Дело № 13-59/2023
УИД 35RS0007-01-2021-000475-30
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Верховажье 17 июля 2023 года
Судья Верховажского районного суда Вологодской области Блохина О.В., рассмотрев заявление администрации Верховажского муниципального округа Вологодской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Верховажского районного суда Вологодской области от 27 декабря 2021 года,
установил:
вступившим в законную силу решением Верховажского районного суда Вологодской области от 27 декабря 2021 года на администрацию Коленгского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым № №, расположенную <адрес>.
Определением суда от 12 июля 2022 года администрации Нижнекулойского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 27 декабря 2021 года до 11 июля 2023 года.
Определением Верховажского районного суда Вологодской области от 16 июня 2023 года произведена замена должника по исполнительному производству № № с администрации Коленгского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области на его правопреемника – администрацию Верховажского муниципального округа Вологодской области.
Администрация Верховажского муниципального округа Вологодской области 06 июля 2023 года обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27 декабря 2021 года сроком до 10 июля 2024 года, мотивируя тем, что бюджет Верховажского муниципального округа на 2023 год уже принят, ассигнования распределены, финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки не предусмотрено. Кроме того, помимо выделения бюджетных ассигнований для исполнения судебного акта требуется соблюдение Порядка проведения рекультивации и консервации земель.
На основании статьи 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает заявление без извещения лиц, участвующих в деле и, исследовав представленные материалы, отзыв прокурора на заявление, в котором выражено несогласие с предоставлением отсрочки исполнения решения суда, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных судом сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) не содержат перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение решения, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости.
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными с тем, чтобы изменение сроков исполнения решения не являлось инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», разъяснил, что по смыслу положений статьи 37 Закона № 229-ФЗ, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Исходя из анализа приведенных правовых актов можно сделать вывод о том, что указанные заявителем причины, которые суд может принять за основу при удовлетворении требований о предоставлении отсрочки исполнения принятого судебного акта, должны носить исключительный характер и свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий в связи с тем, что отсрочка исполнения судебного акта фактически отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя. При этом суд обязан, во всяком случае, оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя и по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 апреля 2006 года № 104-0, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, применение отсрочки должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, отвечать требованию справедливости и адекватности, не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800, рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель.
Установлено, что решение суда вступило в законную силу 01 февраля 2022 года, следовательно, шестимесячный срок для его исполнения, установленный судом, истекал 01 августа 2022 года.
Определением суда от 12 июля 2022 года администрации Нижнекулойского сельского поселения Верховажского муниципального района Вологодской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 27 декабря 2021 года до 11 июля 2023 года.
В обоснование заявления Администрация ссылается на невозможность исполнения судебного акта, ввиду отсутствия денежных средств, поскольку при принятии бюджета округа на 2023 год денежные средства на финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки предусмотрены не были, согласно муниципальной программе «Формирование комфортной городской среды на территории Верховажского муниципального округа на 2023-2028 годы», утвержденной постановлением администрации Верховажского муниципального округа от 19 января 2023 года №76, в 2024 году предусмотрена рекультивация 9 несанкционированных свалок за счет финансирования из областного бюджета, в том числе свалка отходов на земельном участке с кадастровым № №, расположенная в <адрес>.
Кроме того, 14 февраля 2022 года между администрацией Верховажского муниципального района и обществом с ограниченной ответственностью «НерудКарьер» (далее – ООО «НерудКарьер») заключен муниципальный контракт для разработки проектов рекультивации нарушенных земель для несанкционированных свалок, в рамках которого в настоящее время готовятся документы на государственную экологическую экспертизу и экспертизу стоимости проекта.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание социальную значимость вопроса, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об уклонении администрации Верховажского муниципального округа Вологодской области от исполнения решения суда, необходимость прохождения ряда процедур, финансирование за счет средств бюджета, что является исключительным обстоятельством, препятствующим фактической возможности исполнить решение суда в полном объеме незамедлительно, отсутствие законодательного ограничения в предоставлении конкретного срока отсрочки, суд приходит к выводу, что заявление администрации Верховажского муниципального округа Вологодской области подлежит удовлетворению с предоставлением отсрочки на срок до 10 июля 2024 года.
Руководствуясь статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
заявление администрации Верховажского муниципального округа Вологодской области (ОГРН №, ИНН №) о предоставлении отсрочки исполнения решения Верховажского районного суда Вологодской области от 27 декабря 2021 года по гражданскому делу № 2-263/2021 удовлетворить.
Предоставить администрации Верховажского муниципального округа Вологодской области отсрочку исполнения решения Верховажского районного суда Вологодской области от 27 декабря 2021 года по 10 июля 2024 года.
Определение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья О.В. Блохина