Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года
УИД 76RS0021-01-2023-002192-31
Дело № 2-188/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Тутаев Ярославская область
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Стародыновой Л.В.,
при секретаре Петрунчак В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Начальная школа-детский сад № 24 «Солнышко» Тутаевского муниципального района о возложении обязанности,
установил:
И.о. Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославкой области, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Начальная школа-детский сад № 24 «Солнышко» Тутаевского муниципального района о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по обеспечению требований антитеррористической защищенности в здании Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальникая школа-детский сад № 24 «Солнышко» Тутаевского муниципального района, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения образовательными организациями и их учредителями требований законодательства о безопасном пребывании детей в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № 24 «Солнышко» Тутаевского муниципального района осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>. Согласно проведенному категорированию и паспортам безопасности зданий образовательной организации присвоена четвертая категория опасности.
Установлено, что до настоящего времени в указанном здании требования подп. «д» п. 24, п. 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не исполнены, а именно: не оборудованы объекты (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований антитеррористического законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Из приведенных норм права и положений Устава образовательного учреждения следует, что Администрация Тутаевского муниципального района <адрес> обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Не смотря на то, что паспорт безопасности учреждения предусматривает исполнение всех мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, денежные средства для выполнения требований антитеррористического законодательства в полном объеме до настоящего времени не выделены.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель ответчика Администрации Тутаевского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования признала частично, с учетом необходимости соблюдения всех требований 44-ФЗ и норм бюджетного законодательства, просила увеличить срок исполнения решения суда до 18 месяцев.
Представители третьих лиц – Управления образования и спорта Администрации Тутаевского муниципального района <адрес>, Управления муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просили.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР.
Судом установлено, что МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР является образовательной организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования. Учредителем и собственником имущества МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» является Тутаевский муниципальный район.
Согласно проведенному категорированию и паспорту безопасности МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР зданию образовательной организации, расположенному по адресу: <адрес>, присвоена IV категория опасности.
На основании подп. «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
По результатам проведенной Тутаевской межрайонной прокуратурой проверки МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, общеобразовательное учреждение – МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в связи с чем, антитеррористическая защищенность объекта (территории) дошкольного образовательного учреждения обеспечена ненадлежащим образом, что подвергает угрозе жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Судом установлено, что МОУ «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» ТМР является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является Администрация Тутаевского муниципального района <адрес>, функции и полномочия учредителя от имени Тутаевского муниципального района осуществляет Управление образования и спорта Администрации Тутаевского муниципального района <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени Тутаевского муниципального района осуществляет Управление муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района <адрес>.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, возложение обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с оборудованием системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, установкой охраны на территории общеобразовательного учреждения не противоречит закону, Администрация Тутаевского муниципального района <адрес> обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму
Отсутствие финансирования, на которое ссылается ответчик Администрация Тутаевского муниципального района <адрес> в своём отзыве, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования путем заключения соответствующих договоров с охранными организациями, перечисленными в подпункте «б» ст. 25 требований, организациями, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета городского округа, которые Администрацией Тутаевского муниципального района <адрес> в необходимом размере обеспечены не были, несмотря на то, что упомянутыми Требованиями прямо предусмотрена обязанность по обеспечению охраной объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и возложении обязанности на ответчиков исполнить обязательства в области законодательства об образовании, о противодействии терроризму.
Исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, срок для исполнения возлагаемых обязанностей в течении двенадцати месяцев по мнению суда, является разумным и достаточным. Доводы представителя ответчика о необходимости изыскания денежных средств на выполнение антитеррористических мероприятий не свидетельствуют о неразумности предложенного истцом срока. Доказательств невозможности исполнения возлагаемых обязанностей в течении двенадцати месяцев ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств, подтверждающих возможность исполнения обязанности в иной разумный срок.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. Тутаевского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района <адрес> (ИНН №), Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» Тутаевского муниципального района (ИНН №) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению требований антитеррористической защищенности в здании Муниципального общеобразовательного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад № «Солнышко» Тутаевского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Стародынова