Судья Игушева И.В. дело № 12-188/2023
(дело в суде первой инстанции № 5-1400/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании 18 октября 2023 года жалобу Никулина А.В., действующего в защиту интересов Воробьёва В,В., на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьёва В,В.,
установил:
на рассмотрение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми 26 июля 2023 года поступил протокол об административном правонарушении от 17 июля 2023 года и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьёва В.В.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 августа 2023 года Воробьёв В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда лицо, Никулин А.В., действующий в защиту интересов Воробьёва В.В. на основании соответствующей доверенности, обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене состоявшегося судебного акта, как незаконного и необоснованного, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, содержащей ходатайство о восстановлении процессуального срока на ее подачу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Как усматривается из материалов дела, Воробьёвым В.В. в адрес ... направлен депутатский запрос от 31 марта 2023 № 01-1-19/ВВ-24/2023, в котором отсутствовало указание о наличии у Воробьёва В.В. статуса иностранного агента.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 03 июля 2023 года в отношении Воробьёва В.В. протокола об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьёй 26.2 названного Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения административного правонарушения и вина Воробьёва В.В. во вменяемом правонарушении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2023 года; распоряжением Минюста России № 367-р от 01 апреля 2022 года о включении Воробьева В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; депутатским запросом Воробьёва В.В. от 31 марта 2023 № 01-1-19/ВВ-24/2023, и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, логичны, последовательны, согласуются между собой в совокупности и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении административного наказания события административного правонарушения.
Привлекая Воробьёва В.В. к административной ответственности, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о доказанности совершения последним вмененного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судьи городского суда о наличии в действиях Воробьёва В.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Воробьёва В.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Указание в депутатском запросе Воробьёва В.В. сведений, указанных в части 3 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», никак не ограничивает его гарантии как депутата в праве на получение информации и направлении запроса, предусмотренного статьями 16 и 18 Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми».
Доводы жалобы о том, что направленный в правоохранительный орган депутатский запрос не был публичным, а был посвящен реализации процессуальных прав Воробьёва В.В., предусмотренных статьей 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, опровергаются содержанием представленного в материалы дела запроса от 31 марта 2023 № 01-1-19/ВВ-24/2023, из которого следует, что данный запрос выполнен на фирменном бланке, имеет соответствующие реквизиты, указывающие на то, что Воробьёв В.В. является депутатом Государственного Совета Республики Коми. Такие доводы жалобы суд расценивает как основанные на ошибочном толковании норм закона.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, запрос должностному лицу ... был направлен Воробьёвым В.В. по вопросам, связанным со своей депутатской деятельностью, то есть в связи с осуществлением им политической деятельности. Как указано выше, данный запрос был выполнен Воробьёвым В.В. от имени депутата Государственного Совета Республики Коми на фирменном бланке, а не как гражданином (физическим лицом).
Таких образом, вопреки доводам жалобы об обратном, действия Воробьёва В.В. правильно квалифицированы судом первой инстанции по части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание Воробьёву В.В. назначено с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 19.34 названного Кодекса в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено. Порядок и срок давности привлечения Воробьёва В.В. к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьёва В,В. оставить без изменения, жалобу Никулина А.В., действующего в защиту интересов Воробьёва В,В., - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его принятия.
Судья Д.А. Колесникова