Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2020 ~ М-16/2020 от 09.01.2020

                                 УИД №36RS0034-01-2020-000029-90                                Дело № 2-102/2020

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г.Россошь                                         20 февраля 2020 г.

    Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

    председательствующего - судьи Рязанцевой А.В.

    при секретаре - Гришиной Т.П.,

    с участием помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Рыжкова Р.В.,

    представителя ответчиков – /Горбанева / В.В., действующего на основании доверенностей ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области» № 5 от 09.01.2020г., УФСИН России по Воронежской области № 70 от 21.01.2020г., УФСИН России от 10.05.2020г. (л.д. 71-74),

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о возложении обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных,

    УСТАНОВИЛ:

    Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий, а именно: обязать ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Воронежской области обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования здания общежития для осужденных участка колонии-поселения, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул. Кирпичный завод, д.5, для определения технического состояния здания, а также для определения комплекса мер, необходимых для проведения ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной проверки федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Воронежской области» (далее - ИК-8) установлено, что материально-бытовые условия в общежитии для осужденных участка колонии-поселения не отвечают безопасным для здоровья человека условиям проживания и пребывания. Состояние общежития осужденных участка колонии-поселения ИК-8 не отвечает требованиям безопасности, что влечет нарушение прав осужденных на материально-бытовое обеспечение и санитарно-эпидемиологическое благополучие, установленных действующим законодательством. В ходе проверки установлено, что фундамент здания имеет глубокие трещины, фундамент и цокольная часть стены здания общежития не имеют горизонтальной и вертикальной гидроизоляции. Данные нарушения привели к сильному насыщению влагой строительных конструкций. Здание общежития, при выносе карниза от плоскости стены менее 600 мм и уклонении кровли более 3°, не имеет системы организованного водоотвода и снегозадерживающих устройств, на скатах кровли видны сгнившие доски обрешетки.

    Помимо этого, в нарушение требований п. 6.26.СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» отсутствует отмостка у здания, обратная засыпка пазухи фундамента содержит строительный мусор, битый кирпич, что противоречит требованиям п. 11.30 СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и способствует накоплению влаги в наружных стенах, которые сильно насыщены влагой. Поверхность земли вокруг здания, в большей степени со стороны восточной стены, имеет значительные перепады, впадины и ямы, что способствует накоплению влаги в почве и ее дальнейшему капиллярному перемещению в стены и кирпичные перегородки здания.

    В нарушение требований ч. 9 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» в стенах здания общежития выявлены множественные (более 30 %) нарушения целостности кирпичной кладки, на расстоянии до 50 см от уровня существующего грунта отсутствует межшовный раствор, местами вымыт раствор в верхней части стены, в оконных простенках имеются раскрывающиеся трещины, на 80% разрушен карниз стен. Ввиду того, что снаружи здания грунт находится выше уровня пола помещений внутри здания, блоки продува под конструкциями пола отсутствуют, отсутствует гидроизоляция опорных столбиков лаг.

    Совокупность указанных факторов привели к протечке влаги под полы; деревянные конструкции пола пришли в негодность, в помещениях преобладает сырость и плесень; сгнили лаги. Разрушение опорных частей лаг привело к деформации пола (в комнате ПВР перепад высот пола составляет 6 см) дощатое покрытие пола фрагментами сгнило и пришло в негодность, при хождении по полу чувствуется его колебания.

    В ходе осмотра здания также установлено, что чердачное перекрытие выполнено по деревянным балкам и подшито досками, оштукатурено по обрешетке. Штукатурка обвалилась на площади более 30 %, видны сгнившие рейки обрешетки, частично сгнили и разрушены доски перекрытия, через проемы видны сгнившие и частично разрушенные опорные части балок, утепление чердачного перекрытия отсутствует. В результате данных повреждений, в комнате осужденных № 7 перекрытие удерживается от обрушения двумя деревянными брусами, поставленными в распор между перекрытием и полом. Перегородки здания выполнены из кирпича, поверхность каменных перегородок, более чем на 35%, повреждена грибком. В комнате осужденных № 11 данного общежития откосы окон и углы покрыты черной плесенью. Во всех комнатах имеются следы протечек с потолка. Невидимая часть канализации имеет протечки, что подтверждается отсутствием на поверхности пола скоплений влаги и присутствием сильного зловонного аммиачного запаха в помещении санузла. Отсутствие естественной вентиляции и протечки канализации привели к 100% поражению грибком стен туалета. В душевых отсутствует внутренняя гидроизоляция, в результате этого наружные стены сильно увлажнены.

    При проведении осмотра помещения общежития, были установлены нарушения и в электропроводке в нарушение п.п. 2.1.21 и 4.1.3 «Правил устройства электроустановок» (далее – Правил), утвержденных приказом Минэнерго России от 8.07.2002 № 204, имеется совмещение медных и алюминиевых жил. Отсутствует разделение проводки на освещение и розеточную группу.

    В нарушение п. 7.1.34 вышеуказанных Правил сечение проводов в розеточной группе составляет 1,5 мм“, что не соответствует нагрузке и предъявляемым требованиям (не менее 2,5 мм2). Имеющаяся нагрузка (чайники, плитки, бойлер, микроволновка, холодильник, телевизоры, освещение) превышает способность проводки, что ведет к ее перегреванию. В результате, на видимых участках проводки концы жил, а также их изоляция оплавлены, изоляция потеряла эластичность и стала хрупкой, при зачистке ломается, трескается и осыпается при сгибе жил. Превышение нагрузки, перегрев проводки, повреждение изоляции токоведущих жил, в совокупности обуславливают высокую вероятность возникновения пожара.

    Вместо распаеченых коробок в здании общежития установлены подрозетники или подпорные кольца, что противоречит требованиям и. 2.1.26 Правил и влечет перегрев и перемыкание жил, как результат вероятного возникновения пожара.

    Выключатели в комнатах отсутствуют, свет выключается автоматами защиты, в комнате длительных свиданий № 3 проводка повреждена, ее фрагмент проложен кустарным способом, распаечная коробка отсутствует, осветительная проводка алюминиевая сечением 1,5 мм2, что превышает ее токоведущую способность, обуславливает перегрев и вероятность пожара.

    Осмотром проводки на видимых участках (в результате повреждения штукатурного слоя) установлено, что в нарушение требований п. 2.1.34 Правил, монтаж проводки выполнялся креплением гвоздями, вбитыми между жил, что недопустимо.

    Проверкой установлено, что ответчиками не соблюдены условия проживания граждан в помещении, поскольку в соответствии со ст.ст. 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, при эксплуатации здания необходимо исключить возможность возникновения пожара и вредного воздействия на человека, обеспечить безопасные условия для проживания и пребывания человека по качеству воздуха, микроклимату, уровню влажности на поверхности и внутри строительных конструкций.

    В связи с выявленными недостатками, 27.11.2018г. истцом было направлено руководству ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области представление об устранении нарушений закона, регулирующего материально-бытовое обеспечение осужденных и обеспечение надлежащих условий отбывания наказания осужденным участка колонии-поселения, однако принятыми мерами добиться устранения нарушений закона не представилось возможным.

    По результатам комиссионных осмотров здания 02.10.2018г., 25.03.2019г. и 02.10.2019г., проведенных в соответствии с п.9.6 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276, комиссия пришла к заключению, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта; имеется необходимость проведения строительно-технической экспертизы для определения технического состояния строительных конструкций фундамента и стен здания.

    Обследованием здания общежития с привлечением специалистов Роспотребнадзора установлено, что отделка стен и потолка помещений имеет многочисленные трещины, отслоения штукатурки, насыщении влагой; отделка пола частично отсутствует, линолеум имеет разрывы, в умывальной комнате нарушена герметичность внутренних канализационных сетей, что подтверждается актом от 19.03.2019г..

    22.10.2019г. руководством УФСИН России по Воронежской области был направлен запрос руководителю Управления капитального строительства недвижимости эксплуатации и ремонта УФСИН России о выделении финансирования для проведения строительно-технического исследования состояния строительных конструкций здания общежития участка колонии- поселения ИК-8 и расчета стоимости проведения восстановительного ремонта.

    Согласно сведениям, представленным УФСИН России по Воронежской области, в настоящее время денежные средства для производства строительно- технической экспертизы отсутствуют, а ремонт здания общежития осужденных участка колонии-поселения ИК-8, без проведения строительно-технического исследования, невозможен.

    Ввиду того, что ранее принятые меры прокурорского реагирования в отношении руководства ИК-8 и УФСИН России по Воронежской области к реальному устранению перечисленных нарушений закона не привели, истец был вынужден обратиться в суд, в интересах осужденных, отбывающих наказание в колонии – поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области, за защитой их прав и законных интересов.

    В судебном заседании прокурор Рыжков Р.В. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, а именно: просил суд обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области» в течение 3месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение строительно-техническогоэкспертного исследования здания.

    Представитель ответчиков - ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области», УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России /Горбанев В.В./. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

    Суд, заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав, представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура не вправе вмешиваться в хозяйственную и управленческую деятельность уголовно-исполнительной системы.

    Исходя из п.п. 1 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России обеспечивает условия содержания осужденных соответствующие законодательству Российской Федерации.

    Согласно Уставу ФКУ «Исправительная колония № 8 Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» учреждение обязано создавать осужденным условия содержания, соответствующие нормам федеральных законов и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, обеспечивать условия содержания осужденных, осуществлять материально-бытовое обеспечение осужденных и исполнение санитарно- гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.

    Следуя смыслу п.п. 16.9, 17.2 и 17.3 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 (далее - Инструкция), капитальный ремонт может производиться только при наличии утвержденной документации (проектов, смет или расцененных описей работ). При отсутствии смет или расцененных описей, а также если документация некачественная, производство работ запрещается. Рабочая документация на капитальный ремонт зданий и сооружений должна составляться в случаях перепланировки помещений, усиления или частичной замены фундаментов, крепления или частичной перекладки стен, смены или усиления перекрытий, смены или реконструкции крыши под другие кровельные материалы, замены печного отопления на центральное, газификации и электрификации зданий и сооружений.

    Судом установлено, что Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка состояния законности в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области. По результатам ее проведения установлено, что ряд помещений общежития участка колонии- поселения не отвечают в полной мере требованиям ст. 101Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей выполнение администрацией исправительного учреждения санитарно- гигиенических норм..

    В материалах дела имеется представление Воронежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 27.11.2018г. № 2-2-2018 в отношении начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области, согласно которому, ему рекомендовано безотлагательно рассмотреть выявленные нарушения о ненадлежащих условиях содержания осужденных и принятии мер (л.д. 12).

    Как следует из письма начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области № 4621 от 27.12.2018г. в адрес Воронежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ответчиком проведен анализ по всем указанным в Представлении нарушения, в УФСИН России отправлена заявка на выделение финансовых средств для проведения ремонта на участке колонии – поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области; частично произведен ремонт канализации, произведена откачка отходов (л.д. 13).

    Из представленных суду актов общего осмотра здания общежития колонии- поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области от 02.10.2018г. (л.д. 16-17), от 25.03.2019г. (л.д. 22-23), акта общего комиссионного осмотра от 02.10.2019г. (л.д. 24-25) усматривается, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта.

    По итогам санитарно-эпидемиологического обследования здания общежития колонии- поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области был составлен 19.03.2019г., проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском и Подгоренском районах Воронежской области, был составлен акт, согласно которому в обследуемом помещении обнаружены дефекты отделки стен, потолка и пола, такие как отслоение штукатурки (л.д.18-19).

    Ввиду того, что администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области проводилась работа по установлению дефектов здания и внутренних помещений общежития колонии-поселения исправительного учреждения, 19.03.2019г. в адрес истца была направлена докладная записка, из которой усматривается, что 23.01.2017г., 25.09.2018г., 12.12.2018г., 27.12.218г., а также 08.02.2019г. в адрес УФСИН России по Воронежской области, в отдел капительного строительства, начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области были направлены служебные записки с потребностью в выделении денежных средств на проведение капитального ремонта (л.д. 20).

    По информации Межрегионального Цента судебной строительной экспертизы от 16.10.2019г., данная организация имеет возможность проведения строительно-технической экспертизы по поставленным вопросам по определению технического состояния здания, а также определению комплекса мер, направленных на восстановление конструкций фундамента и стен здания (л.д. 26).

    Помимо уведомления УФСИН России по Воронежской области о наличии дефектов здания колонии–поселения ИК-8 г.Россошь, в его адрес было направлено письмо администрации учреждения с просьбой изыскать возможность выделения денежных средств для проведения строительно-техничнеской экспертизы здания общежития (л.д.27).

    Согласно п.п. 8 и 9 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика, и обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

    Исходя из положений статьи 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1, обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

    В соответствии с и.и. 16.2, 16.3 и 17.4 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001г. № 276, техническая документация, в том числе задания на проектирование капитального ремонта зданий при сметной стоимости до 50 тыс. рублей (в базовых ценах 1984 г.) утверждается руководством территориальных органов УИС, а при сметной стоимости свыше 50 тыс. рублей (в базовых ценах 1984 года) руководством ФСИН России. Распределение средств на ремонт между учреждениями производит начальник территориального органа УИС. По получении от территориального органа УИС извещения о годовых назначениях по смете расходов учреждение составляет годовые планы проведения текущего и капитального ремонтов. Годовой план производства текущего ремонта зданий и сооружений, состоящих на учете в учреждении, утверждается начальником учреждения.

    Согласно Положению об УФСИН России по Воронежской области (п.4, раздел 1), утвержденного приказом ФСИН России № 518 от 11.06.20115г., Управление является участником бюджетного процесса - распорядителем! (получателем) бюджетных средств, п.п. 4 п. 14 раздела 2 Положения предусмотрено, что одной из задач Управления является создание осужденным условий отбывания наказаний, соответствующих федеральным законам, абз. 8 пп. 1), абз. 8 и 9 пп. 2) п. 15 раздела 3 Положения, включают в полномочия Управления обеспечение условий содержания осужденных в подведомственных учреждениях, осуществление материально-технического обеспечения деятельности подведомственных учреждений и подготовку документации по капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы.

    Таким образом, в ходе судебного заседания, судом установлено, что, несмотря на проделанную работу ответчиками, до настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.

    Резюмируя изложенное, поскольку создание надлежащих условий для пребывания людей в общежитии для осужденных участка колонии-поселения ИК-8, являются общими обязанностями ИК-8, УФСИН и ФСИН России, Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «ИК -8 УФСИН России по Воронежской области», УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о возложении обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных и просит суд обязать ответчиков обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования здания общежития осужденных участка колонии-поселения, расположенной по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул.Кирпичный завод, д.5, для определения технического состояния строительных конструкций здания, комплекс мер, необходимых для проведения восстановительного ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта.

    В адресованном суду отзыве на иск представитель ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области», действующий на основании доверенностей ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области» № 5 от 09.01.2020г. /Горбанев В.В./ (л.д. 57) указал, что у истца отсутствуют полномочия на предъявление иска в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ. Помимо этого, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение прав неопределенного круга лиц со стороны ответчиков – УФСИН, УФСИН России. Также отсутствуют основания для привлечения УФСИН России по Воронежской в качестве надлежащего ответчика при рассмотрении иска.

    Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчиков по следующим основаниям:

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Исходя из положений Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I г. Москва "О прокуратуре Российской Федерации» (Закон № 2202-I) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 32 Закона № 2202-Iпредметом надзора являются, в том числе, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

    Следуя смыслу ст. 33 Закона № 2202-I, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. При выявлении нарушений действующего законодательства, Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 35Закона № 2202-I).

    Таким образом, судом установлено право истца – Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обращаться в суд за защитой неопределенного круга лиц, в данном случае, в защиту осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области.

    Помимо этого, следует отметить, что статьей 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 установлено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 1.2 Устава федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» с изменениями, внесенными Приказом ФСИН России от 25.02.2011 № 98 учредителем колонии является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.

    УФСИН России по Воронежской области, как получатель бюджетных средств от главного распорядителя бюджетных средств и распорядитель бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям, обязано распределить финансовые средства на устранение нарушений закона на участке колонии-поселения ФКУ ИК-8 и принять участие в их устранении.

    Резюмируя изложенное, создание надлежащих условий для пребывания людей в общежитии для осужденных участка колонии ИК-8 являются обязанностями как УФСИН России, так и УФСИН России по Воронежской области.

    Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

    Кроме того, поскольку учредителем колонии является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, в УФСИН России по Воронежской области, как получатель бюджетных средств от главного распорядителя бюджетных средств и распорядитель бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям, обязано распределить финансовые средства на устранение нарушений закона на участке колонии-поселения ФКУ ИК-8, а также принять участие в их устранении, суд считает возможным возложить субсидиарную ответственность на учредителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» - Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, а также на получателя бюджетных средств от главного распорядителя бюджетных средств и распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям - УФСИН России по Воронежской области.

    Исходя из обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда ответчиками и полагает разумным считать такой срок – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о возложении обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных удовлетворить.

    Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования здания общежития осужденных участка колонии-поселения, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул.Кирпичный завод, д.5, для определения технического состояния строительных конструкций здания, комплекс мер, необходимых для проведения восстановительного ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта.

    При недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» возложить субсидиарную ответственность по обязательствам на Федеральной службы исполнения наказаний России.

    Установить срок исполнения решения суда – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, через Россошанский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья                                      Рязанцева А.В.

        Мотивированное решение изготовлено 25.02.2020 г.

                                 УИД №36RS0034-01-2020-000029-90                                Дело № 2-102/2020

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г.Россошь                                         20 февраля 2020 г.

    Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

    председательствующего - судьи Рязанцевой А.В.

    при секретаре - Гришиной Т.П.,

    с участием помощника Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Рыжкова Р.В.,

    представителя ответчиков – /Горбанева / В.В., действующего на основании доверенностей ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области» № 5 от 09.01.2020г., УФСИН России по Воронежской области № 70 от 21.01.2020г., УФСИН России от 10.05.2020г. (л.д. 71-74),

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о возложении обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных,

    УСТАНОВИЛ:

    Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий, а именно: обязать ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Воронежской области обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования здания общежития для осужденных участка колонии-поселения, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул. Кирпичный завод, д.5, для определения технического состояния здания, а также для определения комплекса мер, необходимых для проведения ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной проверки федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Воронежской области» (далее - ИК-8) установлено, что материально-бытовые условия в общежитии для осужденных участка колонии-поселения не отвечают безопасным для здоровья человека условиям проживания и пребывания. Состояние общежития осужденных участка колонии-поселения ИК-8 не отвечает требованиям безопасности, что влечет нарушение прав осужденных на материально-бытовое обеспечение и санитарно-эпидемиологическое благополучие, установленных действующим законодательством. В ходе проверки установлено, что фундамент здания имеет глубокие трещины, фундамент и цокольная часть стены здания общежития не имеют горизонтальной и вертикальной гидроизоляции. Данные нарушения привели к сильному насыщению влагой строительных конструкций. Здание общежития, при выносе карниза от плоскости стены менее 600 мм и уклонении кровли более 3°, не имеет системы организованного водоотвода и снегозадерживающих устройств, на скатах кровли видны сгнившие доски обрешетки.

    Помимо этого, в нарушение требований п. 6.26.СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» отсутствует отмостка у здания, обратная засыпка пазухи фундамента содержит строительный мусор, битый кирпич, что противоречит требованиям п. 11.30 СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и способствует накоплению влаги в наружных стенах, которые сильно насыщены влагой. Поверхность земли вокруг здания, в большей степени со стороны восточной стены, имеет значительные перепады, впадины и ямы, что способствует накоплению влаги в почве и ее дальнейшему капиллярному перемещению в стены и кирпичные перегородки здания.

    В нарушение требований ч. 9 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» в стенах здания общежития выявлены множественные (более 30 %) нарушения целостности кирпичной кладки, на расстоянии до 50 см от уровня существующего грунта отсутствует межшовный раствор, местами вымыт раствор в верхней части стены, в оконных простенках имеются раскрывающиеся трещины, на 80% разрушен карниз стен. Ввиду того, что снаружи здания грунт находится выше уровня пола помещений внутри здания, блоки продува под конструкциями пола отсутствуют, отсутствует гидроизоляция опорных столбиков лаг.

    Совокупность указанных факторов привели к протечке влаги под полы; деревянные конструкции пола пришли в негодность, в помещениях преобладает сырость и плесень; сгнили лаги. Разрушение опорных частей лаг привело к деформации пола (в комнате ПВР перепад высот пола составляет 6 см) дощатое покрытие пола фрагментами сгнило и пришло в негодность, при хождении по полу чувствуется его колебания.

    В ходе осмотра здания также установлено, что чердачное перекрытие выполнено по деревянным балкам и подшито досками, оштукатурено по обрешетке. Штукатурка обвалилась на площади более 30 %, видны сгнившие рейки обрешетки, частично сгнили и разрушены доски перекрытия, через проемы видны сгнившие и частично разрушенные опорные части балок, утепление чердачного перекрытия отсутствует. В результате данных повреждений, в комнате осужденных № 7 перекрытие удерживается от обрушения двумя деревянными брусами, поставленными в распор между перекрытием и полом. Перегородки здания выполнены из кирпича, поверхность каменных перегородок, более чем на 35%, повреждена грибком. В комнате осужденных № 11 данного общежития откосы окон и углы покрыты черной плесенью. Во всех комнатах имеются следы протечек с потолка. Невидимая часть канализации имеет протечки, что подтверждается отсутствием на поверхности пола скоплений влаги и присутствием сильного зловонного аммиачного запаха в помещении санузла. Отсутствие естественной вентиляции и протечки канализации привели к 100% поражению грибком стен туалета. В душевых отсутствует внутренняя гидроизоляция, в результате этого наружные стены сильно увлажнены.

    При проведении осмотра помещения общежития, были установлены нарушения и в электропроводке в нарушение п.п. 2.1.21 и 4.1.3 «Правил устройства электроустановок» (далее – Правил), утвержденных приказом Минэнерго России от 8.07.2002 № 204, имеется совмещение медных и алюминиевых жил. Отсутствует разделение проводки на освещение и розеточную группу.

    В нарушение п. 7.1.34 вышеуказанных Правил сечение проводов в розеточной группе составляет 1,5 мм“, что не соответствует нагрузке и предъявляемым требованиям (не менее 2,5 мм2). Имеющаяся нагрузка (чайники, плитки, бойлер, микроволновка, холодильник, телевизоры, освещение) превышает способность проводки, что ведет к ее перегреванию. В результате, на видимых участках проводки концы жил, а также их изоляция оплавлены, изоляция потеряла эластичность и стала хрупкой, при зачистке ломается, трескается и осыпается при сгибе жил. Превышение нагрузки, перегрев проводки, повреждение изоляции токоведущих жил, в совокупности обуславливают высокую вероятность возникновения пожара.

    Вместо распаеченых коробок в здании общежития установлены подрозетники или подпорные кольца, что противоречит требованиям и. 2.1.26 Правил и влечет перегрев и перемыкание жил, как результат вероятного возникновения пожара.

    Выключатели в комнатах отсутствуют, свет выключается автоматами защиты, в комнате длительных свиданий № 3 проводка повреждена, ее фрагмент проложен кустарным способом, распаечная коробка отсутствует, осветительная проводка алюминиевая сечением 1,5 мм2, что превышает ее токоведущую способность, обуславливает перегрев и вероятность пожара.

    Осмотром проводки на видимых участках (в результате повреждения штукатурного слоя) установлено, что в нарушение требований п. 2.1.34 Правил, монтаж проводки выполнялся креплением гвоздями, вбитыми между жил, что недопустимо.

    Проверкой установлено, что ответчиками не соблюдены условия проживания граждан в помещении, поскольку в соответствии со ст.ст. 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, при эксплуатации здания необходимо исключить возможность возникновения пожара и вредного воздействия на человека, обеспечить безопасные условия для проживания и пребывания человека по качеству воздуха, микроклимату, уровню влажности на поверхности и внутри строительных конструкций.

    В связи с выявленными недостатками, 27.11.2018г. истцом было направлено руководству ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области представление об устранении нарушений закона, регулирующего материально-бытовое обеспечение осужденных и обеспечение надлежащих условий отбывания наказания осужденным участка колонии-поселения, однако принятыми мерами добиться устранения нарушений закона не представилось возможным.

    По результатам комиссионных осмотров здания 02.10.2018г., 25.03.2019г. и 02.10.2019г., проведенных в соответствии с п.9.6 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276, комиссия пришла к заключению, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта; имеется необходимость проведения строительно-технической экспертизы для определения технического состояния строительных конструкций фундамента и стен здания.

    Обследованием здания общежития с привлечением специалистов Роспотребнадзора установлено, что отделка стен и потолка помещений имеет многочисленные трещины, отслоения штукатурки, насыщении влагой; отделка пола частично отсутствует, линолеум имеет разрывы, в умывальной комнате нарушена герметичность внутренних канализационных сетей, что подтверждается актом от 19.03.2019г..

    22.10.2019г. руководством УФСИН России по Воронежской области был направлен запрос руководителю Управления капитального строительства недвижимости эксплуатации и ремонта УФСИН России о выделении финансирования для проведения строительно-технического исследования состояния строительных конструкций здания общежития участка колонии- поселения ИК-8 и расчета стоимости проведения восстановительного ремонта.

    Согласно сведениям, представленным УФСИН России по Воронежской области, в настоящее время денежные средства для производства строительно- технической экспертизы отсутствуют, а ремонт здания общежития осужденных участка колонии-поселения ИК-8, без проведения строительно-технического исследования, невозможен.

    Ввиду того, что ранее принятые меры прокурорского реагирования в отношении руководства ИК-8 и УФСИН России по Воронежской области к реальному устранению перечисленных нарушений закона не привели, истец был вынужден обратиться в суд, в интересах осужденных, отбывающих наказание в колонии – поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области, за защитой их прав и законных интересов.

    В судебном заседании прокурор Рыжков Р.В. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, а именно: просил суд обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области» в течение 3месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение строительно-техническогоэкспертного исследования здания.

    Представитель ответчиков - ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области», УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России /Горбанев В.В./. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

    Суд, заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав, представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура не вправе вмешиваться в хозяйственную и управленческую деятельность уголовно-исполнительной системы.

    Исходя из п.п. 1 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России обеспечивает условия содержания осужденных соответствующие законодательству Российской Федерации.

    Согласно Уставу ФКУ «Исправительная колония № 8 Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» учреждение обязано создавать осужденным условия содержания, соответствующие нормам федеральных законов и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, обеспечивать условия содержания осужденных, осуществлять материально-бытовое обеспечение осужденных и исполнение санитарно- гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.

    Следуя смыслу п.п. 16.9, 17.2 и 17.3 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 (далее - Инструкция), капитальный ремонт может производиться только при наличии утвержденной документации (проектов, смет или расцененных описей работ). При отсутствии смет или расцененных описей, а также если документация некачественная, производство работ запрещается. Рабочая документация на капитальный ремонт зданий и сооружений должна составляться в случаях перепланировки помещений, усиления или частичной замены фундаментов, крепления или частичной перекладки стен, смены или усиления перекрытий, смены или реконструкции крыши под другие кровельные материалы, замены печного отопления на центральное, газификации и электрификации зданий и сооружений.

    Судом установлено, что Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка состояния законности в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области. По результатам ее проведения установлено, что ряд помещений общежития участка колонии- поселения не отвечают в полной мере требованиям ст. 101Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей выполнение администрацией исправительного учреждения санитарно- гигиенических норм..

    В материалах дела имеется представление Воронежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 27.11.2018г. № 2-2-2018 в отношении начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области, согласно которому, ему рекомендовано безотлагательно рассмотреть выявленные нарушения о ненадлежащих условиях содержания осужденных и принятии мер (л.д. 12).

    Как следует из письма начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области № 4621 от 27.12.2018г. в адрес Воронежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ответчиком проведен анализ по всем указанным в Представлении нарушения, в УФСИН России отправлена заявка на выделение финансовых средств для проведения ремонта на участке колонии – поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области; частично произведен ремонт канализации, произведена откачка отходов (л.д. 13).

    Из представленных суду актов общего осмотра здания общежития колонии- поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области от 02.10.2018г. (л.д. 16-17), от 25.03.2019г. (л.д. 22-23), акта общего комиссионного осмотра от 02.10.2019г. (л.д. 24-25) усматривается, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта.

    По итогам санитарно-эпидемиологического обследования здания общежития колонии- поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области был составлен 19.03.2019г., проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском и Подгоренском районах Воронежской области, был составлен акт, согласно которому в обследуемом помещении обнаружены дефекты отделки стен, потолка и пола, такие как отслоение штукатурки (л.д.18-19).

    Ввиду того, что администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области проводилась работа по установлению дефектов здания и внутренних помещений общежития колонии-поселения исправительного учреждения, 19.03.2019г. в адрес истца была направлена докладная записка, из которой усматривается, что 23.01.2017г., 25.09.2018г., 12.12.2018г., 27.12.218г., а также 08.02.2019г. в адрес УФСИН России по Воронежской области, в отдел капительного строительства, начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области были направлены служебные записки с потребностью в выделении денежных средств на проведение капитального ремонта (л.д. 20).

    По информации Межрегионального Цента судебной строительной экспертизы от 16.10.2019г., данная организация имеет возможность проведения строительно-технической экспертизы по поставленным вопросам по определению технического состояния здания, а также определению комплекса мер, направленных на восстановление конструкций фундамента и стен здания (л.д. 26).

    Помимо уведомления УФСИН России по Воронежской области о наличии дефектов здания колонии–поселения ИК-8 г.Россошь, в его адрес было направлено письмо администрации учреждения с просьбой изыскать возможность выделения денежных средств для проведения строительно-техничнеской экспертизы здания общежития (л.д.27).

    Согласно п.п. 8 и 9 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика, и обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

    Исходя из положений статьи 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1, обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

    В соответствии с и.и. 16.2, 16.3 и 17.4 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001г. № 276, техническая документация, в том числе задания на проектирование капитального ремонта зданий при сметной стоимости до 50 тыс. рублей (в базовых ценах 1984 г.) утверждается руководством территориальных органов УИС, а при сметной стоимости свыше 50 тыс. рублей (в базовых ценах 1984 года) руководством ФСИН России. Распределение средств на ремонт между учреждениями производит начальник территориального органа УИС. По получении от территориального органа УИС извещения о годовых назначениях по смете расходов учреждение составляет годовые планы проведения текущего и капитального ремонтов. Годовой план производства текущего ремонта зданий и сооружений, состоящих на учете в учреждении, утверждается начальником учреждения.

    Согласно Положению об УФСИН России по Воронежской области (п.4, раздел 1), утвержденного приказом ФСИН России № 518 от 11.06.20115г., Управление является участником бюджетного процесса - распорядителем! (получателем) бюджетных средств, п.п. 4 п. 14 раздела 2 Положения предусмотрено, что одной из задач Управления является создание осужденным условий отбывания наказаний, соответствующих федеральным законам, абз. 8 пп. 1), абз. 8 и 9 пп. 2) п. 15 раздела 3 Положения, включают в полномочия Управления обеспечение условий содержания осужденных в подведомственных учреждениях, осуществление материально-технического обеспечения деятельности подведомственных учреждений и подготовку документации по капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы.

    Таким образом, в ходе судебного заседания, судом установлено, что, несмотря на проделанную работу ответчиками, до настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.

    Резюмируя изложенное, поскольку создание надлежащих условий для пребывания людей в общежитии для осужденных участка колонии-поселения ИК-8, являются общими обязанностями ИК-8, УФСИН и ФСИН России, Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «ИК -8 УФСИН России по Воронежской области», УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о возложении обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных и просит суд обязать ответчиков обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования здания общежития осужденных участка колонии-поселения, расположенной по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул.Кирпичный завод, д.5, для определения технического состояния строительных конструкций здания, комплекс мер, необходимых для проведения восстановительного ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта.

    В адресованном суду отзыве на иск представитель ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области», действующий на основании доверенностей ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Воронежской области» № 5 от 09.01.2020г. /Горбанев В.В./ (л.д. 57) указал, что у истца отсутствуют полномочия на предъявление иска в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ. Помимо этого, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение прав неопределенного круга лиц со стороны ответчиков – УФСИН, УФСИН России. Также отсутствуют основания для привлечения УФСИН России по Воронежской в качестве надлежащего ответчика при рассмотрении иска.

    Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчиков по следующим основаниям:

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Исходя из положений Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I г. Москва "О прокуратуре Российской Федерации» (Закон № 2202-I) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 32 Закона № 2202-Iпредметом надзора являются, в том числе, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

    Следуя смыслу ст. 33 Закона № 2202-I, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. При выявлении нарушений действующего законодательства, Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 35Закона № 2202-I).

    Таким образом, судом установлено право истца – Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обращаться в суд за защитой неопределенного круга лиц, в данном случае, в защиту осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области.

    Помимо этого, следует отметить, что статьей 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 установлено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 1.2 Устава федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» с изменениями, внесенными Приказом ФСИН России от 25.02.2011 № 98 учредителем колонии является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.

    УФСИН России по Воронежской области, как получатель бюджетных средств от главного распорядителя бюджетных средств и распорядитель бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям, обязано распределить финансовые средства на устранение нарушений закона на участке колонии-поселения ФКУ ИК-8 и принять участие в их устранении.

    Резюмируя изложенное, создание надлежащих условий для пребывания людей в общежитии для осужденных участка колонии ИК-8 являются обязанностями как УФСИН России, так и УФСИН России по Воронежской области.

    Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

    Кроме того, поскольку учредителем колонии является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, в УФСИН России по Воронежской области, как получатель бюджетных средств от главного распорядителя бюджетных средств и распорядитель бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям, обязано распределить финансовые средства на устранение нарушений закона на участке колонии-поселения ФКУ ИК-8, а также принять участие в их устранении, суд считает возможным возложить субсидиарную ответственность на учредителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» - Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, а также на получателя бюджетных средств от главного распорядителя бюджетных средств и распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям - УФСИН России по Воронежской области.

    Исходя из обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда ответчиками и полагает разумным считать такой срок – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о возложении обязанности по надлежащему материально-бытовому обеспечению осужденных удовлетворить.

    Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования здания общежития осужденных участка колонии-поселения, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул.Кирпичный завод, д.5, для определения технического состояния строительных конструкций здания, комплекс мер, необходимых для проведения восстановительного ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта.

    При недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» возложить субсидиарную ответственность по обязательствам на Федеральной службы исполнения наказаний России.

    Установить срок исполнения решения суда – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, через Россошанский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья                                      Рязанцева А.В.

        Мотивированное решение изготовлено 25.02.2020 г.

1версия для печати

2-102/2020 ~ М-16/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронежский прокурор по надзору за соблюдению законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ "ИК №8 УФСИН России по Воронежской области"
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области
Федеральная служба исполнения наказаний России
Суд
Россошанский районный суд Воронежской области
Судья
Рязанцева Анна Викторовна
Дело на странице суда
rossoshansky--vrn.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2020Предварительное судебное заседание
22.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.02.2020Предварительное судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
02.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее