Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года г. ФИО4
Красноперекопский районный суд Республики ФИО4 в составе:
председательствующего судьи - Савченко А.С.,
при секретаре судебного заседания - ФИО6,
с участием:
ст. пом. Красноперекопского межрайонного прокурора - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудипротоколирования гражданское дело по исковому заявлению заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО8 в интересах ФИО3 к Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, третьи лица Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО4, Министерство труда и социальной защиты Республики ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Зам. Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с исковым заявлением в порядке ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов ФИО3 о возложении обязанности на Администрацию города ФИО4 Республики ФИО4 предоставить ФИО1 с учетом нахождения на ее иждивении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью в соответствии с решением 27 сессии 1 созыва Красноперекопского городского совета Республики ФИО4 о ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4».
В обоснование своих требований указывает, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО1 от 31.08.2023г. было установлено, что постановлением администрации города ФИО4 заявитель включена в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в муниципальном образовании городской округ ФИО4 Республики ФИО4 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, под номером 8.
Изучением личного дела было установлено, что ФИО1 является инвалидом I группы и страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
При этом администрацией города ФИО4 Республики ФИО4 в нарушение ст. 17 Закона № 181-ФЗ, п. 1 ч 1 ст. 51 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма последней до настоящего времени не предоставлено.
По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения не устранены, о чем свидетельствует ответ администрации города ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, прокурор был вынужден обратится в интересах ФИО1 с данным иском в суд и просит обязать Администрацию города ФИО4 Республики ФИО4 предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом нахождения на ее иждивении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью в соответствии с решением 27 сессии 1 созыва Красноперекопского городского совета Республики ФИО4 о ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4».
Протокольным определением от 09.11.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО4.
Протокольным определением от 28.11.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство труда и социальной защиты Республики ФИО4.
В судебном заседании ст. помощник Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО7 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика - Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело без их участия, возражали против удовлетворения исковых требований на основании письменных возражений и просили в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО4 в судебное заседание не явился, извещены надлежащем образом, причин не явки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица - Министерство труда и социальной защиты Республики ФИО4 в судебное заседание не явился, извещены надлежащем образом, причин не явки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, просили рассмотреть дело без их участия, предоставили письменные пояснения.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно п. 1 ч 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, истец по делу ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (л.д. 9).
Истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, УССР (л.д.5), была до 09.10.2023г. зарегистрированной по адресу: ФИО4, г.ФИО4, пер. Танковой, <адрес> (л.д.6,32), где в настоящее время проживает с дочерью ФИО1, 2009 г.р., что не оспаривается сторонами по делу и подтверждается материалами дела.
ФИО1 является инвалидом с детства 1-ой группы (л.д. 10,37), имеет право на меры социальной поддержки (л.д. 7-8) и состоит на учете в УТСЗН по категории инвалид и является получателем мер социальной поддержки (л.д. 39).
Постановлением администрации города ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления ФИО1, она и ее несовершеннолетняя дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включены в список граждан нуждающихся в жилом помещении и в настоящее время они в списке под номером 8 (л.д. 44,46,50).
ФИО1 является правообладателем земельного участка пл. 40784 кв.м. (вид: земли сельскохозяйственное использование, местоположение ФИО4, <адрес>, Медведевский с/с, уч.1, лот №) (л.д.33-34), иного недвижимого имущества истец в собственности не имеет и доказательств обратного в силу ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Проведенной Красноперекопской межрайонной прокуратурой Республики ФИО4 проверкой на основании обращения ФИО1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма датированного ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в органах прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ, были установлены вышеуказанные обстоятельства (л.д. 11-15).
Как усматривается из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая Федеральными Государственными учреждениями медико-социальной экспертизы ИПРА инвалида №.20.91/2018: группа инвалидности истца с детства, установлена бессрочно ДД.ММ.ГГГГ; степень ограничений: способности к самообслуживанию «вторая», способность к передвижению «третья», способность к трудовой деятельности «третья»; нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающие необходимость использования кресла-коляски «значительно выраженное».
Как установлено судом, договор социального найма о предоставлении ФИО1 и ее несовершеннолетней дочери благоустроенного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4 до настоящего времени не заключен и доказательств обратного ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является, что подтверждается материалами дела и доказательств обратного ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Таким образом, ФИО1 является лицом, пользующимся правом на получение жилого помещения, на нее распространяется действие Федерального закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
При этом, согласно п. 8 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Приказом Минздрава России N 991н от ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на дополнительную жилую площадь, как инвалид-колясочник, что подтверждается материалами дела.
Следовательно, жилое помещение подлежит предоставлению по норме предоставления с учетом права истца на дополнительную площадь, в том числе, общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Однако, как усматривается из материалов дела, ответчиком по делу до настоящего времени в нарушение ст. 17 Закона № 181-ФЗ, п. 1 ч 1 ст. 51 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
Учитывая, что ФИО1, как инвалид, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения не ниже установленных муниципальным образованием социальных норм, до настоящего времени ФИО1 благоустроенным жилым помещением не обеспечена, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 56,167,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО8 в интересах ФИО3 к Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию города ФИО4 Республики ФИО4 предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом нахождения на ее иждивении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью в соответствии с решением 27 сессии 1 созыва Красноперекопского городского совета Республики ФИО4 о ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики ФИО4 в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики ФИО4 со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.С. Савченко
Решения в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.