Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-103/2022 от 25.03.2022

.

12-103/2022

РЕШЕНИЕ

12 июля 2021 года                                                       г. Новокуйбышевск

          Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Коновалова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговая Компания Стройэлектро» (ООО ТК «Стройэлектро») на постановление <№> от 18.03.2022Государственной инспекции труда в Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО ТК «Стройэлектро»,

УСТАНОВИЛ:

ООО ТК «Стройэлектро» обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитина А.П<№> от 18.03.2022по делу об административном правонарушении о привлечении ООО ТК «Стройэлектро» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., в обоснование указал, что под порядковым номером 4 в Перечне актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Приказом Роструда от 31.12.2020 № 265, включен Трудовой кодекс РФ.

Отдельной записью обозначен в столбце «Ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования» абзац девятый части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, как раз и предусматривающий такое обязательное условие трудового договора, как условия труда на рабочем месте.

Соответственно, контроль за соблюдением работодателями указанной нормы осуществляется в рамках Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от

21.07.2021     № 1230 (далее - Положение о надзоре).10 марта 2022 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336). Пунктом 9 указанного постановления установлено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020    №    248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» право на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности возникает у контрольного (надзорного) органа в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом именно при проведении контрольного(надзорного) мероприятия.

В соответствии с пунктом 35 Положения о надзоре, федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы проводят только такие контрольные (надзорные) мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Расследование несчастных случаев к контрольным (надзорным) мероприятиям не относится.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением пункта 9 Постановления № 336. Государственная инспекция труда в Самарской области по состоянию на 10 марта 2022 года не имела права на его составление.

В силу части 3 статьи 26.2 Ко АП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При изложенных обстоятельствах дело об административном правонарушении подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

    ООО «ТК «Стройэлектро», ИНН 6330061789 отнесено к категории субъектов малого предпринимательства «микропредприятие», выписка из реестра прилагается.

В соответствии с пунктом 5 Перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, утвержденных Рострудом, нарушение требований статьи 57 Трудового кодекса РФ отнесено к категории низкого риска (3 балла).

Некорректное описание в тексте трудового договора условий труда на рабочем месте не создает непосредственной угрозы жизни и здоровьюработника. Таем более, приступая к непосредственным обязанностям ФИО1 прошел целевой инструктаж от работников ООО «РСУ-Поволжье», был ознакомлен с нарядом-допуском на выполнение работ, то есть фактически был ознакомлен с условиями труда на рабочем месте.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Норма о замене наказания носит императивный характер.

При рассмотрении дела заявлялось ходатайство о назначении наказания с учетом правил статьи 4.1.1 КоАП РФ, о возможности применения административного наказания в виде предупреждения. Ходатайство осталось без удовлетворения.

На основании изложенного, постановление о назначении административного наказания от 18 марта 2022 года <№>

<№>, вынесенное Государственной инспекцией труда в Самарской области, прошу отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель ООО ТК «Стройэлектро» не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в свое отсутствие, на доводах жалобы настаивал.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитин А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считал постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным. Просил также учесть, что данное нарушение несет угрозу жизни и здоровью работников, а потому представляет общественную опасность, так же представил письменные возражения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, пояснения лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу решением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

    В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушения является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

      Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

       В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

     Согласно ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

     В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

    В соответствии с п.5 Межотраслевых правил, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедшей в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с п. 13 Межотраслевых правил, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам.

     Указанной формой предусмотрено на оборотной стороне личной карточки учета выдачи СИЗ внесений о номере сертификата соответствия или декларации, а так же % износа СИЗ при получении и возврате.

Судом установлено, что9 февраля 2022 года комиссией под председательством государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области А.П. Никитина завершено расследование смертельного несчастного случая, имевшего место 11 декабря 2021 года с газорезчиком ООО ТК «Стройэлектро» ФИО1

По итогам расследования 9 февраля 2022 года составлен соответствующий акт по форме 4.

9 марта 2022 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении ООО ТК «Стройэлектро» по факту указания в трудовом договоре с ФИО1 в разделе условия труда на рабочем месте «допустимые, не относятся к тяжелым, вредным и опасным», несмотря на то, что СОУТ по указанному рабочему месту не проводилась (протокол <№>).

18 марта 2022 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитиным А.П. вынесено постановление <№> о назначении административного наказания в размере 50 000 рублей.

Суд считает, что действия ООО ТК «Стройэлектро»правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Вина ООО ТК «Стройэлектро» подтверждается постановлением об административном правонарушении от 18.03.2022 года <№>, материалом проверки по факту несчастного случая на предприятии.

В ходе проведения административного расследования административная комиссия не выяснила, что на момент выявления правонарушения ООО «ТК «Стройэлектро», ИНН 6330061789 отнесено к категории субъектов малого предпринимательства «микропредприятие», внастоящее время ООО ТК «Стройэлектро» испытывает финансовые трудности.

С учетом формулировки статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.

Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Оспариваемое постановление противоречит ст. 4.1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося микропредприятием.

Таким образом, вина указанного лица во вменяемом ему правонарушении установлена и доказана.

Обжалуемое постановление о назначении ООО ТК «Стройэлектро» административного наказания, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

При оценке характера совершенного административного правонарушения следует учитывать его общественную опасность, выражающуюся в создании угрозы жизни и здоровью работников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление <№> от 18.03.2022 года Государственной инспекции труда в Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО ТК «Стройэлектро», изменить в части назначенного наказания: административный штраф в размере 50 000 рублей заменить на административное предупреждение.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО ТК «Стройэлектро», - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вынесения решения.

Судья                       /подпись/                    А.И. Коновалова

12-103/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Торговая Компания Стройэлектро"
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Судья
Коновалова Анна Ивановна
Статьи

ст.5.27 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
novokuibyshevsky--sam.sudrf.ru
28.03.2022Материалы переданы в производство судье
28.03.2022Истребованы материалы
17.05.2022Поступили истребованные материалы
20.05.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
02.09.2022Вступило в законную силу
02.09.2022Дело оформлено
02.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее