Дело № 2-370/2023
УИД-61RS0046-01-2023-000484-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года ст. Обливская
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Кулаковой Е.Н.,
при секретаре Шадриной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Обливский район» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Обливский район» (далее – Администрация Обливского района, заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием «Обливский район» права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Башню Рожновского, назначение объекта «сооружения коммунального хозяйства», год завершения постройки 1980, местоположение: <адрес>, кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900+/-263 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», местоположение: <адрес>.
Заявление обосновал теми обстоятельствами, что 27.02.2018 органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – Управление Росреестра по Ростовской области) указанный объект недвижимого имущества был принят на учет под номером <адрес>, как бесхозяйный. Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № местоположение: <адрес>. Фактически, данным объектом недвижимого имущества владеет <адрес>. С момента постановки на учет как бесхозяйного никто своих прав на указанный объект недвижимости не заявил. Спор о праве отсутствует.
В судебное заседание представитель заявителя – Администрации Обливского района не явился, направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц – Управления Росреестра по Ростовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и Администрации Нестеркинского сельского поселения не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и оценив заявление и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» предусмотрено, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктом 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения) части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, региональное законодательство Ростовской области не относит вопросы водоснабжения, водоотведения населения к вопросам местного значения сельских поселений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Устава муниципального образования «Обливский район», организация в границах поселений водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения Обливского района.
Из материалов дела установлено, что сооружение – Башня Рожновского, назначение «сооружения коммунального хозяйства», объем 15 куб.м., №, местоположение: <адрес>, с 27 февраля 2018 г. принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости по заявлению Администрации Нестеркинского сельского поселения, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 7-9).
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900+/-263 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: <адрес>, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 10-14).
Объект расположен на территории Нестеркинского сельского поселения Обливского района Ростовской области.
В пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент издания и вступления в законную силу вышеуказанного нормативно-правового акта спорный объект недвижимости находился бы в государственной собственности.
В силу ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Обливского районного суда Ростовской области от 01.08.2023 на Администрацию Обливского района возложена обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на сооружение – Башню Рожновского, назначение «сооружения коммунального хозяйства», объем 15 куб.м., КН №, местоположение: <адрес>.
Как установлено вступившим в законную силу решением Обливского районного суда Ростовской области от 01.08.2023, вышеуказанное сооружение – Башня Рожновского является бесхозяйными.
В силу части 2 статьи 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Органом, уполномоченным управлять указанным объектом водоснабжения, является Администрация Обливского района.
Поскольку рассматриваемый объект недвижимого имущества расположен в границах Обливского района, собственник данного объекта неизвестен, установленный пунктом 3 ст. 225 ГК РФ срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, истек, Администрация Обливского района является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации муниципального образования «Обливский район» удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Обливский район» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Башню Рожновского, назначение «сооружения коммунального хозяйства», объем 15 куб.м., год завершения постройки 1980, местоположение: <адрес>, кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900+/-263 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий ___________________
Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2023 г.