Судья: Левина С.А. Гр.дело № 33-4675/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Акининой О.А.,
Судей – Ивановой Е.Н., Набок Л.А.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Михайлова С.В. к МУ МВД России «Сызранское», ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконной служебной проверки, признании недействительным отказа в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, перерасчете выслуги лет в льготном исчислении, поступившего на рассмотрение суда апелляционной инстанции по апелляционной жалобе Михайлова С.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 18.01.2019 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Михайлов С.В. обратился в суд с иском к МУ МВД России «Сызранское», ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконной служебной проверки, признании недействительным отказа в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, перерасчете выслуги лет в льготном исчислении.
В обоснование иска указано, что истец является сотрудником органа внутренних дел, прапорщиком полиции. На протяжении длительного промежутка времени он обращается к работодателю с просьбой предоставить ему для ознакомления материалы его личного дела, выдать ему заверенные копии документов. Поскольку его требования в добровольном порядке удовлетворены не были, он был вынужден обратиться в Сызранский городской суд с административным иском. Решением Сызранского городского суда от 11 октября 2018 года его требования удовлетворены частично. В ходе рассмотрения дела ему с пакетом документов представили выписку из приказа № 160 л/с от 25 мая 2018 года по личному составу,
согласно которой внесены изменения в абзац 2 п.1 приказа МУ МВД России «Сызранское» от 08.06.2015 г. № 160 л/с в части увольнения прапорщика полиции Михайлова С.В. (ВП-016655), полицейского отделения охраны и сопровождения лиц, подвергнутых административному аресту специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту (с лимитом мест до 50) межмуниципального управления МВД РФ «Сызранское» (реализующего задачи и функции ОВД на территории города Сызрани, Сызранского, Шигонского районов и города Октябрьска) (дислокация г.Сызрань), изложив его в следующей редакции: «выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия составляет 14 лет 08 месяцев 04 дня, в льготном исчислении составляет 16 лет 05 месяцев 23 дня». Основание: служебная проверка от 15 мая 2018 г.
Истец полагает, что указанная проверка проведена незаконно, поскольку на основании рапорта от 06 мая 2015 года он был уволен со службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 82 ТК РФ (по инициативе сотрудника). Согласно выписки из приказа № 160 л/с от 08.06.2015 г., выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляла 14 лет 08 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 18 лет 11 месяцев 08 дней. Впоследствии он вновь поступил на службу в органы внутренних дел, однако 15 мая 2018 года была проведена служебная проверка документов и в выписку из приказа № 160 л\с от 08.06.2015 г. были внесены изменения в абз.2 п.1 приказа МУ МВД России «Сызранское» следующего содержания: «Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет 14 лет 08 месяцев 04 дня, в льготном исчислении составляет 16 лет 05 месяцев 23 дня». О проведении проверки его в известность никто не ставил, с результатами ее проверки он своевременно ознакомлен не был. Кроме того, проверка проводилась в отношении документа - основания увольнения сотрудника 08.06.2015 г. Таким образом, спустя 3 года работодатель назначает служебную проверку (от 15 мая 2018 года), о которой его никто в известность не поставил, не ознакомили его и с вышеперечисленными результатами ее проведения. А между тем по результатам проведения служебной проверки его стаж в льготном исчислении стал меньше на два с половиной года.
12 ноября 2018 года в МУ МВД России «Сызранское» истцом был подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. 23.11.2018 г. за исх. № 70/л 28326 в его адрес был направлено сообщение о невозможности расторжения контракта о службе в органах внутренних дел, в связи с отсутствием выслуги лет, дающей право на получение пенсии. С указанным отказом он не согласен, полагает его необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Условия, нормы и порядок, определяющие право на пенсию по выслуге лет сотрудникам органов внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными, установленными законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами.
На основании ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001г. по Перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац сорок пятый подпункт "г" п. 3).
Приказом МВД РФ от 09.10.2004 года № 640 «Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» (действовавшим в спорный период), утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым, предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, согласно которому предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Приказом МВД РФ от 20.12.2016 № 868 утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Согласно разделу 1 (предусматривающему должности, введенные с 23.08.2014 и до этой даты) указанного перечня правом на льготное исчисление выслуги лет пользуется «полицейский (кинолог)» взвода (отделения, группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС, согласно разделу 2 (предусматривающему должности, введенные до 23.08.2014) указанного перечня правом на льготное исчисление выслуги лет пользуется «полицейский (кинолог), (милиционер-кинолог)» взвода (отделения) охраны и, конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, непосредственно осуществлявшие функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
По мнению истца, все должностные инструкции на должности, замещаемые им, связаны с непосредственным конвоированием, чем установлено его участие в конвоировании, которое заключается в перемещении лиц, содержащихся под стражей, а также в охране данных лиц, которая заключается в осуществлении постоянного надзора за поведением данных лиц, пресечение попыток к бегству. Таким образом, из анализа пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, следует, что необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном исчислении являются служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, наличие в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.
Так, Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 № 690 (подпункт «г» пункта 3) предусматривало, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых в ОВД, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержден в 2004 году, должности, указанные в нем, введены Приказом МВД РФ N 309 от 20 мая 2004 года "Об утверждении типового штатного расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых".
В соответствии с Перечнем должностей все сотрудники, занимающие должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, имеют право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсии без каких-либо условий и исключений.
Поскольку Перечень должностей принят во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, предусматривающего льготный порядок исчисления выслуги лет для лиц, занимающих должности в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; следовательно, для указанных в Перечне должностей ИВС характерно выполнение указанных функций.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что отделение охраны и конвоирования, где истец проходил службу, является структурной частью ИВС, его должностные обязанности были связаны с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, заявленные требования подлежат удовлетворению, согласно следующему расчету:
Период работы с 14.06.1999 г. по 14.06.2001 г. – 2 года 0 месяцев 0 дней – служба в армии: с 01.10.2002 г. по 20.12.2005 г. – 3 года 2 месяца 20 дней – вневедомственная охрана; с 21.12.2005 г. по 18.09.2006 г. – 0 лет 8 месяцев 28 дней – милиционер-кинолог ППС; с 11.02.2015 г. по 19.03.2015 г. – 0 лет 1 месяц 9 дней – сокращение штата с сохранением обязанности старшины. Всего за данные периоды календарный стаж составил 6 лет 0 месяцев 28 дней.
Период работы с 19.09.2006 г. по 17.03.2008 г. милиционер – кинолог-конвоир; с 18.03.2008 г. по 04.05.2011 г. – милиционер конвоир; с 05.05.2011 г. по 30.01.2013 г. – ст. сержант старшина изолятора вр. содержания; с 31.01.2013 г. по 05.11.2014 г. – прапорщик, старшина изолятора; с 06.11.2014 г. по 10.02.2015 г. - прапорщик полиции, старшина изолятора; с 20.03.2015 г. по 08.06.2015 г. – полицейский охраны спец.приемника. Календарный стаж за данные периоды – 8 лет 7 месяцев 11 дней.
Стаж в льготном исчислении составил: 8 лет 7 месяцев 11 дней + 103 мес. 11 дн. х 1,5 = 154 мес. 31 дн. + 12 лет 11 мес. 1 дн.
Итого общий стаж на 08.06.2015 г. составляет: в календарном исчислении: 6.0.28 + 8.7.11 = 14 лет 8месяцев 9дней, в льготном исчислении: 6.0.28 + 12.11.1 = 18лет 11 месяцев 29 дней.
Период работы с 12.09.2016 г. по 19.10.2018 г. – 2 года 1 месяц 8 дней - помощник дежурного дежурной части в звании прапорщика.
Итого общий стаж на 19.10.2018 г. составляет: в календарном исчислении: 14.8.9+2.1.8 = 16 лет 9 месяцев 17 дней, в льготном исчислении: 6.0 + 12.11.1+2.1.8 = 21 год 1 месяц 7 дней.
По мнению истца, исходя из наименования приведенных должностей, все они включали в себя выполнение функциональных обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем отказ в удовлетворении рапорта об увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии является незаконным и подлежит отмене.
Основываясь на вышеизложенном, с учетом уточнений исковых требований, истец просил признать незаконной служебную проверку от 15 мая 2018 г.; признать отказ в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии недействительным; обязать ответчиков произвести перерасчет выслуги лет Михайлова С.В. в органах внутренних дел, засчитав период службы в должностях изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МУ МВД России «Сызранское» с 19.09.2006 г. по 17.03.2008 г., с 18.03.2008 г. по 04.05.2011 г. в льготном исчислении как 1 месяц службы за 1,5 месяца службы.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 18.01.2019 г. постановлено: «Иск Михайлова С.В. к МУ МВД России «Сызранское», ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконной служебной проверки от 15.05.2018г., признании недействительным отказа в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, перерасчете выслуги лет в льготном исчислении: 1 месяц службы за 1,5 месяца службы - оставить без удовлетворения».
В апелляционной жалобе Михайлов С.В. просил отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Михайлов С.В. и его представитель по доверенности Письман Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Дынина Ю.И. и представитель ответчика МУ МВД России «Сызранское» по доверенности Хвостова А.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, Федеральным законом "О полиции" от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца службы:
- в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (подп. "г" п. 3).
В связи с чем, до издания Министром внутренних дел Российской Федерации соответствующего приказа указанный льготный порядок исчисления выслуги лет применятся не мог.
Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, введенный в действие с 11.11.2004 г.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" контракт о прохождении службы в органах внутренних дел может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Судом установлено, что Михайлов С.В. проходил срочную службу в Вооруженных Силах РФ с 14.06.1999 г. по 14.06.2001 г., с 01.10.2002 г. проходил службу в качестве стажера по должности милиционера ведомственной милиции отделения ВОХР при ОВД г. Октябрьска Самарской области, с 01.04.2003 г. в должности милиционера ведомственной милиции отделения ВОХР при ОВД г. Октябрьска Самарской области; с 16.05.2004 г. в должности милиционера милиции ГЗПЦО ГУ отделение ВОХР при ОВД г. Октябрьска Самарской области; с 24.06.2005 г. в должности милиционера ГУ отделение ВОХР при ОВД г. Октябрьска Самарской области; с 21.12.2005 г. в должности милиционера-кинолога отделения патрульно-постовой службы ОВД г.Октябрьска Самарской области; с 19.09.2006 г. по 18.03.2008 г. проходил службу в должности милиционера-кинолога отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Изолятора временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых ОВД г.Октябрьска Самарской области; с 18.03.2008 г. по 05.05.2011 г. в должности милиционера подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД г.Октябрьска Самарской области, с 05.05.2011 г. по 20.05.2011 г. в должности старшины ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД по г.о.Октябрьск Самарской области; с 20.05.2011 г. по 21.07.2011 г. истец зачислен в распоряжение межмуниципального управления МВД России «Сызранское» с исполнением обязанностей на прежней должности; с 21.07.2011 г. по 06.11.2014 г. проходил службу в должности старшины ИВС подозреваемых и обвиняемых (с лимитом мест до 26) отдела полиции № 33 г.Октябрьск МУ МВД РФ «Сызранское»; с 06.11.2014 г. по 11.02.2015 г. – старшина направления обеспечения и обслуживания ИВС подозреваемых и обвиняемых (с лимитом мест до 26) отдела полиции № 33 г. Октябрьск МУ МВД РФ «Сызранское»; с 11.02.2015 г. по 20.03.2015 г. зачислен в распоряжение МУ МВД России «Сызранское», с выполнением отдельных поручений начальника ИВС подозреваемых и обвиняемых (с лимитом мест до 26); с 20.03.2015 г. по 08.06.2016 г. проходил службу в должности полицейского отделения охраны и сопровождения лиц, подвергнутых административному аресту специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту (с лимитом мест до 50) межмуниципального управления МВД России «Сызранское» Самарской области.
Приказом № 160 л/с от 08.06.2015 г. МУ МВД РФ «Сызранское» истец был уволен из органов внутренних дел по пункту 2 части 2 статьи 82 (по инициативе сотрудника) Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30.11.2011 года № 342-ФЗ.
Согласно данному приказу, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет 14 лет 08 месяцев 07 дней, в льготном исчислении составляет 18 лет 11 месяца 08 дней.
Судом также установлено, что Михайлов С.В. вновь поступил на службу в органы внутренних дел и с 12.09.2016 г. проходил службу в должности оперативного дежурного дежурной части ОП № 33 (<адрес>) МУ МВД России «Сызранское».
23.04.2018 г. Михайловым С.В. в ОРЛС МУ МВД России «Сызранское» подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел в соответствии п.4 части 2 статьи 82 Федерального Закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Однако, в ходе изучения документов для расчета выслуги лет выявлен факт неправильного расчета выслуги лег в льготном исчислении в 2015 году, который на момент увольнения составил 18 лет 11 месяцев 08 дней.
По данному факту проведена служебная проверка от 15.05.2018 г.
В связи с чем, приказом № 160 л/с от 25.05.2018 г. МУ МВД России «Сызранское» в приказ МУ МВД России «Сызранское» № 160 л/с от 08.06.2015 г. были внесены изменения, согласно которым выслуга лет Михайлова С.В. на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет 14 лет 08 месяцев 04 дней, в льготном исчислении составляет 16 лет 05 месяцев 23 дня.
12.11.2018 г. Михайловым С.В. вновь подан рапорт на имя начальника МУ МВД России «Сызранское» об увольнении из органов внутренних дел, на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
23.11.2018 г. начальником МУ МВД России «Сызранское» истцу Михайлову С.В. направлено уведомление о невозможности расторжения контракта о службе в органах внутренних дел по указанному выше основанию, в связи с отсутствием выслуги лет, дающей право на получение пенсии.
Истец просит включить ему периоды службы с 19.09.2006 г. по 17.03.2008 г. в должности милиционера-кинолога отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Изолятора временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Октябрьска Самарской области; с 18.03.2008 г. по 05.05.2011 г. в должности милиционера подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД г.Октябрьска Самарской области в льготном исчислении как 1 месяц службы за 1,5 месяца службы.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Михайлова С.В. по следующим основаниям.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел наделен правом по установлению того или иного перечня должностей, связанных с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 года № 640 утвержден «Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии».
Данным «Перечнем…» предусмотрена должность милиционера-кинолога изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Однако, должности милиционера-кинолога отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и милиционера подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых «Перечнем…»,
утвержденным приказом МВД России от 9 октября 2004 года № 640, не предусмотрены.
Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсий, который предусматривает должность – полицейский (кинолог) взвода (отделения, группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (раздел 1 "Должности, введенные с 23 августа 2014г.", строка 21). Согласно раздела 2, должности, введенные до 23.08.2014г., предусмотрена должность - полицейский (кинолог) 3, (милиционер-кинолог). Согласно п. 3 примечания, лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «3», введенные с 30 апреля 2011г. непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Должностные инструкции милиционера-кинолога по охране и конвоированию Октябрьского ГОВД от 11.09.2006 г., милиционера ПОКПО ИВС ОВД по г.о.Октябрьска Михайлова С.В. от 19.05.2008 г., от 01.04.2010 г. не содержат функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Из штатного расписания до 2011 г. следует, что структурными подразделениями ИВС Октябрьского ГОВД являлись Отделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и Подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, должность милиционера-кинолога имелась как в ИВС, так и в подразделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Кроме того, установление тождественности структурных подразделений изолятора временного содержания "взвод, отделение" и структурного подразделения "подразделение", и, соответственно, тождественности предусмотренной Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 9 октября 2004г. N 640, должности – полицейский (кинолог) взвода (отделения, группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых занимаемой истцом должности – милиционер-кинолог отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и милиционер подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых не входит в компетенцию суда общей юрисдикции.
По вышеизложенным основаниям не могут быть приняты во внимание показания свидетелей о том, что истец постоянно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
При таких обстоятельствах, выслуга истца составит менее 20 лет, поэтому отказ в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, является законным и обоснованным.
Доводы о незаконности служебной проверки от 15.05.2018 г. суд признал несостоятельными, поскольку проверка проводилась по факту неправильно установленной выслуги лет истцу в льготном исчислении. Законом не предусмотрено ставить в известность сотрудника органов внутренних дел о проведении проверки, а также знакомить с ее результатами, когда проверка проводится не в отношении последнего.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что истцом не было представлено доказательств того, что он, проходя службу в спорный период времени, непосредственно участвовал в осуществлении функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а должности, в которых он работал, не предусмотрены Перечнем N 640, поэтому иск Михайлова С.В. к МУ МВД России «Сызранское», ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконной служебной проверки от 15.05.2018г., признании недействительным отказа в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, перерасчете выслуги лет в льготном исчислении: 1 месяц службы за 1,5 месяца службы следует оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отсутствия правовых оснований для признания служебной проверки незаконной, поскольку отсутствуют доказательства проведения служебной проверки с нарушением требований закона.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения периода службы с 19.06.2006 г. по 17.03.2008 г. в должности милиционера-кинолога отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Изолятора временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых ОВД г.Октябрьска Самарской области, с 18.03.2008 г. по 04.05.2011 г. в должности милиционера подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых - в льготном исчислении как 1 месяц службы за 1,5 месяца службы.
Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв.Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640, введенным в действие с 11.11.2004 г., предусмотрена должность полицейский (милиционер) и полицейский (кинолог), милиционер-кинолог в Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, и полицейский (миллионер) во Взводе (отделении) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
Из представленных в материалы дела должностных инструкций, показаний свидетелей Г., О., О.В. следует, что в обязанности Михайлова С.В. за спорные периоды времени входило непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия исходит из того, что в спорные периоды истец выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.
При этом, учитывая, что истец до настоящего времени продолжает проходить службу, получает денежное довольствие, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для признания недействительным отказа в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 23.11.2018 г., то есть с момента направления истцу сообщения о невозможности расторжения контракта о службе в органах внутренних дел по указанному в рапорте основанию.
Истец не лишен права на обращение к ответчикам вновь с рапортом об увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18.01.2019 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ 19.09.2006 ░. ░░ 17.03.2008 ░., ░ 18.03.2008 ░. ░░ 04.05.2011 ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 1,5 ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░ –