Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-7260/2023 от 23.05.2023

Судья: Германова С.В. Гр. дело № 33-7260/2023

(Номер дела в суде первой инстанции №2-490/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Чирковой И.Н.,

судей – Соболевой Ж.В., Навроцкой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Шабер И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 20 марта 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 к Администрации г.о. Тольятти о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха (лечению) и обратно – удовлетворить.

Взыскать с Администрации г.о. Тольятти в пользу ФИО2 и ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 расходы на приобретение санаторно- курортной путевки в размере 280000 рублей и компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха (лечению) и обратно на сумму 21970,64 рубля. Всего взыскать 49970,64 рубля»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда ФИО12,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Администрации г.о. Тольятти о взыскании компенсации за оплату санаторно-курортной путевки, расходов на оплату проезда к месту отдыха (лечению) и обратно. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой по обращению ФИО3, проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО3, является опекуном несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, 24.01.2008г.р. В 2019 г. несовершеннолетней опекаемой ФИО2 предоставлена санаторно-курортная путевка в санаторий «Автотранспортник России» в <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду предоставления указанной путевки опекаемой ФИО2 и непредставления путевки для опекаемой ФИО1, ФИО3 был вынужден приобрести указанную путевку для опекаемой ФИО1 за счет собственных средств, а также оплатить стоимость проезда несовершеннолетних к месту отдыха (лечения) и обратно. Всего на оплату путевки и проезд опекаемых детей ФИО3 потрачено 41 786,20 рублей из которых 28 000 рублей стоимость путевки для опекаемой ФИО1, 6 995,20 рублей расходы на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно опекаемой ФИО1, 6 791 рублей расходы на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно опекаемой ФИО2 В 2020г. несовершеннолетним опекаемым ФИО2 и ФИО1 предоставлены санаторно-курортные путевки в санаторий «Автотранспортник России» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Расходы ФИО3 на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно несовершеннолетних опекаемых составили 12 276,66 рублей. ФИО3 неоднократно обращался в Администрацию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении компенсации стоимости путевки для ФИО1 в 2019г. и проезд несовершеннолетних опекаемых к месту отдыха (лечения)т обратно, однако получил отказ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства Прокурор г.о.Тольятти просил взыскать в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице законного представителя ФИО3, с Администрации г.о. Тольятти, компенсацию за оплату санаторно-курортной путевки в размере 28 000 руб., компенсацию оплаты на проезд опекаемых несовершеннолетних детей к месту отдыха (лечения) и обратно в размере 26 062,86 рублей, денежные средства перечислить на счет ФИО3, открытый в ПАО «Сбербанк».

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Отдел организации деятельности по опеке, попечительству и усыновлению управления опеки и попечительства Департамента социального обеспечения Администрации г.о. Тольятти.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился, ответчик Администрация г.о. Тольятти, ссылаясь на то, что в <адрес> отсутствует нормативный правовой акт, которым предусмотрена компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) в случае самостоятельного приобретения путевок опекунами (попечителями). Опекун вправе распоряжаться доходами своих подопечных, в том числе денежные средства на содержание детей могут быть потрачены на оплату проезда. Поскольку ФИО3 стало известно об отказе в компенсации за проезд несовершеннолетних опекаемых к месту отдыха (лечения) – ДД.ММ.ГГГГ, то срок исковой давности в отношении данных требований истек ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, судом не принято во внимание, что ответственность за реализацию дополнительных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, возлагается на орган исполнительной власти по <адрес> - Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>, являющийся главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности. Администрация г.о. Тольятти является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просят решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В заседании судебной коллегии представитель Администрации г.о. Тольятти ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> - ФИО10 против доводов жалобы возражал, пояснив, что в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции истец требовал взыскания соответствующей компенсации только с Администрации г.о. Тольятти, взыскание компенсации с Министерства является по своему содержанию новым требованием, не предусмотренным изначальным исковым заявлением. Кроме того, норма закона, предусматривающая предоставление компенсации стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно не носит императивный характер. Предоставление путевок в оздоровительные организации санаторного типа «Мать и дитя» является дополнительной мерой поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемой за счет средств бюджета <адрес> и реализуется путем приобретения и предоставления путевок в оздоровительные организации для детей с родителями, в стоимость которых входят услуги по оздоровлению, проживанию и питанию. <адрес>а к месту оздоровления в организации санаторного типа «Мать и дитя» в стоимость данных путевок не входит, следовательно, заявитель права на получение такой компенсации не имеет. В 2022г. бесплатные путевки предоставлены благотворительным фондом «Радость».

Участвующий в деле прокурор ФИО11 с доводами жалобы согласилась частично, полагая, что денежные средства подлежат взысканию с ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>.

Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились.

Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 является опекуном несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям <адрес>» подано заявление на предоставление путевки «Мать и дитя» для ребенка ФИО1, а также заявление на предоставление путевки «Мать и дитя» для ребенка ФИО2

ФИО1 и ФИО2 поочередно внесены в списки учета по дате подачи заявления на получение государственной услуги заявителем.

В порядке очередности ФИО3 была предложена путевка «Мать и дитя» для заезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Автотранспортник России» <адрес> для ребенка ФИО1, от которой ФИО3 отказался и принял решение о получении путевки для ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ р., так как ФИО2 стояла следующая в списках учета.

ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней опекаемой ФИО2 предоставлена путевка санаторно-курортная в санаторий «Автотранспортник России, расположенный по адресу: <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду предоставления путевки опекаемой ФИО2 и непредставления путевки опекаемой ФИО1 опекуном ФИО3 приобретена путевка для опекаемой ФИО1 за счет собственных средств в размере 28 000 рублей, а также он оплатил стоимость проезда несовершеннолетних к месту отдыха (лечения) и обратно, после чего, обратился в Департамент социального обеспечения г.о. Тольятти с заявлением о предоставления компенсации стоимости путевки и проезда несовершеннолетних опекаемых к месту отдыха (лечения) и обратно.

ДД.ММ.ГГГГ №Гр/3.4-244 на основании уведомления Департамента Социального обеспечения г.о. Тольятти ФИО3, было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ исх. , ДД.ММ.ГГГГ исх. на обращение ФИО3 по вопросу организации отдыха и оздоровления детей по путевке «Мать и дитя» Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> дан ответ, что порядком предоставления путевок, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена возможность оздоровления двух и более детей с одним законным представителем, возможность постановки на учет для получения услуги по оздоровлению и отдыху двух и более детей одновременно, имеющих законного представителя. Действующий порядок закрепляет подачу заявления на одного ребенка отдельно и отдельно постановку на учет каждого ребенка, а также обеспечение путевки согласно очереди.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в летний период 2020 г. в порядке очередности ФИО2 предоставлена путевка в летний загородный оздоровительный лагерь «Жигулевский Артек». ФИО2 пребывала в данном летнем загородном оздоровительном лагере без сопровождения законного представителя, поскольку данная путевка не является путевкой «Мать и дитя».

В сентябре 2020 г. в порядке очереди ФИО3 была предложена путевка «Мать и дитя» для оздоровления ФИО1 в ОАО «Автотранспортник России» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что был получен отказ в письменной форме.

В 2022 <адрес> фондом «Радость» ФИО3 бесплатно предоставлены путевки ФИО1 и ФИО2 и ФИО3, как сопровождающему лицу, в ОАО «Автотранспортник России» <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду предоставления указанных путевок опекаемым ФИО2 и ФИО1, ФИО3 за счет собственных средств оплатил стоимость проезда несовершеннолетних к месту отдыха (лечения) и обратно. Расходы ФИО3 на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно составили 12 276,66 руб. Указанные расходы сложились из трат законного представителя на заправку личного транспортного средства, посредством которого была обеспечена доставка двоих опекаемых к месту отдыха и обратно.

Всего расходы на оплату путевки несовершеннолетней опекаемой ФИО1 в 2019 году и оплату проезда к месту отдыха (лечения) опекаемых в 2019 году и 2022 году составили 54 062,68 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Департамент социального обеспечения г.о. Тольятти за предоставлением компенсации потраченных денежных средств, 28.07.2022г. № Гр/3.4-374 Департаментом социального обеспечения ФИО3 в выплате денежных средств за проезд к месту отдыха (лечения) и обратно отказано.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пришел к выводу что расходы, понесенные законным представителем несовершеннолетних на оплату проезда к месту отдыха (лечения) и обратно подлежат взысканию с Администрации г.о. Тольятти исходя из приложенных документов в следующем размере: расходы на проезд в 2019 г. на несовершеннолетних в размере 13786,20 рублей (203+406,20+3042+3042+3200+1947+1946= 13786,20); расходы на проезд в 2022 г. в размере 8184,44 рубля (12276,66/3*2), а всего с ответчика в пользу несовершеннолетних опекаемых в лице ФИО3 подлежит взысканию сумма в размере 21 970,64 рубля. Также, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить требования истца в части взыскания стоимости санаторно-курортной путевки в размере 28 000 рублей.

Рассматривая заявление ответчика Администрации г.о. Тольятти о пропуске срока исковой давности, суд исходил из того, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пресекательные сроки за обращением о выплате компенсации за расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно не определены, а Семейным кодексом РФ предусмотрено, что на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Аналогичное положение было закреплено в абз. 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Таким образом, субъект Российской Федерации наделен правом установления дополнительных мер поддержки, критериев нуждаемости в дополнительных мерах социальной поддержки и самостоятельного определения категории граждан, нуждающихся в их получении, вне зависимости от наличия указанной категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения обителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются путевки в оздоровительные лагеря и санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно в порядке, установленном <адрес>.

В целях повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, обеспечения доступности и качества социальных услуг Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная <адрес> "Развитие социальной защиты населения в <адрес>" на 2014 - 2025 годы.

В соответствии с подпрограммой «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в <адрес> на 2014 - 2025 годы» государственной программы <адрес> предусмотрена организация мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и обеспечение оздоровления законных представителей, сопровождающих детей в возрасте от 4 до 14 лет включительно, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <адрес> и нуждающихся в уходе и сопровождении, в оздоровительных учреждениях санаторного типа "Мать и дитя".

Органом исполнительной власти <адрес>, ответственным за реализацию мероприятий, является Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>.

Во исполнение Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 418 приказом Министерства Социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены следующие мероприятия по отдыху и оздоровлению детей, проживающих в <адрес>:

обеспечение детей в возрасте от 6 до 18 лет, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих медицинские показания на оздоровление в санаторном оздоровительном лагере, услугами по отдыху и оздоровлению в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия (Порядок 1);

обеспечение детей в возрасте от 6 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, услугами по отдыху и оздоровлению в летнем загородном оздоровительном лагере (Порядок 2);

обеспечение детей в возрасте от 6 до 18 лет, за исключением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, льготными услугами по отдыху и оздоровлению в летнем загородном оздоровительном лагере и санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия в летний период (Порядок 3);

обеспечение детей в возрасте от 4 до 14 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в уходе и сопровождении законного представителя, услугами по отдыху и оздоровлению в оздоровительной организации санаторного типа "Мать и дитя" (Порядок 4).

В соответствии с Порядком обеспечения детей в возрасте от 4 до 14 лет, проживающих в <адрес>, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в уходе и сопровождении законного представителя, услугами по отдыху и оздоровлению в оздоровительной организации санаторного типа "Мать и дитя" право на получение услуги имеют дети в возрасте от 4 до 14 лет включительно, проживающие на территории <адрес>, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и нуждающиеся в уходе и сопровождении, не получившие услуги по отдыху и оздоровлению в организации санаторного типа "Мать и дитя" в течение текущего календарного года за счет и в пределах средств бюджета <адрес>.

Услуга предоставляется детям по спискам учета, сформированным государственными учреждениями по дате подачи заявления законным представителем не чаще 1 раза в течение текущего календарного года.

Для получения услуги законные представители детей обращаются в государственные учреждения по месту своего жительства с заявлением о предоставлении услуги.

Путевка на предоставление услуги в организацию санаторного типа "Мать и дитя" на ребенка и на сопровождающего его законного представителя выдается государственным учреждением в заполненном виде, подписанная руководителем и заверенная печатью организации, предоставившей путевку, не позднее чем за 1 день до начала предоставления услуги.

При наличии уважительной причины отказа (возврата) от путевки (чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.; длительная более шести месяцев болезнь ребенка, не позволяющая получить услугу; переезд на место жительства в другой населенный пункт за пределами <адрес>; ухудшение здоровья или смерть близкого родственника, препятствующие получению услуги; сдача экзаменов в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение по информации родителей (законных представителей) детей) учетный номер ребенка в списках учета изменяется на последующий и это изменение может происходить неоднократно за период, в который услугу не может получить указанный ребенок.

При отсутствии подтверждения уважительной причины неявки законного представителя за путевкой или отказа от ее получения менее чем за 2 дня до начала смены учетный номер ребенка в списках учета на получение услуги изменяется на последующий.

Из пояснений представителя Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в заседании судебной коллегии, Порядок 1 и Порядок 2 приняты в рамках гарантий установленных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, в рамках данных порядков и предоставляются услуги, включающие бесплатный проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. В свою очередь Порядок 3 и Порядок 4 являются дополнительными мерами поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемой за счет средств бюджета <адрес> и установленными сверх указанных гарантий ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исполнителем мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в <адрес>, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации является Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>, предоставление путевок в оздоровительные организации санаторного типа «Мать и дитя» является дополнительной мерой поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемой за счет средств бюджета <адрес>, и реализуется путем приобретения и предоставления путевок в оздоровительные организации для детей с родителями, в стоимость которых входят услуги по оздоровлению, проживанию и питанию. Путевка на предоставление услуги по отдыху и оздоровлению в оздоровительной организации санаторного типа «Мать и дитя» выдается на ребенка и на сопровождающего его законного представителя. <адрес>а к месту оздоровления в организации санаторного типа «Мать и дитя» в стоимость данных путевок не входит.

В этой связи обязанность компенсации стоимости проезда по услуге - обеспечение детей в возрасте от 4 до 14 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в уходе и сопровождении законного представителя, услугами по отдыху и оздоровлению в оздоровительной организации санаторного типа "Мать и дитя" отсутствует.

Кроме того, ФИО3 имел право воспользоваться услугой по оздоровлению и отдыха детей без сопровождения в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, в летнем загородном оздоровительном лагере, где детям указанной категории предоставляется бесплатный проезд.

Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая, что несовершеннолетние ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. внесены в списки учета на получение государственной услуги по заявлению ФИО3 в 2015г., имеют право на предоставление мер социальной поддержки, что представителем Министерства не оспаривалось, являются членами одной семьи, ФИО3 является одновременно опекуном двух детей, приобретенная путевка для опекаемой ФИО1 не превышает установленную стоимость путевки, выделенной ФИО2, судебная коллегия приходи к выводу, что требования о компенсации оплаты путевки, приобретенной опекуном ФИО3 самостоятельно для ФИО1 в 2019 г. в размере 28 000 рублей предлежит взысканию с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>.

То обстоятельство, что действующим Порядком не предусмотрена возможность постановки на учет для получения услуги по оздоровлению и отдыху двух и более детей одновременно, имеющего одного законного представителя, по мнению судебной коллегии не влечет отказ в удовлетворении заявленных требований по вышеуказанным основаниям.

Статьей 7 Конституции РФ – Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Доводы Министерства о том, что в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции истец требовал о взыскании соответствующей компенсации только с Администрации <адрес>, взыскание компенсации с Министерства является по своему содержанию новым требованием, не предусмотренным изначальным исковым заявлением судебная коллегия полагает не состоятельными.

В соответствии с часть 1 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). В случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (абз. 2 ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).

По смыслу гражданского процессуального законодательства и принципа диспозитивности право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит не только истцу, но и суду.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> привлечено в качестве соответчика, который в данном случае является надлежащим ответчиком.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в части взыскания с Администрации г.о. Тольятти расходов на приобретение санаторно- курортной путевки, оплаты проезда к месту отдыха (лечению) и обратно, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> компенсации за самостоятельно приобретенную опекуном ФИО3 в 2019г. путевку для опекаемой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 28 000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Администрации <адрес> удовлетворить.

Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. отменить, постановить по делу новое решение.

Исковые требования Прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 к Администрации г.о. Тольятти, Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о взыскании компенсации стоимости путевки, расходов на оплату проезда к месту отдыха (лечению) и обратно – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> (ИНН 6316176298) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице законного представителя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан ГУ МФД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) расходы за самостоятельно приобретенную санаторно- курортную путевку в размере 28 000 рублей.

В удовлетворении требований Прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 к Администрации г.о. Тольятти о взыскании расходов на приобретение санаторно- курортной путевки, компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха (лечению) и обратно, отказать.

Апелляционной определение вступило в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-7260/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Заместитель прокурора г.Тольятти, действующий в интересах несовершеннолетних Черныцовой В.Г., Черныцовой П.Г. в лице законного представителя Дорофеева В.А.
Дорофеев В.А.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Отдел организации деятельности по опеке, попечительству и усыновлению управления опеки и попечительства департамента социального обеспечения администрации г.о. Тольятти
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.05.2023[Гр.] Передача дела судье
20.06.2023[Гр.] Судебное заседание
18.07.2023[Гр.] Судебное заседание
01.08.2023[Гр.] Судебное заседание
08.08.2023[Гр.] Судебное заседание
10.08.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее