судья Попова И.Н. дело № 07р-1312/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 26 ноября 2021 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Овощевод» Ковалева Е. А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО № <...> от 06 июля 2021 г., решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 1 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Овощевод»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО № <...> от 06 июля 2021 г., общество с ограниченной ответственностью «Овощевод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «Овощевод» – без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением должностного лица и решением судьи городского суда законный представитель ООО «Овощевод» Ковалев Е.А. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность вынесенных по делу актов, просит их отменить.
В обоснование доводов автор жалобы указал, что отчетность по форме 2-ТП (рекультивация) является статистической и приказом сроки подачи определены именно в отношении данной первичной статистической отчетности, поэтому непредставление в установленный срок отчетов по форме 2-ТП (рекультивация) посягает на отношения в области информации. Использование содержащейся в отчетах информации для оценки состояния окружающей среды и природных ресурсов, земель, источников загрязнения окружающей среды и природных ресурсов не изменяет назначение данной информации (для статистического наблюдения) установленное приказом и не свидетельствует, что данным Приказом предусмотрена обязанность по предоставлению к установленному сроку именно информации перечисленной в ст. 8.5 КоАП РФ. Отмечает, что суды иных субъектов России федерации оставляют без изменения постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление формы 2-ТП Рекультивация. Полагает, что суд неверно пришел к выводу о том, что должностное лицо верно квалифицировало действия ООО «Овощевод в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ. Указывает, что Росприроднадзор не обладает полномочиями по рассмотрению дел о несвоевременном представлении отчетности по форме № 2-ТП Рекультивация. Отмечает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении оставил без внимания довод о том, что представление № <...> от 29.06.2021г. составлено на 13 дней раньше постановления № <...> от 06.07.2021г.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО, возражавшей против удовлетворения жалобы прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») установлены принципы охраны окружающей среда, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной п.1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно части 1 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, законодательством о недрах.
Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон N 2395-1), пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики
С целью создания правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации, 29.11.2007г. был принят Федеральный закон № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» основными принципами официального статистического учета, помимо прочего, являются полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» была утверждена и и введена в действие годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» с указанием по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора.
В соответствии с данным Приказом, годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (Рекультивация) предоставляется юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающими месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющими строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов. Данные респонденты заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
В соответствии с указанной формой отчетности, срок предоставления информации территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу - 1 февраля после отчетного периода.
К видам полезного ископаемого, добытого из недр, в том числе на территории РФ на участке недр, в соответствии с пунктом 1, подпунктом 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ, относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Учитывая изложенное, действующим законодательством Российской Федерации определено, что подземные воды, добытые из недр, в том числе на территории РФ на участке недр, являются полезными ископаемыми.
Из материалов дела следует, что 15 апреля 2021 г. заместителем прокурора города Волжского ФИО. принято решение № <...> о проведении проверки о соблюдении законодательства о недропользовании в деятельности ООО «Овощевод».
В ходе прокурорской проверки было выявлено, что ООО «Овощевод» осуществляет пользование недрами на основании трех лицензий № <...> от 16.04.2019г., выданных отделом геологии и лицензирования по Волгоградской области Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу.
На территории ООО «Овощевод» находятся 16 скважин для добычи подземных вод.
Однако, в нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Российской федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», Приказа Росстата от 1 29.12.2012 за N 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования I федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», ООО «Овощевод» в текущем году, в срок до 01 февраля, не представлен в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям отчет по форме № 2-ТП (Рекультивация) за 2020 год.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем прокурора города Волжского ФИО постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении в отношении юридического лица ООО «Овощевод» дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ.
Копия вышеуказанного постановления была вручена защитнику ООО «Овощевод» Ковалеву Е.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Материалы проверки ДД.ММ.ГГГГ были направлены для рассмотрения руководителю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградским областям для рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям ФИО в отношении юридического лица — ООО «Овощевод» вынесено представление № <...> о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В ходе рассмотрения постановления о возбуждении производства об административномправонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и материалов проверки, должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям выявлены факты не соблюдения требовании законодательства о недропользовании в деятельности ООО «Овощевод», выразившиеся в не предоставлении федеральной статистической отчетности по форме № 2-ТП (рекультивация) за 2020 года в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. № <...> от 06 июля 2021г. юридическое лицо ООО «Овощевод» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым административным органом и судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Овощевод» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАПРФ.
Относительно доводов жалобы, направленных на отсутствие у ООО «Овощевод» обязанности по заполнению и предоставлению к определённому сроку отчета по форме 2-ТП (рекультивация), то они являлись предметом проверки в суде первой инстанциях, мотивированно опровергнуты.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в судебном акте, не имеется.
Доводы жалобы о неверной квалификации вменяемого правонарушения, со ссылкой на статью 13.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на ошибочном толковании закона, регулирующего данные правоотношения.
Поскольку ООО «Овощевод» не представлена отчетность именно о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы, то в данном случае юридическим лицом совершено деяние в сфере обеспечения соблюдения права каждого человека на получение полной и достоверной экологической информации.
Административная ответственность за предоставление недостоверных первичных статистических данных предусмотрена 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при этом специальной нормой, установленной статьей. 8.5 Кодекса, предусмотрена административная ответственность за сокрытие или искажение экологической информации, в том числе в составе первичных статистических данных.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Ссылки в жалобе на судебные акты, вынесенные по иным делам, не могут быть приняты во внимание, поскольку каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
Довод жалобы об отсутствии у Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям полномочий по рассмотрению дел об административном правонарушении о несвоевременном предоставлении отчетности по форме № 2-ТП (рекультивация) основан на неверном толковании норм процессуального права.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ООО «Овощевод»« в совершении описанного выше правонарушения, представленные материалы не содержат.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО о привлечении ООО «Овощевод» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении данного дела не учтён баланс интересов государства и юридического лица, не влекут иного вывода по делу, поскольку сводятся к желанию избежать привлечения к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, само по себе субъективное мнение заявителя об ином, приемлемом, результате рассмотрения жалобы, не является основаниям для ее удовлетворения. При следует учитывать, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО № <...>-ВН от 06 июля 2021 г., решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 1 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Овощевод» оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Овощевод» Ковалева Е. А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын