РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2019 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Студеникиной Н.В., при секретаре Кондратьевой Л.В., с участием представителя истца Кутильгереева Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-505/2019 по исковому заявлению Петрук <данные изъяты> к жилищному накопительному кооперативу «Единство» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Петрук Г.Ф., действуя через представителя по доверенности Савицкую О.В., обратилась в суд с иском к ЖНК «Единство» о взыскании денежных средств, указывая в обоснование исковых требований, что в 2012 году она вступила в члены ЖНК «Единство» с целью приобретения квартиры, расположенной по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписано Положение о порядке оплаты членом ЖНК паевых и иных платежей и предоставления ему жилых помещений и иных объектов социальной инфраструктуры, которое имеет силу гражданско-правового договора. ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком заключен договор пользования жилым помещением по указанному адресу. В период с февраля 2012 года по февраль 2016 года она внесла в ЖНК «Единство» денежные средства в общей сумме 1 685 053 рубля, в том числе вступительный взнос 98 000 рублей, паевой взнос 1 269 263 рубля, членский взнос 71 670 рублей, целевой взнос 182 600 рублей, резервный взнос 63 520 рублей. В 2015 году на собрании членов кооператива ей стало известно о наличии в производстве Арбитражного суда ХМАО – Югры дел о взыскании с ответчика задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество, предметом залога также являлась переданная ей квартира. Судом требования банка были удовлетворены, обращено взыскание на заложенное имущество, квартира была выставлена на торги. По предложению ПАО Банк «ФК Открытие» она заключила с банком договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, после исполнения обязательств по договору за ней зарегистрировано право собственности. Цена объекта составила 1 600 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ она направила в адрес ответчика заявление о выходе из кооператива, однако почтовое отправление было возвращено отправителю, и считается доставленным ответчику ДД.ММ.ГГГГ. В связи с добровольным выходом истца из числа членов кооператива, у ответчика возникла обязанность произвести возврат денежных средств. Ссылаясь на ст.ст. 7, 9, 11, 25, 32 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», просит взыскать с жилищного накопительного кооператива «Единство» в свою пользу денежные средства в размере 1 515 383 рублей и сумму уплаченной государственной пошлины в размере 15 777 рублей (л.д. 5-8).
Впоследствии Петрук Г.Ф., действуя через представителя по доверенности Кутильгереева Р.К., обратилась в суд с заявлением об увеличении размера исковых требований, просила суд взыскать с жилищного накопительного кооператива «Единство» в свою пользу денежные средства в размере 1 525 283 рублей и сумму уплаченной государственной пошлины в размере 15 826 рублей (л.д.142).
Письменные возражения на исковое заявление ответчиком ЖНК «Единство» не представлены.
В судебном заседании истец Петрук Г.Ф. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 150), в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 131).
В судебном заседании представитель истца Кутильгереев Р.К., действующий на основании доверенности (л.д. 118-119), поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил исковые заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ЖНК «Единство» не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался по месту нахождения юридического лица, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 95-117), почтовое отправление возвращено в адрес суда по истечении срока хранения в организации почтовой связи (л.д.160,161).
Принимая во внимание положения ст.ст. 54, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснения, данные в п.п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», учитывая, что адресат несет риск неполучения поступившей корреспонденции, суд признает извещение ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовое положение жилищных накопительных кооперативов, права и обязанности их членов, порядок создания, реорганизации и ликвидации жилищных накопительных кооперативов, а также порядок осуществления ими деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее – Федеральный закон №215-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона №215-ФЗ жилищный накопительный кооператив – потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона №215-ФЗ кооператив действует на основании устава, который утверждается общим собранием членов кооператива.
Согласно уставу ЖНК «Единство», утвержденному решением внеочередного общего собрания членов ЖНК «Единство» от ДД.ММ.ГГГГ, кооператив создан для привлечения и использования денежных средств граждан на приобретение жилых помещений для членов кооператива (л.д. 57-82).
ДД.ММ.ГГГГ истцом Петрук Г.Ф. и директором ЖНК «Единство» подписано Положение о порядке оплаты членом ЖНК паевых и иных платежей и предоставлении ему жилых помещений и иных объектов современной социальной инфраструктуры (далее по тексту – Положение), которым определен порядок приобретения членом кооператива жилого помещения и/или иного объекта социальной инфраструктуры путем внесения паевых взносов (л.д. 9-12).
ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан индивидуальный график накопления паевого взноса после приобретения квартиры, в соответствии с которым для члена ЖНК кооперативом приобретается двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>, стоимостью 1 960 000 рублей, на момент составления графика член ЖНК внес часть паевого взноса в размере 980 000 рублей, невыплаченная сумма паевого взноса составляет 980 000 рублей и подлежит уплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
В этот же день между ЖНК «Единство» и истцом Петрук Г.Ф. заключен договор пользования жилым помещением (ссуды), по условиям которого истцу во временное пользование предоставлено жилое помещение по указанному адресу, принадлежащее кооперативу на праве собственности по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15), жилое помещение передано истцу по акту передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В соответствии с п. 2.4 Положения, при вступлении в ЖНК каждый член ЖНК вносит первичный взнос, состоящий из первоначального паевого взноса, размер которого не может быть менее 5 % от ориентировочной стоимости приобретаемой для члена ЖНК квартиры; вступительного взноса в размере 5 % от ориентировочной стоимости приобретаемой для члена ЖНК квартиры; ежемесячного членского взноса за текущий месяц.
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что настоящее Положение в соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации является гражданско-правовым договором, заключенным между членом ЖНК, принявшим все его условия и добровольно взявшим на себя все предусмотренные настоящим Положением обязательства, членами его семьи и ЖНК «Единство», определяющим механизм, в соответствии с которым член ЖНК приобретает квартиру путем внесения паевых взносов.
Согласно п. 2.5 Положения размер паевого взноса, подлежащий оплате членом ЖНК, первоначально определяется как ориентировочная стоимость приобретаемой квартиры (в рублях) и закрепляется в «Индивидуальном графике накопления паевого взноса до приобретения квартиры» для каждого конкретного члена ЖНК.
Пунктом 1.5.7 Положения предусмотрена обязанность ЖНК передать в собственность членам ЖНК по исполнении им своих обязательств именно те квартиры, которые членам ЖНК (их представителям) предоставлялись в пользование.
Свои обязательства перед ЖНК «Единство» истец Петрук Г.Ф. исполняла надлежащим образом, что подтверждается платежными документами и не оспорено стороной ответчика.
Согласно доводам иска и сведениям, размещенным на сайте арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в рамках предъявленных кредиторами требований о взыскании денежных средств, было обращено взыскание на заложенное имущество, (в том числе на указанную выше квартиру), которым были обеспечены кредитные обязательства ЖНК «Единство».
Таким образом, ЖНК «Единство» свои обязательства перед Петрук Г.Ф. по передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес> не выполнил, паевые взносы, уплаченные Петрук Г.Ф. за указанную квартиру истцу не возвратил.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО Банк «ФК Открытие» и истцом заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым истцу в собственность передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежавшее банку на основании постановления о проведении государственной регистрации права собственности взыскателя на имущество, зарегистрированное на должника, от ДД.ММ.ГГГГ, постановления о передаче нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-86), право собственности истца на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88-90).
Согласно ст. 11 Федерального закона №215-ФЗ жилищно-накопительный кооператив действует на основании устава, который утверждается общим собранием членов кооператива.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 7 Федерального закона №215-ФЗ, члены кооператива имеют право получить при прекращении членства в кооперативе действительную стоимость пая, определяемую в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 215-ФЗ, при прекращении членства в кооперативе по основаниям, предусмотренным п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» выбывший член кооператива вправе получить действительную стоимость пая в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и (или) уставом кооператива.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 215-ФЗ, при прекращении членства в кооперативе по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива действительную стоимость пая в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Действительная стоимость пая выбывшего члена кооператива определяется на день окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе (ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 215-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 32 Федерального закона № 215-ФЗ, кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива или другим имеющим право на пай лицам действительную стоимость пая в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, если иной срок не предусмотрен уставом кооператива. При этом предусмотренный уставом кооператива срок не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 2019 году истец Петрук Г.Ф. обратилась в Радужнинский городской суд ХМАО – Югры за защитой нарушенного права с иском к ЖНК «Единство» о признании членства в кооперативе прекращенным. Решением Радужнинского городского суда ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, членство Петрук Г.Ф. в жилищном накопительном кооперативе «Единство», признано прекращенным в связи с ее добровольным выходом из кооператива ДД.ММ.ГГГГ (л.д.162-164).
Пунктом 4 ст. 30 устава ЖНК «Единство», утвержденного решением внеочередного собрания членов ЖНК «Единство» предусмотрено, что Кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива действительную стоимость пая с момента истечения шести месяцев и не позднее двух лет со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.
В силу ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, принимая во внимание, что истец Петрук Г.Ф. была исключена из членов кооператива с ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий финансовый год закончился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, действительная стоимость пая подлежала выплате истцу в срок с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ.
Положения статьи 32 Федерального закона № 215-ФЗ в той части, что срок выплаты не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, распространяются на случаи, если иной срок уставом не установлен, и не предусматривает права кооператива произвести выплату в любое время в течение такого двухгодичного срока, а определяют максимально возможный срок выплаты, который кооператив вправе указать в своём уставе.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора, срок выплаты истцу действительной стоимости пая истек.
Из копий платежных документов, представленных истцом следует, что Петрук Г.Ф. в период с февраля 2012 года по февраль 2016 года в кассу ЖНК «Единство» внесены денежные средства в размере 1 690 785 рублей, в том числе, вступительный взнос в размере 98 000 рублей, членский взнос в размере 70 500 рублей, целевой взнос в размере 182 600 рублей, резервный взнос в размере 64 050 рублей, паевой взнос в размере 1 275 635 рублей (л.д.18-56,144-145), факт уплаты Петрук Г.Ф. взносов в указанном размере ответчиком не оспорен.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 125-ФЗ и ч. 2 ст. 23 устава ЖНК «Единство», вступительные членские взносы и членские взносы не подлежат возврату при прекращении членства в кооперативе.
Такие понятия как целевой и резервный взнос Федеральным законом № 215-ФЗ не предусмотрены, однако из анализа Устава кооператива следует, что денежные средства, вносимые членом кооператива с назначением целевой и резервный взнос пополняли резервный фонд кооператива (п. 7 ст. 4 п. 1 ст. 51 Устава).
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона №215-ФЗ кооператив за счет взносов членов кооператива обязан формировать резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и (или) уставом кооператива. Размер резервного фонда кооператива определяется уставом кооператива, но не может быть менее полутора процентов от размера паевого фонда кооператива. Средства резервного фонда могут использоваться только для обеспечения непредвиденных расходов и покрытия убытков кооператива.
Согласно ч. 3 ст. 53 Федерального закона №215-ФЗ взносы членов кооператива в резервный фонд, не использованные на цели, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат возврату члену кооператива при прекращении его членства в кооперативе до внесения паевого взноса в полном размере или засчитываются в счет паевого взноса при внесении последнего платежа.
Таким образом, в силу императивных положений ст. 53 Федерального закона №215-ФЗ взносы истца в резервный фонд ЖНК «Единство» должны быть засчитаны в счет уплаты паевых взносов.
При таких обстоятельствах, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат денежные средства в размере 1 522 285 рублей (1 275 635 + 64 050+182 600).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Расходы истца по оплате государственной пошлины составили 15 826 руб. и подтверждаются, чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4,143). Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 15 811,42 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петрук <данные изъяты> – удовлетворить частично.
Взыскать с жилищного накопительного кооператива «Единство» в пользу Петрук <данные изъяты> паевой взнос в размере 1 522 285 руб., и расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 811,42 руб., а всего 1 538 096 (один миллион пятьсот тридцать восемь тысяч девяносто шесть) руб. 42 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 23 сентября 2019 года, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья Н.В. Студеникина