Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-524/2020 от 11.09.2020

Судья Курлапова Н.В.              Дело № 21-524/2020

(№ 12-192/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев 23 сентября 2020 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника администрации МО ГО «Ухта» Хомец А.В. на постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 28 мая 2020 года № 116/01 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 07 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Ухта»,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г.Ухте УФССП России по Республике Коми от 28 мая 2020 года № 116/01 администрация МО ГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривая законность вынесенного постановления, защитник администрации МО ГО «Ухта» Хомец А.В. обратилась с жалобой в Ухтинский городской суд Республики Коми, по результатам рассмотрения которой судьей принято решение об оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения, жалобы администрации МО ГО «Ухта» - без изменения.

Не согласившись с решением суда, защитник администрации МО ГО «Ухта» Хомец А.В. направила жалобу в Верховный Суд Республики Коми, в которой просит о его отмене, указывая, что со стороны администрации МО ГО «Ухта» как обязанного лица принимаются все исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа. Настаивает на наличии объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда и требований исполнительного документа.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Учитывая надлежащее извещение сторон, явку которых обязательной не нахожу, полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация МО ГО «Ухта» является должником по исполнительному производству № <Номер обезличен>, возбужденному 16.08.2017 на основании исполнительного листа серии ФС № <Номер обезличен>, выданного Ухтинским городским судом Республики Коми по делу № <Номер обезличен>, в соответствии с которым администрация МО ГО «Ухта» обязана предоставить ФИО1 жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления МОГО «Ухта», на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории МОГО «Ухта».

В связи с неисполнением должником решения Ухтинского городского суда Республики Коми в срок, установленный для добровольного исполнения, 09.11.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

16.08.2018 постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми № 310/01 администрация МО ГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14 мая 2019 года должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-<Номер обезличен> в срок до 31 мая 2019 года и о представлении в ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми документов, подтверждающих его исполнение.

В указанный срок требование судебного пристава-исполнителя администрацией МО ГО «Ухта» выполнено не было.

Руководствуясь положениями статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», которые регламентируют обязательность исполнения вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также законных требований судебного пристава-исполнителя, суд нижестоящей инстанции пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения и виновность администрации МО ГО «Ухта» подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от нее мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено. В связи с чем судья городского суда не усмотрел оснований для удовлетворения доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу, и исходил из того, что должник в лице администрации МО ГО «Ухта» не исполнил требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.

При рассмотрении жалобы на принятое судом решение, нахожу выводы суда соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Совершенное администрацией МО ГО «Ухта» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.

Доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.

Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30.07.2001 № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

Таким образом, отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно статье 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.2006 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий.

Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.

По смыслу Методики (введена Законом Республики Коми от 28.12.2015 № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов.

На основании статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

23.01.2017 между администрацией МО ГО «Ухта» и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми заключено Соглашение № 555/2 о предоставлении бюджету МО ГО «Ухта» субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений с предоставлением субвенций за счет средств республиканского бюджета в размере 10 639 300 рублей и за счет средств федерального бюджета в размере 4 058 300 рублей.

10.04.2018 между администрацией МО ГО «Ухта» и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми заключено Соглашение № 02-11/2 о предоставлении бюджету муниципального образования городского округа «Ухта» субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в дальнейшем 28.06.2018 было заключено новое Соглашение, по условиям которого общий размер субвенций, предусматриваемых в бюджете МО ГО «Ухта» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется Субвенция, составляет в 2018 году 15 443 900 рублей.

19.04.2019 между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрацией МО ГО «Ухта» заключено Соглашение № 18 о предоставлении бюджету администрации МО ГО «Ухта» в 2019 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по условиям которого общий размер субвенций, предусматриваемых в бюджете МО ГО «Ухта» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется Субвенция, составляет в 2019 году 30 395 700 рублей.

На основании указанного соглашения должником приобретено 32 жилых помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

17.01.2020 между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрацией МО ГО «Ухта» заключено соглашение № 17 о предоставлении бюджету МО ГО «Ухта» из республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году субвенций на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в размерах 28 373 582 рубля и 20 583 618 рублей.

Между тем, с учетом даты вступления в законную силу решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 30.06.2017 о возложении на администрацию МО ГО «Ухта» обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение, и исходя из Методики расчета размера субвенции финансирование государственных полномочий в рамках исполнения указанного решения должно было осуществляться в 2018 финансовом году.

Суду не представлено доказательств того, что до подписания соглашения о предоставлении субвенций 17.01.2020 финансирования на указанные цели было недостаточно, и должником предпринимались фактические меры, либо использовались иные организационно-правовые механизмы, направленные на исполнение решения суда.

Ссылка администрации МО ГО «Ухта» на законодательно установленный порядок финансового обеспечения за счет субвенций (субсидий), предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, на обязанность соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей о предоставлении жилых помещений по исполнительным производствам, возбужденным ранее, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения суда первой инстанции, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.

Администрация не была лишена возможности обратиться с ходатайством об увеличении финансирования, либо в суд с заявлением в порядке части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также статьи 434 Гражданского процессуального кодекса РФ об отсрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения.

При этом обязанность по предоставлению помещения возложена на администрацию МО ГО «Ухта» вступившим в законную силу решением суда, подлежащим неукоснительному исполнению.

Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы администрации МО ГО «Ухта» не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 28 мая 2020 года № 116/01 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 07 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Ухта», оставить без изменения, жалобу защитника администрации МО ГО «Ухта» Хомец А.В. - без удовлетворения.

Судья-                  Н.Ю. Санжаровская                     

21-524/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация МО ГО "Ухта"
Другие
А. В. Хомец
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Статьи

ст. 17.15 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
11.09.2020Материалы переданы в производство судье
23.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее