УИД № 32RS0015-01-2023-001806-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Клинцовский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,
при секретаре Копытовой А.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Голофаст М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2023 года в <адрес> гражданское дело № 2-1708/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации о признании права муниципальной собственности муниципального образования на бесхозяйную недвижимую вещь – сооружение коммунального хозяйства, обязании принять меры по регистрации права собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Клинцовской городской администрации, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по исполнению законодательства о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей на территории городского округа «<адрес>». В ходе проверки установлено, что в границах городского округа «<адрес>» по адресу: <адрес> расположено сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра. На данный объект право муниципальной собственности <адрес> не зарегистрировано, его обслуживанием фактически никем не осуществляется. На основании заявления Клинцовской городской администрации в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>. Отсутствие государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства, расположенное в границах городского округа «<адрес>» создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием, эксплуатацией, создает угрозу совершения террористических актов, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц. Истец просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, обязать ответчика принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Голофаст М.Г. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Клинцовской городской администрации, будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Клинцовской городской администрации, будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 и зарегистрированным в Минюсте России 21.04.2016 за №41899.
В силу пункта 2 приведенного Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» - к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств».
Согласно п. 5.1.1 и 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 - «Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации. Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями».
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа. Аналогичное положение содержится в п. 7.1 ч. 1 ст. 9 Устава городского округа «<адрес>».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 35-Ф3 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного самоуправления.
Клинцовская городская администрация в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Устава городского округа «<адрес>» утвержденного решением Клинцовского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ - является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
Согласно материалам дела, на территории городского округа «<адрес>» находится сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно ответа ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ представлено инвентарное дело на объект - сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из представленного инвентарного дела документов, подтверждающих право собственности на сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
Как следует из ответа ООО «Клинцовская теплосетевая компания» № от ДД.ММ.ГГГГ трубопровод отопления <данные изъяты> в районе <адрес> в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метра, не числится на балансовой принадлежности и в эксплуатационной ответственности ООО «КТСК».
Согласно ответа ООО «Брянсккоммунэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, предприятие не использует.
Из ответа Управления имущественных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о сооружении коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества <адрес> отсутствуют.
Из ответа Клинцовской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, поставлен на бесхозяйный учет. Указанный объект не значится в реестре муниципальной собственности, значится в реестре бесхозяйных объектов.
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления Клинцовской городской администрации, ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - сооружение коммунального хозяйства – <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метра с кадастровым номером №.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на указанный объект недвижимости право собственности не зарегистрировано, никто не осуществляет добросовестного, открытого и непрерывного владения бесхозяйной недвижимостью, как своей собственной.
Право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Суд, оценив представленные суду доказательства, приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства, расположенное в границах городского округа «<адрес>», создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием, эксплуатацией тепловых сетей города, создает угрозу совершения террористических актов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Поскольку в настоящее время истек годичный срок со дня постановки на учет сооружения коммунального хозяйства в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, и до настоящего времени Клинцовской городской администрацией не принимается мер по регистрации права собственности на указанный объект, суд считает, что заявленные требования о признании права муниципальной собственности на сооружение коммунального хозяйства подлежат удовлетворению.
При этом с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений законодательства РФ, объема временных и организационных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, достаточен для исполнения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 22,35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░