем уточнении заместитель Могочинского межрайонного прокурора Федоткина Т.Е. просила признать договор, заключенный между администрацией городского поселения «Могочинское» и Волощук Н.Г. на оказание услуг по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское» недействительным (ничтожным), поскольку договор заключен с нарушением императивных норм (л.д.146-147).

Судом к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Волощук Н.Г., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.

Процессуальный истец – помощник Могочинского межрайонного прокурора Михайлов Р.В. в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, также просил применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Ответчик - представитель администрации городского поселения «Могочинское» по доверенности Ахметова С.Н. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, просила в иске отказать по доводам, изложенным в представленном отзыве на иск (л.д.51-53), а также в пояснениях (л.д.111-112), согласно которым, ДД.ММ.ГГГГ. на территории городского поселения «Могочинское» создана специализированная службы по вопросам похоронного дела путем возложения обязанностей на Отдел по управлению муниципальным имуществом. Кроме того, по результатам проведения открытого конкурса с Волощук Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ. с соблюдением всех требований законодательства заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела. Создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения влечет за собой ограничения в работе, накладываемые спецификой правового регулирования деятельности данного юридического лица и приводит к нарушению п.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- "О защите конкуренции", поскольку данный хозяйствующий субъект монополизирует конкретный вид деятельности – оказание услуг в сфере похоронного дела на территории соответствующего муниципального образования. Образование специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством проведения конкурса на право получения соответствующего статуса направлено на соблюдение требований законодательства о защите конкуренции. Основания для признания данного договора незаконным отсутствуют. Кроме того, считают, что срок исковой давности по признанию сделки недействительной истек, поскольку представление об устранении нарушений было направлено прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. – т.е. с этой даты начинает течь исковой срок, а исковое заявление принято к производству ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Волощук Н.Г. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована в качестве самозанятой. На момент заключения договора ДД.ММ.ГГГГ. индивидуальным предпринимателем не являлась. Договор является действующим. Дополнительные соглашения к договору не заключались. Стоимость ритуальных услуг она устанавливает самостоятельно, устно согласовывала их с администрацией. Отведением земельных участков под могилы также занимается самостоятельно. Она оказывает населению все виды ритуальных услуг на кладбище в г. Могоча, в том числе и услуги, которые оказываются бесплатно – захоронение безродных.

Представитель третьего лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившихся лиц не имеется.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения муниципального района и городского поселения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15).

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, и предусмотрена возможность установления таких полномочий федеральными законами, уставами муниципальных образований.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон №8-ФЗ), которым установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Согласно статье 25 Федерального закона №8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 2 названной статьи прямо предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона №8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе закрытого перечня услуг, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона №8-ФЗ услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Частью 1 статьи 29 Федерального закона №8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, создание специализированной службы органом местного самоуправления является гарантией безусловного исполнения требований Федерального закона №8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающим услуги в сфере похоронного дела.

Также, создание специализированных служб предоставляют гражданам гарантии на получение гарантированных услуг по погребению на безвозмездной основе, невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.

При этом законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе.

Решением Совета городского поселения «Могочинское» от 02.09.2021г. № 143 утверждено положение «Об организации похоронного дела, порядке создания мест погребения в поселении», согласно пункту 5.1 которого специализированная служба по вопросам похоронного дела создается по решению администрации в форме муниципального унитарного предприятия, или муниципального учреждения либо выбирается путем проведения конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством об организации похоронного дела (л.д.11-18,54-61).

Решением Совета городского поселения «Могочинское» от 02.09.2021г. № 144 утверждены Правила содержания мест захоронения на территории городского поселения «Могочинское» (л.д.62-64).

10.09.2021г. Постановлением администрации городского поселения «Могочинское» № 623 утвержден порядок проведения открытого конкурса по выбору специализированной организации по вопросам похоронного дела и выполнению работ по содержанию мест захоронения на территории поселения, согласно которому по результатам открытого конкурса, из числа предприятий, оказывающих услуги по погребению выбирается организация с целью присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела (п.п. 1.1, 1.2). Участники конкурса должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим вид деятельности, являющийся предметом конкурса (п.5.1). Вместе с заявкой на участие в конкурсе участники должен предоставить – для физических лиц выписку из ЕГРИП (п.п. «и» п.5.4). Основаниями для отказа участнику конкурса в допуске к участию является несоответствие участника требованиям, установленным настоящим порядком (п.п. «а» п.6.6) (л.д.65-73).

24.01.2022г. Постановлением администрации городского поселения «Могочинское» № 21 объявлено о проведении открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела, по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории поселения. Предметом конкурса является выбор организации из числа предприятий, оказывающих услуги по погребению, с целью дальнейшего присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела и выполнению работ по содержанию мест захоронения на территории поселения. Пункты 2.1, 4.2, п.п. «а» пунтка 5.6 Конкурсной документации соответствуют пунктам 5.1, 5.4 п.п. «а» п.6.6 утвержденного Порядка такого конкурса (л.д.75-91).

Постановлением администрации городского поселения «Могочинское» от 11.05.2022г. № 276 на территории городского поселения «Могочинское» создана специализированная служба по вопросам похоронного дела путем возложения обязанностей на отдел по управлению муниципальным имуществом городского поселения «Могочинское», утверждено Положение о порядке деятельности такой службы, согласно которому специализированная служба на безвозмездной основе предоставляет услуги гарантированного перечня услуг по погребению (п.2.1), стоимость услуг определяется постановлением администрации и возмещается специализированной службе в установленном законом порядке (п.2.4) (л.д.99-100). Руководителем назначена ведущий специалист по работе с муниципальным имуществом городского поселения «Могочинское» ФИО7

Заявку на участие в вышеуказанном конкурсе, объявленном 24.01.2022г. предоставил один участник – физическое лицо Волощук Н.Г., которая не являлась и не является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, справкой (л.д.27-29,36), а также представителем организации из числа предприятий, оказывающих услуги по погребению, или иным хозяйствующим субъектом (иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации), доказательств обратного суду не представлено. Однако администрация городского поселения «Могочинское» посчитала ее соответствующей требованиям конкурса и допустила к нему, а затем, в связи с тем, что участник был один, конкурс был признан несостоявшимся и победителем конкурса признана Волощук Н.Г.

ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией городского поселения «Могочинское»в лице и.о. главы администрации ФИО8 и Волощук Н.Г. на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 21.02.2022г. (л.д.95) был заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское» (л.д. (л.д.21-26, 96-98), согласно которому исполнитель – Волощук Н.Г. принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское» и обязуется оказывать ритуальные услуги. Стоимость предоставления гарантированного перечня услуг по погребению устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Также договором установлено, что исполнитель вправе предоставлять иные дополнительные ритуальные услуги за дополнительную плату и самостоятельно определять тарифы на такие дополнительные услуги (п.п. 3.2.1-3.2.7). Срок договора до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. по результатам проведенной проверки Могочинской межрайонной прокуратурой в адрес главы городского поселения «Могочинское» направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.127-131), в том числе по не выполнению полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а также грубого нарушения прав граждан на получение услуг по погребению умершего.

На представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.132-134), 13.05.2023г. администрация городского поселения «Могочинское», сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ. на территории городского поселения «Могочинское» создана специализированная служба по вопросам похоронного дела путем возложения обязанностей на отдел по управлению муниципальным имуществом, считают, что администрацией соблюдены все требования законодательства в сфере ФЗ «О похоронном деле» и в сфере ФЗ «О конкуренции», заключен договор ДД.ММ.ГГГГ. на основании открытого конкурса по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское» (л.д.132-134).

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией городского поселения «Могочинское» заключены муниципальные контракты с ИП ФИО9, и от ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО15 по выполнению работ по уборке и вывозу мусора с городского кладбища.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию городского поселения «Могочинское» с жалобой на ненадлежащие услуги по копке могилы, оказанные Волощук Н.Г. обратилась гражданка ФИО10, указывая, что за оказываемые услуги заплатила <данные изъяты> рублей, а также передала 5 шпал для проведения соответствующих работ, по итогу в день похорон – ДД.ММ.ГГГГ. могила не была готова и муж с племянником Солоповой сделали часть работы своими средствами и силами. Считает, что Волощук Н.Г. необходимыми материалами и сотрудниками не обеспечена, но соответствующие обязательства на себя принимает, при этом, администрация поселения свои обязанности по оказанию ритуальных услуги и содержанию мест захоронения не исполняет, а Волощук Н.Г., как физическое лицо не имеет оснований для осуществления деятельности по содержанию мест захоронения и оформлению могил, поскольку организацией такой деятельности должна заниматься специализированная служба (л.д. 30-32).

Из объяснения Волощук Н.Г., отобранного прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. следует, что муж и племянник ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ. утром прибыли к месту копки могилы, могила готова не была, так как земля была на протайке. Прежде чем выкопать яму, были получены замеры от ФИО10, поскольку замеры были неправильные, гроб встал неровно. Работы были завершены в срок, обязательства выполнены в полном объеме (л.д.34).

В ответ на требование прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19), администрация городского поселения «Могочинское», также сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ. на территории городского поселения «Могочинское» создана специализированная служба по вопросам похоронного дела путем возложения обязанностей на отдел по управлению муниципальным имуществом, ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению Волощук Н.Г. В адрес администрации поступало одно обращение на некачественное оказание услуг от ФИО10 (л.д.20).

В силу положений п.1,3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Пунктом п. 2 ст. 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Судом установлено, что договор является действующим. Волощук Н.В. зарегистрировалась в качестве самозанятой в ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из информации, представленной УФАС по Забайкальскому краю от 01.06.2023г. (л.д.102-104), обращения с указанием на необходимость проведения проверки законности спорного договора, у них отсутствуют. При этом, указывают, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, некоммерческим партнерствам, индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством заключения муниципального контракта с соблюдением конкурентных процедур, у них нет права делегировать сторонним организациям функции (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе), которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (л.д.102-104).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований у администрации городского поселения «Могочинское» на заключение с Волощук Н.Г. спорного договора, поскольку администрация не имела законных прав передавать полномочия специализированной службы физическому лицу Волощук Н.Г.

Кроме того, статьями 1 и 421 ГК РФ предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный Законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.

Статьей 26 Федерального закона №8-ФЗ и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В связи с изложенным муниципальные унитарные предприятия (специализированные службы по вопросам похоронного дела) не правомочны самостоятельно устанавливать цены и тарифы на оказываемые ими ритуальные услуги.

Кроме этого, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечными их потребителями являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда.

В соответствии со статьями 426 и 730 ГК РФ договоры бытового подряда являются публичными и цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Свидетель ФИО7 показала, что работает в администрации городского поселения «Могочинское» ведущим специалистом по работе с муниципальным имуществом. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. она назначена руководителем специализированной службы по похоронному делу. Все полномочия данной службы в полном объеме переданы Волощук Н.Г., которая оказывает все виды услуг по похоронному делу, в том числе ведет журналы, определяет места расположения могил, выдает квитанции, оказывает гарантированные бесплатные услуги. Прейскурант цен также устанавливается Волощук. Н.Г. Специализированная служба ни какие виды услуг по похоронному делу населению не оказывает, только устно консультируют Волощук Н.Г. Денежные средства, полученные Волощук Н.Г. от оказания услуг по похоронному делу в администрацию не передаются, остаются у Волощук Н.Г.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что стоимость данных услуг устанавливается самостоятельно Волощук Н.Г., при этом, доказательств, что стоимость соответствует действующему законодательству, суду не представлено.

С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что, заключив спорный договор с Волощук Н.Г., администрация городского поселения «Могочинское» фактически создала препятствия к реализации прав неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

При этом, обращение прокурора в суд обусловлено нарушением прав граждан на гарантированную законом организацию в Российской Федерации похоронного дела, при том, что Федеральный закон №131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям указанные полномочия.

С учетом изложенного, заключение администрацией городского поселения «Могочинское» договора с Волощук Н.Г. на оказание услуг по погребению свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по организации похоронного дела и не соблюдении установленных государством гарантий.

Также, суд считает необходимым отметить, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела путем возложения обязанностей на отдел по управлению муниципальным имуществом городского поселения «Могочинское», также не соответствует нормам закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что договор от 25.02.2022г. заключенный между администрацией городского поселения «Могочинское» и Волощук Н.Г. на оказание услуг по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское» является недействительным (ничтожным).

Доводы представителя ответчика администрации городского поселения «Могочинское» о том, что создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения влечет за собой ограничения в работе, поскольку данный хозяйствующий субъект монополизирует конкретный вид деятельности на оказание услуг в сфере похоронного дела на территории соответствующего муниципального образования, являются несостоятельными, поскольку основаны не на нормах закона и с учетом наличия прямой обязанности органа местного самоуправления исполнить соответствующие требования Закона о погребении.

Проверив доводы представителя ответчика администрации городского поселения «Могочинское» о том, что истцом был пропущен срок исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В силу положений ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Пунктом 1 ст. 192 ГК РФ предусмотрено, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Судом установлено, что договор был заключен между ответчиками 25.02.2022г., представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле вынесено прокуратурой 26.04.2022г., в котором ссылается на оспариваемый договор. 13.05.2022г. администрация городского поселения «Могочинское» дала ответ на данное представление.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец узнал об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной 26.04.2022г., соответственно течение срока исковой давности начинается с 27.04.2022г. и на момент подачи настоящего иска в суд не истек.

Таким образом, оснований для применения срока исковой давности не имеется.

В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно п.4 ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, заключенный договор является ничтожной сделкой, в связи с чем необходимо применить последствия недействительности ничтожной сделки, привести стороны в первоначальное положение.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Могочинское», Волощук Наталье Германовне - удовлетворить.

Признать недействительным договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории городского поселения «Могочинское», заключенный 25.02.2022г. между администрацией городского поселения «Могочинское» и Волощук Натальей Германовной.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки, привести стороны в первоначальное положение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                      Е.Н. Вишнякова

Решение изготовлено в окончательной форме 10 июля 2023г.

2-310/2023 ~ М-240/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Могочинского межрайонного прокурора
Ответчики
Администрация городского поселения " Могочинское"
Волощук Наталья Германовна
Другие
Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
Суд
Могочинский районный суд Забайкальского края
Судья
Вишнякова Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
mogocha--cht.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024Дело оформлено
23.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее