РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ветлуга 12 ноября 2019 года
( решение в окончательной форме принято 13 ноября 2019 года)
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Громцева Г.В., с участием заместителя Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Луневой Е.В., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора М.А. Максимова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления ТКО,УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов. В обосновании иска указывает на то, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об обращении с ТКО на территории Нижегородской области. Прокуратурой установлено, что согласно п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Данное положение вступило в силу с 01.01.2019г.
Согласно ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плавила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и их ведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. №1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Однако анализ исполнения законодательства в данной сфере показал, что администрацией Ветлужского муниципального района Нижегородской области не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. По информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в настоящее время на территории района существует потребность в 276 контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах.
Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Ветлужском муниципальном районе Нижегородской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.
В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области прокурором 23.07.2019 года вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства №02-10-2019, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании выше изложенного, Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 276 контейнерных площадок.
Представитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Лунева Е.В. ( действующая на основании доверенности) исковые требования поддержала в полном объеме заявленных требований.
Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Шошин М.С. ( действующий на основании доверенности) считает иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокуратура обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области Головин В.С. ( действующий на основании доверенности) иск признал. Пояснив, что создать площадки для накопления твердых коммунальных отходов в количестве 276 контейнерных площадок не имеется возможности в настоящее время, в связи с отсутствием необходимых денежных средств. На обустройство площадок необходимы значительные финансовые затраты. Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года № 305 утверждена государственная программа « Обеспечения населения Нижегородской области качественными услугами в сфере ЖКХ». Данная программа предусматривает, в том числе и создание мест ( площадок) накопления ТКО. Реализация Программы расчитана до 2024 года. Ветлужский муниципальный район является участником данной Программы, в рамках которой бюджету Ветлужского муниципального предоставляются субсидии из бюджета Нижегородской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об обращении с ТКО на территории Нижегородской области. Прокуратурой установлено, что согласно п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона 2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производств аи потребления» (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Данное положение вступило в силу с 01.01.2019г.
Согласно ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Плавила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и их ведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. №1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Однако анализ исполнения законодательства в данной сфере показал, что администрацией Ветлужского муниципального района Нижегородской области не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. По информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в настоящее время на территории Ветлужского района существует потребность в 276 контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах.
Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Ветлужском муниципальном районе Нижегородской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.
Согласно ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среда» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области прокурором 23.07.2019 года вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства №02-10-2019, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Указанные нарушения, выявленные в деятельности администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области являются недопустимыми и подлежат устранению.
Отсутствие денежных средств у ответчика на осуществление мероприятий по устранению нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не является основанием для освобождения от возложенных на ответчика законом обязательств.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом этого суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу до 01.08.2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 194– 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по иску исполняющего обязанности Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора А.М. Максимова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления ТКО удовлетворить.
Обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 276 контейнерных площадок.
Установить для исполнения данного решения суда администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области срок до 01.08.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ветлужский районный суд.
Судья: Г.В. Громцев