ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2024 года № 7а-124/2024
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Балаева Т.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Платина» ФИО на постановление судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 26.02.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Платина»,
установила:
постановлением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 26.02.2024 общество с ограниченной ответственностью «Платина» (далее ООО «Платина», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
В жалобе защитник ООО «Платина» по доверенности ФИО просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Утверждает, что внеплановая проверка деятельности Общества проведена с грубыми нарушениями требований по проведению проверок юридических лиц.
В судебном заседании защитник ООО «Платина» ФИО доводы, изложенные в жалобе, поддержала, представила дополнения, в которых полагает, что обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, являются недоказанными, поскольку основаны на протоколе, составленном с нарушением требований действующего законодательства.
Должностное лицо ОНД и ПР по г. Череповцу УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Иные участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как следует из статьи 1 данного Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020
№ 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее – Правила).
Пунктом 452 указанных Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусматривается, что радиус опасной зоны применяемых пиротехнических изделий должен составлять не более 5 метров. При этом указанная зона должна выделяться специальными утяжеленными барьерными ограждениями («тяжелый барьер»). Пиротехнические изделия должны устанавливаться с учетом радиуса опасных зон применяемых изделий. Установка специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов должна осуществляться на жестко закрепленных площадках или площадках, устойчивость которых обеспечивается за счет большой площади опоры и (или) веса для предотвращения их падения и (или) опрокидывания. Места установки должны иметь покрытие из негорючих материалов или материалов, обработанных огнезащитными составами, с подтверждением качества такой обработки.
В силу пункта 450 Правил, регламент проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов с приложением спецификации применяемого оборудования и схемы его размещения подлежит утверждению организатором такого мероприятия.
Исходя из требований пункта 453 Правил, применяемое оборудование должно эксплуатироваться в строгом соответствии с инструкцией (паспортом на оборудование) предприятия-изготовителя.
Как указывается в пункте 454 Правил, при проведении мероприятий, а также в период подготовки и монтажа (демонтажа) оборудования специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов должно быть организовано не менее 2 пожарных постов для визуального контроля за работой сценических эффектов. Каждый из таких постов обеспечивается 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 4A, а также покрывалом для изоляции очага возгорания. На период подготовки и проведения мероприятия с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов приказом руководителя назначается ответственное лицо, контролирующее монтаж, демонтаж и процесс эксплуатации указанного оборудования и изделий.
Частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Как следует из материалов дела, 28.10.2023 года в 23:38 из интернет ресурсов стало известно о возгорании по адресу: <адрес>, зал торжеств «Платина Холл».
По прибытии на место происшествия сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Череповцу УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области установлено, что по адресу <адрес>, зал торжеств «Платина Холл» 27.10.2023 около 19:00 произошло возгорание декораций из пера и пампасной травы, площадь пожара составила 2 кв.м., в результате пожара: сгорели декорации; повреждено напольное покрытие; погибших и травмированных при пожаре нет; вреда жизни, здоровью граждан, интересам общества и государства нет; эвакуированных, спасенных нет.
В ходе выяснения обстоятельств установлено, что в помещении банкетного зала «Платина Холл» в месте проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов силами ООО «Платина», при несоблюдении требований пожарной безопасности произошло возгорание декораций, принадлежащих ФИО, расположенных на сцене вблизи работающих Sparkular mini model BT-06, тем самым повлекшее возникновение пожара и уничтожение чужого имущества. Из объяснения ФИО следует, что решение по расположению декораций принимали сотрудники ООО «Платина», а также известно, что ему нанесен материальный ущерб.
Таким образом, 27.10.2023 в 19:00 по адресу: <адрес>, ООО «Платина» являясь юридическим лицом, нарушило требования пожарной безопасности в месте произошедшего пожара, а именно:
1. Гарантийный срок выполненной огнезащиты согласно акту сдачи-приемки выполненных ООО «Огнезащита» огнезащитных работ напольного покрытия (ковролин) от 01.02.2018 истек 01.02.2023, в нарушение пункта 452 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», согласно которому места установки специальных сценических эффектов должны иметь покрытие из негорючих материалов или материалов, обработанных огнезащитными составами, с подтверждением качества такой обработки;
2. Отсутствует регламент проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов, в нарушение пункта 450 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», согласно которому регламент проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов с приложением спецификации применяемого оборудования и схемы его размещения подлежит утверждению организатором такого мероприятия;
3. При проведении мероприятия со специальными сценическими эффектами отсутствовали огнетушители с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 4А, в нарушение пункта 454 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», согласно которому при проведении мероприятий, а также в период подготовки и монтажа (демонтажа) оборудования специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов должно быть организовано не менее 2 пожарных постов для визуального контроля за работой сценических эффектов. Каждый из таких постов обеспечивается 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 4А, а также покрывалом для изоляции очага возгорания;
4. Руководителем ООО «Платина» не назначено приказом ответственное лицо при проведении мероприятия с применением специальных сценических эффектов, в нарушение требований пункта 454 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» согласно которому на период подготовки и проведения мероприятия с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов приказом руководителя назначается ответственное лицо, контролирующее монтаж, демонтаж и процесс эксплуатации указанного оборудования и изделий;
5. Специальное сценическое оборудование Sparkular mini model BT-06 в здании зала торжеств «Платина Холл» эксплуатировалось с нарушением инструкции (паспорта на оборудование) предприятия – изготовителя, в нарушение требований пункта 453 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», согласно которому применяемое оборудование должно эксплуатироваться в строгом соответствии с инструкцией (паспортом на оборудование) предприятия-изготовителя.
По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности
25.12.2023 государственным инспектором г. Череповца по пожарному надзору, дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Череповцу УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области составлен протокол об административном правонарушении №....
Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Платина» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в том числе: протоколом об административном правонарушении №... от 25.12.2023; копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.11.2023 по факту пожара; объяснением светорежиссера ООО «Платина» ФИО от 29.10.2023; объяснением администратора ООО «Платина» ФИО; копией договора №... от 25.09.2023, заключенного между ООО «Платина» и ФИО, определением от 12.12.2023 о вызове ФИО в качестве потерпевшего; объяснением директора ООО «Платина» ФИО от 08.11.2023; протоколом осмотра предметов от 29.10.2023; копией журнала учета огнетушителей; фотоматериалами; ответами на запросы; объяснением исполнительного директора ООО «Платина» ФИО; и иными материалами дела.
Факт совершения ООО «Платина» административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ установлен, подтвержден, доказательств того, что ООО «Платина» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность в материалы дела не представлено.
Доводы защитника ООО «Платина» об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности в связи с нарушением должностным лицом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336) не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункта 1 части 1, части 2 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Так, из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении возбуждено на основании поступившей информации о возгорании в помещении банкетного зала «Платина Холл» в месте проведения мероприятий ООО «Платина». Таким образом, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ООО «Платина» является непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с приведенными положениями КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (в редакции, подлежащей применению в спорный период времени), установлено, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ), внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся в том числе: при условии согласования с органами прокуратуры.
Согласно пункту 9 названного постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федеральных законов от 26.12.2008 года № 294-ФЗ и от 31.07.2020 года № 248-ФЗ.
Между тем, введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
На основании изложенного, принимая во внимание, что материал проверки по информации о возгорании в помещении банкетного зала «Платина Холл» содержал достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, у должностного лица имелись правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса, без проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ и от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Аргументы защитника ООО «Платина», изложенные в дополнениях к жалобе, о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, то есть с нарушением закона, в связи с чем протокол не может являться допустимым доказательством, на основании которого установлено событие административного правонарушения, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 20.4 настоящего Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с приказом МЧС России от 05.04.2012 № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 20.4 КоАП РФ, вправе составлять следующие должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы: главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Как следует из материалов дела протокол №... об административном правонарушении от 25.12.2023 составлен государственным инспектором города Череповца по пожарному надзору, дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Череповцу УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области ФИО, то есть уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, нарушений требований закона при его оформлении не допущено, в связи с чем оснований для признания его недопустимым доказательством не имеется.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении ООО «Платина» к административной ответственности соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Платина» в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для безусловного применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в процессе рассмотрения дела не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определила:
постановление судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 26.02.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Платина» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Платина» ФИО – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Т.Н. Балаева