Судья Засыпалова В.И. Дело № 7-382/2023
УИД58RS0030-01-2023-003727-55
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2023 года г. Пенза
Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Горводоканал» Гришиной Е.В. на постановление административной комиссии Первомайского района г. Пензы от 16 августа 2023 года № АК23000852 и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 17 октября 2023 года № 12-287/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.1 Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 года № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», в отношении ООО «Горводоканал»,
установила:
постановлением административной комиссии Первомайского района г. Пензы от 16 августа 2023 года № АК23000852 ООО «Горводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.1 Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 года № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 17 октября 2023 года указанное выше постановление административного органа оставлено без изменения.
В поданной в Пензенский областной суд жалобе защитник ООО «Горводоканал» Гришина Е.В. просит отменить указанные процессуальные акты как незаконные. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судьей были неправильно истолкованы и применены нормы материального права; выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что в силу положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контроль за соблюдением правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, осуществляется в рамках муниципального контроля. В этой связи процедура, условия и основания проведения контрольных мероприятий в рамках настоящего дела об административном правонарушении подлежат оценке на предмет соответствия нормам Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 24 декабря 2021 года № 527-32/7, а также Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». В нарушение правовых норм, установленных данными нормативно-правовыми актами, решение контрольного органа, подписанное уполномоченным лицом контрольного органа о проведении проверки, отсутствует, согласования с органами прокуратуры не производилось; акт выездной проверки был составлен без участия представителя заявителя и в его адрес не направлялся. Ссылаясь на статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года № 229 –ФЗ, указывает, что должностными лицами контрольных органов дела об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, могут быть возбуждены только после проведения контрольного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 названного Кодекса. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих надлежащее извещение законного представителя ООО «Горводоканал» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также на отсутствие данных об извещении ООО «РКС-Холдинг» (г. Москва, ул. Бахрушина, д.18, стр.3, этаж 1, помещение1), которое согласно выписке из ЕГРЮЛ является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Горводоканал». Полагает, что копия письма № 4663/5, направленного 13 июля 2023 года в 16 часов 50 минут электронной почтой по электронному адресу, не указанному в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Горводоканал», не может быть признана таким доказательством.
Защитник ООО «Горводоканал» Комратова Е.Ю. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, процессуальные акты отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статья 51 Конституции Российской Федерации Комратовой Е.Ю. разъяснены.
Представитель административной комиссии Первомайского района г. Пензы Воеводина О.И. возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить обжалуемые процессуальные акты без изменения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 3.1 Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 года № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» невосстановление благоустройства территории после осуществления земляных работ в срок, установленный в разрешении на осуществление земляных работ, если это действие не является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, либо самовольным занятием земельного участка, либо повреждением объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения, либо организацией или проведением земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо несоблюдением экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, либо невыполнением обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, либо нарушением обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), либо повреждением электрических сетей, либо повреждением тепловых сетей, топливопроводов, совершенным по неосторожности, либо нарушением правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пункт 3.12 Правил осуществления земляных работ при ремонте, прокладке и реконструкции подземных инженерных сооружений и коммуникаций в городе Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 25 апреля 2008 года № 952-45/4, устанавливает, что заказчик при осуществлении земляных работ обязан выполнить работы по восстановлению дорожного покрытия и элементов благоустройства в срок, указанный в листе согласования и разрешении на осуществление земляных работ и сдать их по акту представителю Управления ЖКХ города Пензы.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Горводоканал» осуществлялся аварийный ремонт водопровода по адресу: г. Пенза, ул. Мебельная, 3.
В этих целях Обществом в адрес Управления ЖКХ г. Пензы была подана заявка об установлении срока осуществления работ, включая восстановление дорожного покрытия и нарушенного благоустройства.
На проведение данных работ в указанный срок Управлением ЖКХ г. Пензы дано разрешение № 194 на осуществление земляных работ на территории Первомайского района г. Пензы, при этом срок проведения земляных работ был установлен с 28 июня по 11 июля 2023 года.
Между тем в данный срок благоустройство территории (асфальтобетонное покрытие внутриквартальной дороги) после осуществления ремонтных работ не было восстановлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2023 года № 23-108; актом обследования места осуществления земляных работ по адресу: г. Пенза, ул. Мебельная, д.3, от 13 июля 2023 года с фотоматериалом; разрешением № 194 на осуществление земляных работ на территории Первомайского района г. Пензы, выданным Управлением ЖКХ г. Пензы; другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенный в обжалуемых процессуальных актах вывод о наличии в действиях ООО «Горводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.1 Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению пункта 3.12 Правил осуществления земляных работ при ремонте, прокладке и реконструкции подземных инженерных сооружений и коммуникаций в городе Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 25 апреля 2008 года № 952-45/4.
Ссылка в жалобе на нарушение положений Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, поскольку, как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае нарушение обществом Правил благоустройства выявлено Управлением ЖКХ г. Пензы, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в рамках осуществления контроля за исполнением выданного ранее ООО «Горводоканал» разрешения на осуществление земляных работ на территории Первомайского района г. Пензы.
Мероприятия государственного или муниципального контроля по смыслу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ не проводились.
Вопреки доводам жалобы, процессуальных нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении не выявлено.
Из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
Вместе с тем при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Так, согласно разъяснению, изложенному в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения; поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Материалами дела, в частности скриншотом страницы электронной почты Управления ЖКХ г. Пензы, подтверждается, что 13 июля 2023 года законный представитель ООО «Горводоканал» извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении посредством направления уведомления с вложением на электронный адрес: vodokanal-pnz@gvkpenza.ru, указанный на официальном сайте Общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данным уведомлением от 13 июля 2023 года № 4663/5 ООО «Горводоканал» было проинформировано о необходимости явиться 14 июля 2023 года в 16 часов 00 минут в Управление ЖКХ г. Пензы по адресу: г. Пенза, ул. Некрасова, д.34, кабинет № 30, для составления протокола об административном правонарушении.
Оснований ставить под сомнение то обстоятельство, что вышеназванный документ доставлен адресату и получен им, не имеется.
Довод жалобы о том, что о составлении протокола об административном правонарушении не было извещено ООО «РКС-Холдинг» (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 18, стр. 3, эт. 1, пом. 1), которое согласно выписке из единого государственного реестра прав юридических лиц является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Горводоканал», основанием к отмене процессуальных актов не является ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно части 3 указанной нормы место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Принимая во внимание вышеизложенное, указание в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО «Горводоканал» ООО «РКС-Холдинг» не влечет изменение места нахождения привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Как было указано выше, 13 июля 2023 года законный представитель Общества извещен заблаговременно о месте и времени составления протокола об административном правонарушении посредством направления уведомления с вложением на электронный адрес Общества (vodokanal-pnz@gvkpenza.ru). Данный адрес электронной почты размещен на официальном сайте Общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на бланке Общества.
Избранный способ направления извещения Обществу не противоречит положениям части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым извещение может быть направлено с использованием средств связи, перечисленных в указанной норме, а также иных средств связи и доставки.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что в целях создания необходимых условий для реализации права законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом приняты надлежащие меры к его извещению о времени и месте составления протокола.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено Обществу в соответствии с санкцией части 2 статьи 3.1 Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 года № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях».
При рассмотрении дела об административном правонарушении не было допущено нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело либо являлись основанием для отмены обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление административной комиссии Первомайского района г. Пензы от 16 августа 2023 года № АК23000852 и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 17 октября 2023 года № 12-287/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.1 Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 года № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», в отношении ООО «Горводоканал» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Горводоканал» Гришиной Е.В. - без удовлетворения.
Судья - Н.П. Крючкова