УИД: 59RS0005-01-2024-002932-70
Дело № 12-310/2024
Р Е Ш Е Н И Е
05 июля 2024 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А.
рассмотрев жалобу защитника администрации г. Перми Соколовой К.А. на постановление врио заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, КоАП РФ), в отношении администрации г. Перми,
установил:
постановлением врио заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № (в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ), администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Защитник администрации г. Перми Соколова К.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что администрацией города Перми предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения взыскателю. Миндиярову О.Ю. во исполнение решения Ленинского районного суда г. Перми от 07.07.2021 было направлено предложение о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения однокомнатной квартиры общей площадью 31,7 кв.м, по адресу <адрес>. 14.12.2022 Миндияров О.Ю. от предложенного варианта жилого помещения отказался. Согласно соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с Министерством строительства Пермского края о предоставлении субвенций бюджетам городских и муниципальных округов Пермского края из бюджета Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, управлению жилищных отношений администрации города Перми в 2023 году выделено 323,201 млн. руб. на приобретение 68 жилых помещений для детей-сирот. Министерством строительства Пермского края муниципальному образованию город Пермь выделено дополнительно еще 37,1 млн. руб. на приобретение квартир для детей-сирот. В 2023 году во исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений детям –сиротам предоставлена 121 квартира. В настоящее время заключено 156 муниципальных контрактов в том числе один муниципальный контракт за счет оставшихся денежных средств 2023 года. В настоящее время на исполнении в администрации города Перми находится более 250 решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. С учетом финансирования, выделяемого муниципальному образованию город Пермь, исполнить одномоментно все решения суда не представляется возможным. Процесс приобретения квартир в муниципальную собственность, предоставление их взыскателям по договорам найма специализированных жилых помещений не может находиться вне процедуры исполнения решения суда и являться основанием для привлечения к административной ответственности. При указанных обстоятельствах и не зависящих от воли администрации города Перми причин, исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок не представляется возможным. В связи с изложенным, в действиях администрации отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.
Также указывает на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, а именно отсутствует время совершения административного правонарушения, описание события административного правонарушения не соответствует требования ст. 28.2 КоАП РФ.
Законный представитель администрации г. Перми, защитник, должностное лицо, взыскатель по исполнительному производству в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от которых не поступало, явка обязательной не признана.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, представленные с жалобой, материалы дела об административном правонарушении, исполнительное производство, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации города Перми к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило неисполнение содержащегося в исполнительном документе, выданном Ленинским районным судом г. Перми по делу № 2-2683/2021 от 07.07.2021, вступившим в законную силу 13.10.2021, требования о предоставлении Миндиярову Олегу Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории муниципального образования город Пермь по договору специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, ранее постановлением должностного лица от 30.05.2022 администрация города Перми была признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации города Перми к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Принимая оспариваемое постановление, должностное лицо службы судебных приставов исходило из наличия в действиях юридического лица, привлекаемого к административной ответственности состава вменяемого административного правонарушения и доказанности его вины.
Вместе с тем, с выводами должностного лица согласиться нельзя в силу следующего.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 ст. 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением о времени и месте судебного рассмотрения, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС- сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 приведенного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ право пользоваться юридической помощью защитника является одним из прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также его защитник должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и (или) жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что определением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 11-00 часов. При этом, дата рассмотрения дела в указанном определении отсутствует.
Указанное определение поступило в администрацию города Перми 12.04.2024.
Защитником Соколовой К. А. составлены объяснения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства в пользу взыскателя Миндиярва О. Б., которые приобщены к материалам дела.
Между тем, согласно постановлению арио заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, дело об административном правонарушении рассмотрено 16.04.2023, о чем вынесено оспариваемое постановление, при этом законный представителя администрации города Перми, защитник участие при рассмотрении дела не принимали.
Сведения об извещении законного представителя и защитника юридического лица о рассмотрении дела 16.04.2024 в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, должностное лицо фактически при отсутствии информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и защитника о месте и времени судебного заседания необоснованно рассмотрел дело об административном правонарушении в их отсутствие.
В данном случае не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден.
Допущенное должностным лицом нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления должностного лица, с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное выше, устранить выявленные процессуальные нарушения, обеспечить надлежащие условия для реализации лицом, привлекаемым к административной ответственности его процессуальных прав, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, выполнить требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ и принять обоснованное решение, соответствующее требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу привлечения администрации города Перми к административной ответственности подлежат оценке при новом рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление врио заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации г. Перми, - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья: Долгих Ю.А.