Гражданское дело № 2-58/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2019 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Телемишева Э.И.,
при секретаре Акманбетовой З.А.,
с участием истца в лице заместителя прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т.,
представителя ответчика администрации МО СП «село Кунбатар» в лице заместителя главы Куванаева М.М., представителя ответчика Шабагатовой С.Б. по доверенности Шабагатова З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58/2019 по иску заместителя прокурора Ногайского района Республики Дагестан Дильманбетова А.Т. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «село Кунбатар», Шабагатовой ФИО11 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ногайского района РД ФИО6 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>», ФИО2 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
В судебном заседании заместитель прокурора Ногайского района РД ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме, по существу дела показал, что прокуратурой района в администрации МО СП «<адрес>» проведена проверка исполнения земельного законодательства при заключении договоров аренды земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Установлено, что администрацией МО СП «<адрес>» <адрес> РД ДД.ММ.ГГГГ в газете «Шоьл Тавысы» №(8691) был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в собственности администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан. Согласно протоколу об итогах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ комиссия МО СП «<адрес>» по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, выставленных на аукцион, лот №, признала аукцион не состоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок общей площадью 63 га с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33, расположенного в <адрес>, поступила одна заявка и единственным участником аукциона признан ФИО2. Исследовав материалы проведенного аукциона, прокуратурой района установлено, что нарушены требования ч. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 17.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О защите конкуренции» о том, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенном Правительством РФ, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесения изменений в некоторые акты Правительства РФ» определен сайт www.torgi.gov.ruв качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения, в том числе информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Между тем, как установлено при проведении проверки, администрацией МО СП «<адрес>» извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков на официальном сайте www.torgi.gov.ru не было опубликовано. Кроме того, в соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка. Из опубликованного извещения видно, что проект договора аренды земельного участка также не приложен. Администрация МО СП «<адрес>», не указав в извещении о проведении аукциона от ДД.ММ.ГГГГ указанные выше пункты, отступила от принципов прозрачности и публичности при продаже права на заключение аренды земельного участка на торгах, что повлекло за собой нарушение земельного и антимонопольного законодательства. Указанные нарушения противоречат также требованиям ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят, или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Действующее законодательство и нормативные правовые акты о проведении торгов обязывают организатора торгов посредством публикации довести соответствующую информацию до неограниченного круга возможных участников. Действия администрации МО СП «<адрес>» по отсутствию указаний в информационном сообщении полных сведений о земельном участке, выставленном на продажу, противоречат требованиям Земельного кодекса РФ, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, при проведении аукциона ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33, расположенного в <адрес> общей площадью 63 га администрация МО СП «<адрес>» совершила действия, противоречащие ч.ч. 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О защите конкуренции», которые привели к последствиям ограничения, недопущения и устранения конкуренции и создали преимущественные условия участия в проводимых торгах. <адрес> пришла к выводу, что в действиях администрации МО СП «<адрес>» содержатся признаки нарушения норм земельного законодательства, а также части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О защите конкуренции». В связи с изложенным заключенный договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ между главой администрации МО СП «<адрес>» ФИО8 и ФИО2 на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ является ничтожным, поскольку сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. В результате нарушения требований вышеуказанных законов при составлении извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение аренды земельного участка администрация МО СП «<адрес>» ограничила круг потенциальных претендентов на приобретение земельного участка, в связи с чем договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит признанию недействительным. Обращаясь с исковым заявлением, прокуратура района просит применить последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного по результатам проведенного вышеуказанного аукциона между главой администрации МО СП «<адрес>» и ФИО2 Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в искоренении причин и условий, порождающих несоблюдение установленного в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации принципа недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина во вред интересам других лиц. Отсутствие в извещении сведений, прямо предусмотренных законом и нормативным правовым актом в области проведения аукциона, является существенным нарушением интересов неопределенного круга лиц, так как лишает потенциальных граждан возможности принять участие в аукционе. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенный между главой администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» и ФИО2 недействительным; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права аренды ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33 площадью 63 га; применить последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и судебные расходы отнести на ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика заместитель главы МО СП «<адрес>» ФИО7 исковые требования прокурора <адрес> не признал, по существу дела пояснил, что работает заместителем главы администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>». Постановлением главы администрации МО «<адрес>» было принято решение о выставлении земельных участков на аукцион с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33 площадью 63 га. Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков было опубликовано в газете «Шоьл Тавысы» от ДД.ММ.ГГГГ. После истечения 30 дней со дня опубликования был проведен аукцион, где ФИО2 числилась единственной участницей. Этим земельным участком пользовался ранее покойный муж ФИО10. Она арендует данный земельный участок после развала совхоза «Кунбатарский», всегда исправно выплачивает арендную плату. В связи с этим, единогласным решением комиссии признали ее победительницей аукциона и этот земельный участок был выделен ей в долгосрочную аренду сроком на 10 лет. В этом году была проведена проверка Управлением Росреестра, где выяснилось, что извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков они должны были опубликовать на сайте www.torgi.gov.ru. В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора просил суд отказать.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признал, по существу пояснил, что ФИО2 приходится ему матерью. Всеми вопросами матери он занимался вместе с ней. Увидев объявление в газете «Шоьл Тавысы» об объявлении конкурса на передачу в долгосрочную аренду земельного участка - богарной пашни общей площадью 63 га, они решили участвовать в аукционе. Подали необходимые документы для участия. Так как его мать являлась единственным участником, то право аренды заключили с ней. Стоимость права аренды его мать - ФИО2, также оплатила. О том, что нужно было публиковать на сайте www.torgi.gov.ru. извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, они не знал. В данное время он понимаю, что было нарушение законодательства, но это нарушение случилось не по их вине. В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора просил суд отказать.
Суд, изучив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные материалы дела, а именно: акт проверки Управления Росреестра по РД муниципального образования сельского поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ; вырезку газеты «Голос степи» № (8691) от ДД.ММ.ГГГГ; заявку на участие в аукционе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе №/а от ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания аукционной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ; договор аренды № земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи арендуемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; постановление главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД «О предоставлении в аренду земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции» от ДД.ММ.ГГГГ №; приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные федеральным законом. Предметом спора являются неимущественные права граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержат во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене
Пунктом 9 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 164-ФЗ) установлено, что извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Требования к извещению или сообщению о проведении аукциона, предусмотрены п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 808, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Изучением материалов дела установлено, что администрацией муниципального образования «<адрес>» был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельных участков на 10 лет, находящихся в собственности администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД, о чем в республиканской общественно-политической газете «Голос степи» от ДД.ММ.ГГГГ дано объявление.
Согласно протоколу об итогах аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ аукционная комиссия муниципального образования по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, выставленного на аукцион, регистрационный номер предмета торгов №, признала аукцион не состоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок, общей площадью 63 га, с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33 с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, находящийся на территории муниципального образования сельское поселение «<адрес>» <адрес> РД в <адрес> РД поступила одна заявка и единственным участником аукциона признана ФИО2, аукционная комиссия рекомендует заключить договор аренды с ФИО2 по цене 11 466 рублей, предложенной ею за право заключения договора аренды.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанный участок, относящийся к категории земель – пастбища «земли сельскохозяйственного назначения», передан ФИО2 для использования в целях сельскохозяйственного производства, общей площадью 63 га, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка.
В соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В силу п.п. 21 и 22 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен сайт www.torgi.gov.ru в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено судом, в нарушение требований п.9 ст.38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации ответчиком в сети «Интернет» не размещено.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно протокола аукционной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33, площадью 63 га, ФИО2 оказалась единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе и в связи с отсутствием других участников, подавших заявку на участие в аукционе, решением аукционной комиссии рекомендовано заключить договор аренды спорного земельного участка с ФИО2
В соответствии с ч.20 ст.39.12 ЗК РФ, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Администрацией МО СП «<адрес>» <адрес> в лице главы администрации ФИО8 договор аренды спорного земельного участка с ФИО2 заключен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее, чем через 10 дней после проведения аукциона.
Указанное обстоятельство повлекло за собой нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Данное нарушение привело к ограничению числа потенциальных претендентов на приобретение прав на спорный участок и нарушению интересов муниципального образования, заинтересованного в привлечении большего количества претендентов на получение права аренды.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО СП «<адрес>» РД, в лице главы администрации МО СП «<адрес>» РД ФИО8 и ФИО2 является ничтожным, поскольку заключение договора с нарушением требований закона, повлекло нарушение принципа публичности и прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу части 2 указанной статьи, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 9 п. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
Так согласно акту приема-передачи арендуемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приняла в аренду земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью 63 га, расположенный в границах муниципального образования «<адрес>» на территории МО СП «<адрес>», относящийся к категории земель – пастбища «земли сельскохозяйственного назначения», для использования в целях сельскохозяйственного производства.
Совокупность доказательств, представленных истцом в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ, оцененные с учетом ст.67 ГПК РФ, суд находит достаточными для вывода обоснованности требований истца.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворены в полном объеме, а ответчик - орган местного самоуправления в соответствии с ч.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты судебных расходов, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 (трёхсот) рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.34 Земельного кодекса РФ, ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО6 удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенный между главой администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» ФИО8 и ФИО2 недействительным.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации права аренды ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33 площадью 63 га.
Применить последствия недействительности сделки к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, обязав ФИО2 возвратить, а администрацию МО СП «<адрес>» принять земельный участок с кадастровым номером 05:03:000005:1432/33, площадью 63 га из категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей в доход федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его провозглашения.
Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.
Председательствующий
судья Э.И. Телемишев