Дело № 2-55/2021
Изготовлено 20 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года города Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
при секретаре Зубцовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионов Д.С. к УФСИН России по Мурманской области о признании незаконным приказа от <данные изъяты> № №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, обязании произвести выплату премии, признании незаконным в части приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, снижении квалификационного звания,
УСТАНОВИЛ:
Ларионов Д.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Мурманской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, обязании произвести выплату премии, признании незаконным в части приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, снижении квалификационного звания.
В обоснование заявленных требований указал, что с 2011 года проходит службу в Уголовно-исполнительной системе, с ДД.ММ.ГГГГ – в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника учреждения — начальника центра ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области.
Приказом УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания на Ларионов Д.С. » к нему применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за нарушение служебной дисциплины, ненадлежащее исполнение требований пунктов 3.4, 3.7, 3.14 должностной инструкции заместителя начальника колонии - начальника центра ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области.
Кроме того, указанным приказом, истец лишен премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в <данные изъяты> года.
Более того, приказом УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О наложении дисциплинарных взысканий на ФИО1, Ларионов Д.С. , ФИО2» к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде объявления о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований пункта 3.13 должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, заместителя начальника колонии - начальника центра ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области капитана внутренней службы Ларионов Д.С. , принято решение о невыплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в месяце, следующим за месяцем наложения взыскания, а так же принято решение о понижении истцу квалификационного звания на одну ступень ниже, присвоив квалификационное звание «<данные изъяты>».
Полагая приказы УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-к и от ДД.ММ.ГГГГ №-к незаконными, в связи с нарушением порядка наложения дисциплинарного взыскания, а также в связи с тем, что объяснения, данные им в рамках проведения служебных проверок не были приняты во внимание комиссией, в то время как из его объяснений следует, что его вины в выявленных нарушениях не имеется, просил суд признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, обязать произвести выплату премии, признать незаконным пункт 5, 6, 7 приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, снижении квалификационного звания.
Истец Ларионов Д.С. в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения аналогичные, изложенным в иске.
Представители ответчика УФСИН России по Мурманской области в судебном заседании иск не признали, суду пояснили, что процедуры проведения служебных проверок соответствовали требованиям ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12.04.2012 №198. Оснований для отмены приказов не имеется. Просили в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Отношения, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, регламентируются Федеральным законом N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 26 декабря 2002 года, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе, на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта, для них установлены повышенные требования к их поведению, как в служебное, так и во внеслужебное время.
Статья 12 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусматривает, что сотрудник обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); соблюдать субординацию - обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника); поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование; беречь государственное имущество, в том числе имущество, предоставленное ему для исполнения служебных обязанностей.
Иные служебные обязанности могут возлагаться на сотрудника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности сотрудника по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе определяются должностной инструкцией
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В силу статьи 15 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года за нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
Статьёй 47 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года предусмотрено, что служебная дисциплина это соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу статьи 50 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ, на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) строгий выговор;4) предупреждение о неполном служебном соответствии;5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Согласно статье 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ, дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.
Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.
В соответствии с частью 1 статья 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на 10 рабочих дней (часть 2 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ).
Частью 3 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ установлено, что при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения дней (часть 5 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ).
Из частей 6 и 7 статьи 54 дней Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ следует, что сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки дней (часть 8 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний дней (часть 9 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ).
В целях упорядочения организации проведения служебных проверок и наложения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, Приказом ФСИН России от 12.04.2012 N 198 утверждена Инструкция об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее -Инструкция).
Пунктами 4,6 Инструкции предусмотрено, что задачами проверки являются: полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий совершения дисциплинарного проступка; подготовка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; выработка рекомендаций, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка; разработка комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
При проведении проверки должны быть установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.Из пункта 16 Инструкции следует, что проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим, информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции, в срок проведения проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности. В указанных случаях председатель комиссии вправе обратиться к должностному лицу, назначившему проверку, с рапортом о ее продлении.
Проверка может быть также продлена должностным лицом, ее назначившим, по рапорту председателя комиссии в случае не предоставления учреждениями, органами, организациями, не входящими в УИС, информации (по соответствующим запросам), имеющей непосредственное отношение к рассматриваемым в ходе проверки вопросам, но не более чем на 30 дней (пункт 19 Инструкции).
Пунктами 20-22 Инструкции установлено, что окончанием проверки является дата утверждения заключения. По окончании проверки комиссией подготавливается заключение. Заключение подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводившими проверку, и утверждается должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим.
Как следует из материалов дела, Ларионов Д.С. с сентября 2019 является заместителем начальника учреждения – начальником центра ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание коллегии УФСИН России по Мурманской области по итогам 1 полугодия 2020 года.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам проведенной коллегии, было принято решение об объявлении истцу строгого выговора по выходу из отпуска, основанием которого послужил доклад об итогах производственной деятельности за 6 месяцев 2020 года, согласно которого отмечена неудовлетворительная организация работы в ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО по улучшению производственно-хозяйственной деятельности подразделения.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ларионов Д.С. находится на службе.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным врио начальника полковником внутренней службы УФСИН России по МО А.Н. Князькиным, истец, на основании ст. ст. 50, 52 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" за нарушение служебной дисциплины, ненадлежащее исполнение требований пунктов 3.4, 3.7, 3.14 Должностной инструкции, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, а также Ларионов Д.С. лишен премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками УИС, в месяце, следующем за месяцем наложения взыскания.
Судом установлено, что начальником УФСИН России по МО утверждено Положения о Центре трудовой адаптации осужденных в ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО (далее – Положение).
Согласно п.1.3, 1.4,1.5,1.8 Положения, центр возглавляет начальник центра, а деятельность центра осуществляется в рамках приносящей доход деятельности на основе самоокупаемости, не допуская образования убытков, планирования, сочетания единоначалия и коллегиальности решения вопросов, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел.
Разделом 2 Положения установлены основные задачи центра, а разделом 3 Положения к основными функциями центра, в том числе отнесены: разработка и организация выполнения программ трудовой занятости осужденных, разработка и реализация мероприятий по созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда, планирование деятельности центра и перспектив развития с учетом необходимости создания дополнительных рабочих мест, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств.
В силу раздела 4 Положения, начальник центра осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Центра, определяет должностные обязанности подчиненных, несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач, обеспечивает подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку работников Центра, контроль за соблюдением законности, готовит заявки на вывод осужденных для работы и выполнения производственных заданий, осуществляет контроль за ходом профессиональной подготовки осужденных, присвоения разрядов, формированием рабочих бригад, осуществляет текущее руководство центром и в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы, связанные с производственной, хозяйственной и воспитательной деятельностью центра.
Согласно пунктам 3.4, 3.7, 3.13, 3.14, 3.17 Должностной инструкции Ларионов Д.С. , заместитель начальника учреждения – начальник центра ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области обязан руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной деятельностью Центра; обеспечивать необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции; отвечать за соблюдение трудовой дисциплины сотрудниками, осуществлять контроль и проверку выполнения ими функциональных обязанностей; осуществлять руководство центром трудовой адаптации осужденных, а также организует обучение и повышение квалификации работников.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что по итогам 6 месяцев 2020 года ФКУ ИК-17 УФСИН МО имеет самый низкий показатель по среднемесячной заработной плате осужденных – <данные изъяты> рубля (план – <данные изъяты> рубль), самую низкую норму выработки – 20,83% (план 70%), невыполнение плановых показателей по линии производства, не привлекает осужденных на швейный участок в две рабочие смены, а также превышен показатель Плана на 2 полугодие 2020 года по уровню кредиторской задолженности – <данные изъяты> млн.руб., при плане в <данные изъяты> млн.руб..
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, учитывая персональную ответственность истца за выполнение возложенных на центр задач, суд приходит к выводу, что указанные нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения капитаном внутренней службы Ларионов Д.С. требований пунктов 3.4, 3.7, 3.14 должностной инструкции заместителя начальника учреждения – начальника центра ФКУ ИК-17 УФСИН МО в части осуществления руководства производственно-хозяйственной деятельностью центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-17 УФСИН МО, обеспечения повышения эффективности производства и производительности труда.
Из материалов дела следует, что у истца до привлечения его к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ истребованы письменные объяснения, которые учтены руководителем при определении вида дисциплинарного наказания.
В соответствии с листом ознакомления с приказами УФСИН России по Мурманской области, Ларионов Д.С. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 (ред. от 07.09.2018) утвержден Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2013 N 28865)
В силу п. 5 Порядка, на основании приказа руководителя учреждения или органа УИС о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде "строгий выговор", "предупреждение о неполном служебном соответствии", "понижение в должности" и "снижение в специальном звании на одну ступень" премия не выплачивается в месяце, следующем за месяцем наложения взыскания.
Проанализировав представленные доказательства, суд не находит оснований для признания незаконным и отмене приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он издан уполномоченным лицом, процедура и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены, ознакомление с приказом также проведено надлежащим образом, учтены взыскания и поощрения истца.
Относительно требований истца о признании незаконными пунктов 5, 6, 7 приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, снижении квалификационного звания, суд учитывает следующее.
Приказом начальника УФСИН России по Мурманской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ капитан внутренней службы Ларионов Д.С. , заместитель начальника учреждения – начальник центра ФКУ ИК-17 УФСИН МО, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде объявления о неполном служебном соответствии занимаемой должности, за ненадлежащее исполнении п. 3.13 должностной инструкции, в части отсутствия должного контроля и проверки выполнения подчиненными сотрудниками функциональных обязанностей, Ларионов Д.С. лишен премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками УИС, в месяце, следующем за месяцем наложения взыскания, снижено квалификационное звание на одну ступень, присвоено квалификационное звание «<данные изъяты>».
Основанием для издания приказа о привлечении Ларионов Д.С. к дисциплинарной ответственности послужило заключение служебной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное начальником УФСИН России по Мурманской области Тарасовым Д.А.
Поводом к проведению служебной проверки стали: докладная записка главного экономиста УФСИН России по Мурманской области, приказ УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии и проведении служебной проверки», подписанный начальником УФСИН России по Мурманской области Д.А. Тарасовым, по факту проведенного анализа по начислению заработной платы осужденным за июнь месяц 2020 года в ФКУ ИК-16 УФСИН, ФКУ ИК-17 УФСИН, ФКУ ИК-18 УФСИН, ФКУ ИК-23 УФСИН.
В ходе проверки установлено, что на основании докладной записки главного экономиста УФСИН, полковника внутренней службы ФИО3, о проведении анализа начисления заработной платы осужденных за июнь 2020 года, работающих в ЦТАО, выявлено, что заработная плата начислялась в подразделениях области на основании представленных в бухгалтерию учреждений нарядов на сдельную работу, табелей учета рабочего времени, составленных и утвержденных сотрудниками ЦТАО УФСИН.
В ходе проведения проверки начисления и выплаты заработной платы осужденным ФКУ ИК-17 были изучены следующие документы: платежные ведомости выплаты заработной платы осужденных ЦТАО за июнь 2020 года, наряды на сдельную работу по всем производственным участкам, журналы выдачи сменных заданий, должностные инструкции сотрудников ЦТАО.
Так, в июне 2020 года на швейном участке ЦТАО ФКУ ИК-17 отработало 53 человека, начисление и выплата заработной платы составило 153 242, 85 рублей.
Согласно представленным нарядам на сдельную работу осужденных швейного участка, выявлено, что из 53 человек наибольшая выработка закрыта на 2 человек. Так, согласно наряду на сдельную работу, в июне 2020 года на осужденных ФИО4 и ФИО5 (исполнительных документов не имеет) закрыто изготовление 192,6 комплектов костюма зимнего мужского маскирующей расцветки.
Изготовление 1 костюма зимнего на потоке согласно технологической норме составляет 7,8366 часа, соответственно в сутки может быть изготовлен в среднем 1 костюм. Таким образом, 96,3 комплектов костюма зимнего может быть реально изготовлено одним осужденным за 113 рабочих дней.
Начисление заработной платы согласно наряду и своду начислений, удержаний и выплат составило за июнь 2020 года 55 505, 58 рублей на каждого. Соответственно, на одного осужденного пришлось изготовление 96,3 комплектов костюмов за 754,67 часа. Отметка о выдаче и исполнении задания по пошиву костюмов зимних мужских маскирующей расцветки данными осужденным в количестве 192,6 комплектов и подтверждением отработки в журнале учета сменных заданий швейного участка отсутствует.
При проверке нарядов на сдельную работу за июнь 2020 года выявлены факты закрытия 2 нарядов на пошив костюма зимнего мужского маскирующей расцветки в количестве 0,05 шт. на осужденных ФИО6, ФИО7 (заработная плата согласно свода начислений, удержаний, выплат составила по <данные изъяты> рублей на каждого), 1 наряда на пошив костюма зимнего мужского маскирующей расцветки в количестве 0,1 шт. на осужденных ФИО8, ФИО9, ФИО10 (заработная ФИО8, ФИО10 составила - <данные изъяты> рублей каждому, ФИО9 - <данные изъяты> рублей.), также 1 наряда на пошив костюма зимнего мужского в количестве 0,1 шт. на осужденного ФИО11 (заработная плата составила <данные изъяты> рублей).
Отметка о выдаче и исполнении задания по пошиву костюмов зимних мужских маскирующей расцветки данными осужденным в количестве 0,05-0,1 шт. и подтверждением отработки в журнале учета сменных заданий швейного участка отсутствует.
Остальные четыре наряда на сдельную работу осужденных швейного участка (пошив костюмов зимних мужских маскирующей расцветки - 17 комплектов, костюмов зимних женских маскирующей расцветки - 35 комплектов) закрыты на 45 человек, начисление заработной платы которым составило от <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей на одного человека.
Журналы выдачи сменных заданий неустановленного образца, ведутся неежедневно, задания доводятся на бригаду без указания объёма работ, подведение итогов за рабочую смену не проводится.
В июне 2020 года на деревообрабатывающем участке ЦТАО ФКУ ИК-17 отработало 59 человек, начисление и выплата заработной платы составила <данные изъяты> рублей.
Согласно представленным к проверке нарядам деревообрабатывающего участка, выявлено, что из 6 человек участка колонии-поселения (далее — УКП), привлеченных к труду на работы по изготовлению дров разделанных в виде поленьев всех пород (далее - дров), наибольшая выработка закрыта на осужденного ФИО12, не имеющего исполнительных документов.
Так, согласно наряду на сдельную работу, осужденным ФИО12 в июне было изготовлено 149 м3 дров. Изготовление 1 м3 дров согласно технологической норме составляет 2,36 часа, соответственно за 1 рабочий день может быть изготовлено в среднем до 3 м3. Таким образом, 149 м3 дров одним осужденным может быть изготовлено за 53 рабочих дня. Начисление заработной платы данному осужденному согласно наряду и своду начислений, удержаний и выплат составило за июнь 2020 года <данные изъяты>.
Остальные три наряда на сдельную работу по разделыванию дров в количестве 12,36 м3 закрыты на 5 осужденных, начисление заработной платы которым составило от 17, 36 рублей до <данные изъяты> рублей на одного человека. Кроме того, 3 человека имеют непогашенные исполнительные документы.
Расчет пооперационной нормы времени на изготовление дров, обосновывающий начисление и выплату заработной платы не представлен. Журнал выдачи сменных заданий неустановленного образца, ведется неежедневно, задания доводятся на бригаду с указанием общего объёма работ, подведение итогов за рабочую смену не проводится.
В июне 2020 года на участке по переработке рыбного сырья УКП ЦТАО ФКУ ИК-17 отработало 13 человек, начисление и выплата заработной платы составила <данные изъяты> рублей.
Согласно представленным к проверке нарядам, выявлено, что из 13 человек, привлеченных к труду на работах по переработке рыбного сырья, наибольшая выработка закрыта на 2 осужденных - ФИО13 и ФИО14, не имеющих исполнительных документов.
Так, согласно наряду на сдельную работу, в июне 2020 года данными осужденными переработано 24,5 тонн рыбного сырья за 318 часов. Согласно наряду на сдельную работу, табелю учета рабочего времени и своду начислений, удержаний и выплат, начисление заработной платы за июнь 2020 года составило по <данные изъяты> на каждого осужденного за 318 часов, из чего следует, что одним осужденным переработано 12,25 тонн за 159 часов. Переработка 1 тонны рыбного сырья на потоке, согласно пооперационной норме времени, составляет 67,66 часа,
Таким образом, 12,25 тонн рыбного сырья может быть реально переработано 1 осужденным за 119 рабочих дней.
В свою очередь, отметка о выдаче задания по переработке рыбного сырья данными осужденным в количестве 24,5 тонн и подтверждением отработки в журнале выдачи сменных заданий отсутствует.
Оставшийся объём по переработке рыбного сырья в количестве 2,49 тонн закрыт на 10 осужденных, начисление заработной платы которым составило от <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей на одного человека.
Кроме того, 4 человека имеют непогашенные исполнительные документы.
Согласно представленным нарядам на сдельную работу за июль 2020 года имеют место аналогичные факты закрытия нарядов и выплаты заработной платы осужденным рыбного цеха.
Рабочим кулинарного, кондитерского цеха, механического участка, участка автоуслуг, заработная начислялась по фактическому объёму выполненных работ. Рабочим, привлеченным к труду с повременной оплатой труда на участках швейного производства, деревообработки, механического участка, магазина учреждения, подбору персонала заработная плата начислена в пределах МРОТ, согласно фактически отработанному времени.
В своем объяснении, заместитель начальника ФКУ ИК-17 - начальник ЦТАО, капитан внутренней службы Ларионов Д.С. . Д.С., по всем фактам служебной проверки поясняет, что все наряды на сдельную оплату труда были оформлены и утверждены согласно фактически выполненной работе осужденными за период времени, отраженный в табеле учета рабочего времени.
Проанализировав собранные материалы и полученные объяснения, комиссия пришла к выводу о том, что ненадлежащее оформление первичных документов по учету рабочего времени, выработки, не надлежащее ведение журналов выдачи сменных заданий работникам из числа осужденных, стало возможным в результате отсутствия у начальника ЦТАО ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, капитана внутренней службы Ларионов Д.С. должного контроля и проверки выполнения подчиненными сотрудниками функциональных обязанностей, то есть в связи с ненадлежащим исполнением п. 3.13 должностной инструкции.
Согласно листу ознакомления, с заключением служебной проверки УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Ларионов Д.С. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении настоящего дела нарушений порядка и срока проведения служебной проверки не установлено.
По делу установлено, что приказ о проведении служебной проверки издан ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН России по Мурманской области.
Заключение по результатам служебной проверки утверждено начальником УФСИН России по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ.
Решение о проведении служебной проверки и утверждение Заключения по результатам служебной проверки произведено компетентным должностным лицом - начальником УФСИН России по Мурманской области в соответствии с его полномочиями.
В срок проведения служебной проверки не включался период нахождения Ларионов Д.С. в очередном отпуске.
В результате служебной проверки установлено, что допущенные нарушения в части оформления первичных документов по учету выполняемой сдельной работы осужденными, трудоустроенными в центрах трудовой адаптации осужденных, свидетельствуют об отсутствии должного контроля и проверки выполнения подчиненными сотрудниками функциональных обязанностей со стороны заместителя начальника учреждения - начальник ЦТАО ФКУ ИК-17 УФСИН, капитана внутренней службы Ларионов Д.С. .
Выводы заключения служебной проверки основаны на докладной записке главного экономиста УФСИН России по Мурманской области.
Учитывая полученную в ходе служебной проверки информацию, сопоставив ее с положениями нормативных и правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, организацию деятельности сотрудников УФСИН России по Мурманской области, было достоверно установлено и документально подтверждено, что заместителем начальника учреждения - начальник ЦТАО ФКУ ИК-17 УФСИН Ларионов Д.С. нарушены требования должностной инструкции, а именно пункта 3.13 должностной инструкции, согласно которому заместитель начальника учреждения - начальник центра ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области обязан отвечать за соблюдение трудовой дисциплины подчиненными сотрудниками, осуществлять контроль и проверку выполнения ими функциональных обязанностей.
Как следует из материалов дела, с приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Ларионов Д.С. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Из служебной карточки Ларионов Д.С. следует, что за период службы он поощрялся 8 раз, 10 раз на него было наложено дисциплинарное взыскание.
На момент проведения служебной проверки Ларионов Д.С. имел 4 действующих взыскания: 2 выговора и 2 строгих выговора.
Таким образом, анализируя все представленные по делу доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об отмене пунктов приказа о применении дисциплинарного взыскания, поскольку согласно статье 52 Федерального закона N 197-ФЗ, дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Таким образом, к компетенции суда не относится разрешение вопроса о применении или не применении дисциплинарного взыскания по результатам служебной проверки, его виде. Указанные вопросы отнесены к компетенции должностных лиц в соответствии с Федеральным законом N 197-ФЗ.
К компетенции суда отнесен вопрос о разрешении индивидуального трудового спора о признании незаконным и отмене уже наложенного надлежащим должностным лицом дисциплинарного взыскания.
За нарушение указанных норм действующего законодательства приказами УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-к и от ДД.ММ.ГГГГ №-к на капитана внутренней службы Ларионов Д.С. наложены дисциплинарные взыскания, однако истец продолжает службу, не уволен.
Также суд учитывает, что Приказом Минюста России от 06.03.2020 N 36 утвержден Порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, имеющих квалификационные звания (Зарегистрирован в Минюсте России 13.03.2020 N 57738).
Пунктом 12, указанного выше Порядка, предусмотрено, что квалификационное звание сотрудника снижается на одну ступень, в том числе при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные юридически значимые доказательства, а также принимая во внимание, что заключение служебной проверки не признано незаконным, суд приходит к выводу, что дисциплинарные взыскания применены к истцу в установленном законом порядке, с соблюдением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, компетентным должностным лицом, с учетом тяжести этих проступков и обстоятельств, при которых они были совершены, а также предшествующего поведения сотрудника, его отношения к службе, поощрений и взысканий.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ларионов Д.С. к УФСИН России по Мурманской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, обязании произвести выплату премии, признании незаконным в части приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности и невыплате премии, снижении квалификационного звания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ж.А. Свиридова