Гражданское дело №2-54/2023
УИД: 66RS0057-01-2022-005500-25
Решение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2023 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Жерновниковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Братановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество - скотомогильники,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Талицкого района Свердловской области обратился в суд с вышеприведенным иском.
Свои требования он обосновал тем, что Прокуратурой Талицкого района в соответствии с поручением прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы).
Проверкой установлено, что на территории Талицкого городского округа расположены бесхозяйные скотомогильники, состояние которых не отвечает ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).
1. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, п. Комсомольский, географические координаты: № (территория огорожена глухим деревянным забором высотой 2 метра, имеются двустворчатые ворота с навесным замком и табличкой «скотомогильник», вокруг канава шириной 80 см., глубиной 1 метр. Подъезд к скотомогильнику свободный. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется);
2. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Буткино-Озеро, географические координаты: № (территория обследуемого участка заросла травой, мелким кустарником малины, ивы). Имеется сгнивший деревянный забор, длиной и шириной примерно 10 м. Деревянный навес покрытый шифером над ямой обрушился, яма завалена. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется);
2. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Верхний-Катарач, географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория объекта заросли травой, кустарником ивы, ограждения отсутствуют). Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
3. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Трехозерная, географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория скотомогильника заросли высокой травой, ограждения отсутствуют). Скотомогильник оканавлен по всему периметру участка, ширина траншеи 0,7 м., глубина 0,5 м., длина 25 м.. В центре объекта яма прямоугольной формы, накрытая деревянной крышкой без замка, с обвалившимися краями, заросшая травой, ширина примерно 2 м., длина примерно 3 м. Над ней имеется деревянный навес, с покрытой шифером крышей, длина примерно 3 м., ширина примерно 2,5 м., высота примерно 2 м. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
4. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Пеньки, д. Чернова, географические координаты: № (подъездная дорога грунтовая; территория скотомогильника заросла травой, кустарником ивы, осины, без каких-либо элементов и конструкций ограждения). Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
5. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Смолинское, географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория скотомогильника заросли травой, кустарником черемухи, осины, без каких- либо элементов и конструкций ограждения). Яма, заросшая травой, шириной примерно 3 м., длиной 3 м., края ямы обвалились. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
6. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Бутка (район Палатки), географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория скотомогильника заросли травой, мелким кустарником ивы, осины, малины). Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
7. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Горскина, географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога заросла травой, по периметру участка имеется траншея, заросшая травой, с обвалившимися краями, длиной примерно 30 м., шириной примерно 0,7 м., глубина примерно 1 м). В центре скотомогильника находится яма, длина примерно 3 м., ширина примерно 3 м. Стенки ямы обвалились, заросли травой, деревянная крышка над ней сгнила и провалилась. Территория скотомогильника не огорожена, заросла высокой травой, мелким кустарником. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
8. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Казаковское, географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория скотомогильника заросли травой, мелким кустарником ивы, малины, имеются деревянные столбы и сгнившие деревянные доски от изгороди, длиной примерно 30 м., шириной примерно 20 м.). Участок не оканавлен. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
9. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Басмановское, географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория скотомогильника заросли травой, зарослями малины, кустарником ивы.) По периметру участка имеется траншея, с обвалившимися краями, заросшая травой. Длина траншеи примерно 20 м., ширина примерно 0,7 м., глубина примерно 1 м. В центре скотомогильника вкопана металлическая емкость примерно 9 куб. м., из земли видна ее металлическая горловина, закрытая деревянной крышкой. На ней, обрушившийся деревянный навес шириной и длиной примерно 20 м. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
10. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Бутка (район Зарека), географические координаты: № (подъездная грунтовая дорога и территория скотомогильника заросли травой, мелким кустарником ивы, малины). По всему периметру обследуемого участка имеется траншея, с обвалившимися краями, также заросшая высокой травой. Глубина траншеи примерно 1 м., ширина примерно 0,7 м. На участке остались сгнившие деревянные доски от ограждения. Яма находится в центре скотомогильника, длина примерно 4 м., ширина примерно 3 м., ее края обвалились, заросли травой. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
11. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Мохирева, географические координаты: №. (деревянное ограждение разрушено, столбы сгнили и упали). Территория скотомогильника заросла высокой травой, мелким кустарником ивы, малины, ольхи. В центре территории находятся остатки, сгнившего, упавшего деревянного навеса размером примерно 1,5*2,5 м., накрывающего деревянную горловину размером 1*1 м., внутри горловины виднеется отверстие металлической емкости, скрытой под землей. Биологических отходов не наблюдается. По периметру участка имеется, заросшая, с обвалившимися краями траншея, глубиной примерно 0,7 м. и шириной примерно 1 м. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
12. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Мохирева, географические координаты: №деревянное ограждение разрушено, столбы сгнили и упали). Территория скотомогильника заросла высокой травой, мелким кустарником ивы, малины, ольхи. В центре территории находятся остатки, упавшего деревянного навеса размером примерно 1,5*2,5 м., накрывающего собой деревянную горловину размером 1*1 м., внутри горловины виднеется отверстие металлической емкости, скрытой под землей. Биологических отходов не наблюдается. По периметру участка имеется траншея, с обвалившимися краями, заросшая травой. Ее, глубина примерно 0,7 м., ширина примерно 1 м. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
13. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Журавлева, географические координаты: №Е (территория скотомогильника заросла травой, кустарниками и деревьями). По периметру имеются остатки сгнивших деревянных жердей от старого ограждения. На участке имеется земляной холм, длиной около 3 м., высотой примерно 1 м. Признаков захоронения не имеется. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
14. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Чупино, географические координаты не определены примерно в 1 км. на юго-запад от д. Чупино и примерно 0,6 км. от автотрассы Екатеринбург-Тюмень. В 100 метрах восточнее от объекта проходит грунтовая дорога, ведущая от автотрассы к железной дороге, от этой дороги к объекту ведет просека ЛЭП, заросшая мелким кустарником. Площадь земельного участка составляет примерно 120 шагов в ширину и 100 шагов в длину. Участок заброшен и зарос травой, видны остатки деревянных столбов, вдоль остатков забора с внутренней стороны проходит траншея шириной примерно 60 см. и глубиной примерно 30 см., также заросшая травой. На территории имеются остатки деревянного навеса размером примерно 3 м. на 5 м., крыша навеса разрушена. Под ним расположена металлическая емкость, вкопанная в землю, закрытая металлическим люком. Признаков захоронения не имеется. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
15. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Елань, географические координаты № Скотомогильник расположен в чаще лесного массива, примернов 3 км. юго-западее с. Елань. К участку ведет старая труднопроходимая лесная дорога. Признаков захоронения не имеется, ограждения полностью отсутствует, территория заросла травой, кустарниками и деревьями. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
16. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Черемухова, Пановская управа Талицкого городского округа, географические координаты № Скотомогильник расположен в северо-восточном направлении от д. Черемухова примерно 650 м. за плотиной через реку Черемшанка на территории бывшей животноводческой фермы отделения № 4 бывшего совхоза «Пановский». Территория объекта заросла травой и кустарником, без каких - либо видимых элементов ограждения. На земле лежит несколько домок от деревянного навеса. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
17. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Балаир Талицкого района, географические координаты №. Скотомогильник расположен на юго-западе опушки леса, примерно в 2000 м. от д. Балаир. Территория огорожена глухим деревянным забором, высотой 2 м., с въездными воротами и табличкой с надписью «скотомогильник». Вдоль внутреннего периметра выкопана траншея, глубиной примерно 0,8 - 1 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройствами вала из вынутого грунта. Над ямой скотомогильника на высоте 2,5 м. сделан навес длиной примерно 6 м. и шириной примерно 3 м., под навесом вкопана металлическая емкость, закрываемая железной крышкой с навесным замком. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
18. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Завьяловское Завьяловской управы Талицкого городского округа, географические координаты № Скотомогильник расположен приблизительно в 2 км., в северном направлении от с. Завьяловское и примерно в 1,5 км. к западу от асфальтированной дороги Талица - Ирбит. Территория заросла травой и кустарником. Видна часть осыпавшейся и заросшей травой канавы. Деревянные части ограждения сгнили и лежат на земле. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
19. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Куяровское Куяровской управы Талицкого городского округа, географические координаты № Скотомогильник расположен приблизительно в 100 м. севернее животноводческих корпусов бывшей Куяровской МТФ, примерно в 300 м. к югу от железной дороги. От корпусов бывшей Куяровской МТФ к нему ведет старая грунтовая дорога. Территория заросла травой, кустарником, без элементов ограждения, которые сгнили и лежат на земле. Оградительных ям и траншей не имеется. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
20. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Темная Куяровской управы Талицкого городского округа, географические координаты №. Объект расположен примерно в 2 км. на запад от д. Темная, в 20 шагах на север от грунтовой дороги, ведущей в д. Пульникова Пышминского района. Территория заросла травой с остатками деревянных конструкций ограждения (имеются полусгнившие столбы и остатки жердей). В центре участка находится обвалившаяся яма с остатками деревянных перекрытий. По внутреннему периметру участка проходит канава шириной около 50 см. и глубиной примерно 50 см., заросшая травой. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
21. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Упорова, географические координаты №. Скотомогильник расположен примерно 1 км. на северо - запад от д. Упорова, в лесном массиве. Его территория и, ведущая к нему подъездная грунтовая дорога заросли травой, мелким кустарником малины и ольхи. Ограждений нет. По периметру участка ранее была траншея, которая заросла травой, ее края со временем обвалились. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
22. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Панова, географические координаты № Скотомогильник расположен примерно в 2 км., от д. Панова на север, с левой стороны от дороги, ведущей в д. Москвино, примерно 150 м. вглубь леса. Подъездные пути отсутствуют. Территория участка заросла травой, кустарниками и деревьями. В глубине участка расположены остатки обвалившего навеса. Ограждения сгнили и лежат на земле. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильник не осуществляется. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
23. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Нижний - Катарач, географические координаты №. Скотомогильник расположен примерно в 1,1 км., на юго-запад от д. Н-Катарач, 400 м. от дороги с. Бутка-Н-Катарач в лесном березовом колке. Подъездная грунтовая дорога заросла травой. Территория участка частично огорожена старым деревянным забором, высотой примерно 2 м., длиной примерно 20 м., деревянные доски, столбики от забора сгнили и упали. Территория оканавлена по периметру. Края канавы, длиной примерно 20 м., шириной примерно 0,7 м., глубиной примерно 0,5 м., обвалились и заросли высокой травой. В центре участка, сгнивший, обрушившийся деревянный навес, длиной примерно 3,5 м., шириной примерно 2 м. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
24. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Луговая, Горбуновская управа Талицкого городского округа, географические координаты N57°№ Земельный участок расположен примерно в 400-500 м. на юго-восток от МТФ Луговой СПК «8 Марта» и примерно в 800 м. от д. Луговой, в поле у кромки соснового леса. Территория огорожена деревянным глухим забором высотой около 2 м. Имеющиеся деревянные двустворчатые ворота закрыты и заколочены. Территория заросла травой и высоким (выше 2 м. высотой) плотным кустарником. Примерно в центре участка видна крыша и часть старого деревянного навеса, обшитого досками с трех сторон. Возможность входа на территорию отсутствует. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
25. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Калиновка, географические координаты: №. Расположен примерно 1 км., на северо-запад в лесном березовом массиве от д. Калиновка. Подъездные грунтовые дороги заросли травой; территория заросла травой, мелким кустарником ольхи, ивы, малины, нет деревянных ограждений. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
26. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Новая, географические координаты: №. Расположен примерно 1,5 км., на юго-запад в березовом лесу от д. Новая. Подъездная грунтовая дорога и территория заросли высокой травой, мелким кустарником ивы. Каких - либо деревянных ограждений нет. В центре скотомогильника яма, заросшая травой, шириной примерно 2 м., длиной примерно 3 м. Стенки ямы обвалились. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
27. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, д. Новая (Вихляева), географические координаты: № Расположен примерно 1 км. на северо-запад от д. Новая (Вихляева) в березовом лесу. Подъездная грунтовая дорога и территория заросли высокой травой, мелким кустарником ивы, малины. Ограждений нет. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
28. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Беляковское, Мохиревская управа Талицкого городского округа, географические координаты: № Расположен на необрабатываемом поле, на расстоянии около 600 м. на северо-восток от с. Беляковское, примерно в 60 м. слева от грунтовой дороги, ведущей к территории бывшей фермы. Площадь земельного участка примерно 200 кв. м. Территория участка не огорожена, заросла высокой травой и мелким кустарником. На ней сохранилось несколько обгоревших деревянных столбов от забора. По периметру участка имеется, заросшая травой траншея, с обвалившимся краями, глубиной примерно 0,8 м., шириной примерно 0,8 м. В центре участка обвалившаяся, заросшая травой земляная яма, размером примерно 1,5 м. на 1,5 м. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
30. Скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Талицкий район, с. Сосновка, Пионерская управа Талицкого городского округа, географические координаты: № Объект не используется, расположен на расстоянии около 1км. на северо-восток от д. Сосновка. Его местоположение трудно определить, так как это лишь небольшое, заросшее травой и кустарником возвышение, окруженное канавой, которая осыпалась, заросла травой и почти не видна. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется;
Выявленные проверкой нарушения, в том числе бесхозяйность скотомогильников, подтверждаются актами обследований, проведенными ГБУ СО «Талицкая ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных».
Проверкой установлено, что основной причиной нахождения указанных скотомогильников в неудовлетворительном состоянии является их бесхозяйность. Отсутствие собственника у данных скотомогильников создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайной ситуации.
В целях устранения имеющихся нарушений, создающих угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде, вышеуказанные скотомогильники, в соответствии с положениями: ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ; ст. 72 Конституции РФ; ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 49, 49.1, 49.2 п. 2 ст. 26.3 Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат принятию в собственность Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов являются полномочиями федеральных и региональных органов государственной власти.
Для осуществления перечисленных полномочий согласно п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено.
В Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2004 № 312-ПП полномочиями по принятию решений о приобретении в государственную казну Свердловской области имущества обладает Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, обязанность по принятию бесхозяйных скотомогильников в собственность Свердловской области должна быть, возложена на полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Используя предоставленные законом полномочия, прокуратур Талицкого района, ссылаясь на положения ст.ст. 3, 22, 45, 131, 132, 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку бесхозность имеющихся в Талицком районе скотомогильников привела к их неудовлетворительному состоянию, которое создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде и просит (с учетом уточненных исковых требований) обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество скотомогильники, расположенные на территории Талицкого района Свердловской области в следующих населенных пунктах:
1. п. Комсомольский, географические координаты: №;
2. д. Буткино-Озеро, географические координаты: №;
3. с. Катарач, географические координаты: №;
4. д. Трёхозёрная, географические координаты: №
5. с. Пеньки, д. Чернова, географические координаты: №;
6. с. Смолинское, географические координаты: №;
7. с. Бутка (район Палатки), географические координаты: №;
8. с. Горскино, географические координаты: №;
9. с. Казаковское, географические координаты: №;
10. с. Басмановское, географические координаты: №;
11. с. Бутка (район Зарека), географические координаты: №;
12. д. Мохирёва, географические координаты: №
13. д. Журавлёва, географические координаты: №;
14. д. Чупино, географические координаты не определены;
15. с. Елань, географические координаты № ;
16. д. Черёмухово, географические координаты №
17. с. Балаир, географические координаты №.;
18. с. Завьяловское, географические координаты №".;
19. с. Куяровское, географические координаты №
20. д. Тёмная, географические координаты №
21. д. Упорова, географические координаты №.;
22. д. Панова, географические координаты №
23. д. Нижний - Катарач, географические координаты №.;
24. д. Луговая, географические координаты №
25. д. Калиновка, географические координаты: №
26. д. Новая, географические координаты: №.;
27. д. Новая (Вихляева), географические координаты: №.;
28. с. Беляковское, географические координаты: №.";
29. с. Сосновка, географические координаты: №
В судебном заседании помощник прокурора, от заявленных исковых требований, с учетом уточнений отказался в части требования о принятия в собственность Свердловской области скотомогильника, расположенного по адресу: Свердловская область, Талицкий район, п. Комсомольский, географические координаты: №, о чем представил письменное заявление, производство по делу в указанной части прекращено.
На удовлетворении остальных требований, с учетом их уточнений настаивал.
Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, из представленного в суд отзыва следует, что с заявленными исковыми требованиями он не согласен, по приведенным в отзыве основаниям (л.д.160, 227-230).
Представители третьих лиц Департамента ветеринарии Свердловской области и Управления Россельхознадзора по Свердловской области, извещенные о рассмотрении дела своевременно (л.д.158,159), своих представителей в суд не направили.
В отзыве на иск, Департамент ветеринарии Свердловской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагал необходимым исковые требования прокурора удовлетворить части, а именно в отношении скотомогильников №2,№4-6,№8,11-13, №15-20, №23-25,№27-35, №37-38, а в части скотомогильника №14 отставить без удовлетворения (л.д.166-169).
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу взаимосвязанных положений статей 5 и 6 Федерального закона от 06 октября N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", с учетом положений подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.
Согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 апреля 2019 года N 864-О обратил внимание, что часть 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закрепляет вопросы местного значения, которые по общему правилу относятся к компетенции городских поселений, согласно части 3 названной статьи могут быть закреплены и за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за исключением вопроса организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанного в пункте 23 части 1 статьи 14 названного закона.
Определяя круг вопросов местного значения сельского поселения и муниципального района, федеральный законодатель вопросы по организации скотомогильников к их полномочиям не отнес (части 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27).
В пункте 49"ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года N 643-ст) под скотомогильником понимается место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.
Пункт 24 Ветеринарно-санитарных правил от 26 октября 2020 года N 626, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626 закрепляет возможность захоронения умеренно опасных биологических отходов в скотомогильниках или отдельно стоящих биометрических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года.
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, действовавших до указанной даты, к полномочиям органов местной администрации были отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, являются нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения.
Поскольку это имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации и не требуемое для решения возложенных на местное самоуправление задач, в собственности муниципального образования находиться не может. Содержание этого объекта федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено.
Таким образом, с учетом анализа правовых норм следует, что вопросы организации скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
При этом сибиреязвенное захоронение (скотомогильник) является объектом недвижимости, требующим соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зоны, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий; данный объект не подлежит приватизации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и требует проведения мероприятий по принятию в государственную собственность субъекта Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается ветеринарно-санитарными карточками на скотомогильники (биотермические ямы), на территории <адрес> имеется 28 скотомогильников (биотермических ям), расположенных по указанным выше адресам и с указанными географическими координатами.
Согласно актам обследования указанных скотомогильников (биотермических ям) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, уничтожение биологических отходов на скотомогильниках производилось путем захоронения в земляную яму. По заключению комиссии: условия обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов веншней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных не соблюдены (л.д. 19-121).
Согласно ответу Департамента ветеринарии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, у 28 скотомогильников, состоящих на ветеринарном учете, отсутствует собственник или их собственник неизвестен.
Следовательно, судом установлено, что сведений о правах на указанные скотомогильники на территории Талицкого городского округа не имеется и на балансе у муниципалитета они не состоят.
Таким образом, исходя из отсутствия данных о нахождении спорных скотомогильников в чьей-либо собственности, на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации они являются бесхозяйными.
В соответствии с Постановление Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП (ред. от 26.01.2023) "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области" полномочиями по принятию решений о приобретении в государственную казну Свердловской области имущества обладает Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, обязанность по принятию бесхозяйных скотомогильников в собственность Свердловской области должна быть, возложена на полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом, установив, что на территории Талицкого городского округа имеются бесхозные объекты, состоящие на санитарном учете, к содержанию которых закон предъявляет особые требования, в виду их специфического назначения, суд приходит к выводу, что имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В связи с чем, требования прокурора Талицкого района подлежат удовлетворению, так как отсутствие правовой определенности относительно принадлежности скотомогильников приводит к его бесконтрольному функционированию в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к ненадлежащему состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде.
Вопреки, приведенным в отзыве на иск доводам ответчика о возможности постановки скотомогильников на учет в качестве бесхозяйного имущества и дальнейшего принятия их в собственность муниципального образования, так как иной порядок признания имущества, расположенного на территории муниципального образования законом не предусмотрен.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного федерального закона (пункт 5).
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, как это предписано частью 5 указанной статьи, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
Исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы (трупы животных) либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов.
При ссылке на п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469) о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, - МУГИСО не учло, что эти положения относятся к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Более того, согласно позиции, высказанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 года N КАС06-193 п. 6.1 названных Правил признан недействующим, в части указания на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности. Соответствующий пример о том, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории, - внесен в п. 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010). Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено.
Также суд находит несостоятельными доводы о том, что прокурором не представлено сведений о правообладателях земельных участков, где находятся скотомогильники, точных данных о названных участках, их кадастровых номеров, которые необходимы для выводов о бесхозяйности спорных объектов и последующего исполнения решения суда.
Отсутствие приведенных сведений, как и данных о принадлежности земельных участков, на которых расположены скотомогильники, не являются основанием для отказа в иске, поскольку в материалах дела имеются данные о месте нахождения объектов их географические координаты, что позволяет определить их месторасположения.
Кроме того предметом настоящего спора является обеспечение субъектом Российской Федерации на своей территории санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение, защита населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе соблюдение требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов на территории Талицкого района Свердловской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении дела установлено, что обладатели прав на земельные участки (юридические лица), на которых находятся скотомогильники, прекратили свою деятельность (ликвидированы). Доказательств наличия обладателей прав на скотомогильники не приведено.
Доводы о том, что отсутствие правообладателя скотомогильников не является безусловным основанием для приобретения на них права собственности Свердловской области. Так как порядок оформления права на бесхозяйное имущество предусмотрен законом, такого способа как возложение обязанности по принятию в собственность не предусмотрено суд отклоняет, находит их ошибочными, так как защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, включая ее абзац восьмой, содержат перечень способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2109-О, от 28 января 2016 года N 140-О и др.). Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Установление балансодержателя (собственника) биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья.
Вопреки доводам ответчика о том, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа является одним из вопросов местного значения, в связи, с чем спорные объекты могут находиться и в собственности муниципального образования, в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как приведено выше по смыслу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
В частности, в силу подпунктов 49, 49.1, 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
Для осуществления перечисленных полномочий согласно подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
При этом вышеназванные законы не предусматривают возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования, поскольку осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления таких полномочий в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года N 1299-ПП утверждена государственная программа Свердловской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года". Указанная программа предусматривает проведение региональных мероприятий в отношении бесхозяйных скотомогильников на территории региона.
По смыслу приведенных положений Закона субъект Российской Федерации обладает полномочиями по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, для реализации таких полномочий вправе иметь соответствующее имущество, в том числе скотомогильники. На территории Свердловского региона подлежат проведению мероприятия в отношении бесхозяйных скотомогильников.
Данных о передаче муниципальному образованию Талицкий городской округ государственных полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления упомянутых государственных полномочий муниципалитету ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество - скотомогильники удовлетворить.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество двадцать восемь скотомогильников, расположенных на территории Талицкого района Свердловской области по следующим адресам:
1. с. Сосновка, географические координаты: №
2. д. Буткино-Озеро, географические координаты: №
3. с. Катарач, географические координаты: №;
4. д. Трёхозёрная, географические координаты: №
5. с. Пеньки, д. Чернова, географические координаты: №;
6. с. Смолинское, географические координаты: №;
7. с. Бутка (район Палатки), географические координаты: №;
8. с. Горскино, географические координаты: №;
9. с. Казаковское, географические координаты: №;
10. с. Басмановское, географические координаты: №;
11. с. Бутка (район Зарека), географические координаты: №;
12. д. Мохирёва, географические координаты: №
13. д. Журавлёва, географические координаты: №
14. д. Чупино, географические координаты не определены;
15. с. Елань, географические координаты № ;
16. д. Черёмухово, географические координаты №
17. с. Балаир, географические координаты №.;
18. с. Завьяловское, географические координаты №".;
19. с. Куяровское, географические координаты №
20. д. Тёмная, географические координаты №
21. д. Упорова, географические координаты №.;
22. д. Панова, географические координаты №.;
23. д. Нижний - Катарач, географические координаты №.;
24. д. Луговая, географические координаты №.;
25. д. Калиновка, географические координаты: №
26. д. Новая, географические координаты: №
27. д. Новая (Вихляева), географические координаты: №.;
28. с. Беляковское, географические координаты: №
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Жерновникова С.А.