по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 30 ноября 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в судебном заседании жалобу главы Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаева Алексея Сергеевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № от 10 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти УФАС по РМЭ от 10 октября 2022 года глава Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаев А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Кулалаев А.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, указав в обоснование жалобы, что правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Поскольку в судебное заседание Кулалев А.С., представитель ООО «<иные данные> строительная компания», надлежаще извещенные, не явились, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ Л.М.Б. просила жалобу Кулалаева А.С. оставить без удовлетворения.
Помощник прокурора г.Йошкар-Олы Зотин Г.Е. просил жалобу Кулалаева А.С. оставить без удовлетворения, оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении № Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
09 сентября 2022 года заместителем прокурора Звениговского района Республики Марий в отношении главы Звениговской городской администрации Республики Марий Эл Кулалаева А.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ по факту нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Прокуратурой Звениговского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципалых нужд, по результатам которой в деятельности городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.
В силу положений бюджетного законодательства заказчик не в праве принимать на себя финансовые обязательства (заключать договоры/ контракты) в отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств; в то же время, заключив контракт, заказчик несет ответственность за своевременную его оплату.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, регламентированы положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных И муниципальных нужд » (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Судом установлено, что администрацией 27 сентября 2021 года заключен муниципальный контракт № с ООО «<иные данные> строительная компания» на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома <адрес> на сумму 872312 рублей (с учетом дополнительного соглашения №) за счет средств бюджета Городского поселения Звенигово.
Согласно пункту 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ 01 июля 2022 года. Акт приемки выполненных работ № подписан сторонами 28 июня 2022 года на сумму 872312 рублей. В Едином реестре контрактов размещен указанный акт, а также платежное Поручение № от 21.07.2022 на сумму 842912 рублей.
В соответствие с пунктом 3.2 контракта оплата осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 15 (пятнадцать рабочих дней со дня подписания актов приемки выполненных работ.
Поскольку акт приемки работ между сторонами подписан 28 июня 2021 года, последним днем расчетов являлось 19 июля 2022 года. Однако, часть суммы выполненных работ в размере 842912 рублей перечислена подрядчику 21 июля 2022 года, остальная часть суммы в размере 29400 рублей по состоянию на 09 сентября 2022 года остается не оплаченной.
Аналогично по контракту от 27 сентября 2021 года № с той же организацией на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов <адрес>, сумма работ по которому согласно акту № от 28 июня 2022 года составила 892920 рублей, оплата произведена на сумму 866120 рублей платежным поручением № от 21.07.2022.
По контракту от 27 сентября 2021 года № с той же организацией на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома <адрес>, сумма работ по которому согласно акту № от 28 июня 2022 года составила 591290 рублей, оплата произведена на сумму 573490 рублей платежным поручением № от 21.07.2022.
Финансирование по заключенным контрактам осуществляется за счет средств бюджета городского поселения Звенигово (п. 2.3 контракта).
Из письменных пояснений главы Звениговской городской администрации Кулалаева А.С. от 26.09.2022 № следует, что контракты заключенные с ООО «Звениговская строительная компания» не представляется перевести в статус «исполнение завершено» в связи с отсутствием доли финансового участия заинтересованных лиц (жителей вышеуказанных МКД). В пояснениях от 07.10.2022 № указывается, что заявки на финансирование в уполномоченный финансовый орган не направлялись в связи с отсутствием поступлений заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, находящихся под управлением ООО «<иные данные>».
Пунктом 2.1 постановления № от 29.03.2019 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Городское поселение Звенигово» «Формирование современной городской среды» на 2018-2024 годы закреплено, что заинтересованные лица принимают участие в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству в форме обязательного финансового участия в размере не менее трех процентов от общей стоимости работ.
При этом администрацией в адрес ООО «<иные данные>» направлены уведомления о необходимости обеспечить долю финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, находящихся под управлением 17 августа 2022 года, в то время, как последним днем расчетов являлось 19 июля 2022 года.
ООО «<иные данные>» в письменных пояснениях от 06.10.2022 № указало, что сбор денежных средств с жителей отремонтированных дворов не производился, денежные средства в бюджет муниципального образования не перечислялись.
Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.
В соответствии с решением Собрания депутатов Городского поселения Звенигово от 23.10.2020 № Кулалаев А.С. назначен на должность главы Звениговской городской администрации с 26 октября 2020 года.
Согласно статье 33 Устава Городского поселения Звенигово, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Звенигово» глава администрации руководит администрацией поселения на принципах единоначалия, обеспечивает общее руководство деятельностью администрации поселения по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации поселения.
Иных лиц, ответственных за оплату работ по указанным контрактам, назначенных в Звениговской городской администрации не было.
Судом установлено, что административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) главы Звениговской городской администрации Кулалаева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 сентября 2022 года, копией решения № Собрания депутатов городского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о назначении Кулалаева А.С. на должность от 23 октября 2020 года, должностной инструкцией, муниципальными контрактами; актами №, № №; платежными поручениями, ответами на запросы должностных лиц, исследованными в судебном заседании.
Материалы дела не содержат и суду не представлены доказательства того, что Кулалаев А.С. принял исчерпывающие меры по соблюдению обязанности заказчика по оплате выполненных работ, в том числе путем заблаговременного планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
Таким образом, должностным лицом допущена несвоевременная и неполная оплата выполненных работ по муниципальны контрактам, то есть заказчиком был нарушен порядок оплаты по муниципальным контрактам.
С доводом жалобы о том, что административное правонарушение, совершенное Кулалаевым А.С., является малозначительным нельзя согласиться.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении антимонопольного законодательства, посягающего на отношения, направленные на обеспечение государственных (муниципальных) нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления при проведении закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере, должностным лицом административного органа также учтена важность охраняемых государством этих отношений, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил административного наказания. Ранее Кулалаев А.С. привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения (постановления от 29 октября 20212 года).
Таким образом, суд также не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя Кулалаева А.С. от административной ответственности.
Оснований для замены назначенного наказания на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ Кулалаеву А.С. не имеется, с выводами административного органа суд соглашается.
На основании изложенного приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица является законными, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь его изменение или отмену, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от 10 октября 2022 года, вынесенное заместителем руководителя – начальником отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Б.А.В., которым глава Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаев Алексей Сергеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 30000 рублей оставить без изменения, а жалобу Кулалаева А.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Ермолаева М.Л.