Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-492/2023 от 08.11.2023

Дело № 21-492/2023

Судья: Сидорова И.Н.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

28 ноября 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу председателя городской административной комиссии г. Чебоксары Григорьева А.И. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Борисова Сергея Николаевича,

установил:

постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары №4-23-8675 от 31 марта 2023 года Борисов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 октября 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель городской административной комиссии Григорьев А.И. просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает на необоснованное восстановление срока обжалования постановления, поскольку заявитель знал о своих процессуальных правах, но в силу своей недобросовестности не воспользовался в установленные сроки своим правом на обжалование. Считает необоснованными выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу, поскольку автомобиль Борисова С.Н. был припаркован напротив входа в банк «Альфа-банк», а парковочное место для инвалидов находится гораздо дальше с левой стороны от припаркованного автомобиля, левее от автомобиля заявителя имеется свободное место; представленная Борисовым С.Н. справка об инвалидности не освобождает его от исполнения обязанности по оплате пользования платной парковкой.

В судебном заседании, состоявшемся 28 ноября 2023 года, Борисов С.Н. и защитник Овечкин А.И. просили оставить решение судьи без изменения.

Председатель городской административной комиссии г. Чебоксары Григорьев А.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.

Согласно п. 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары.

В соответствии с приложением к постановлению администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции постановления администрации г. Чебоксары № 2959 от 28 ноября 2019 года и № 3997 от 18 декабря 2022 года) парковка, расположенная по ул. К. Маркса, д. 51, является зоной платной парковки ежедневно с 8.00 до 18.00 за исключением выходных и нерабочих праздничных дней (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) не более 30 минут).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

Аналогичные нормы, предусматривающие выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей - инвалидов, и гражданами из числа инвалидов III группы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, воспроизведены в пункте 4.7.7 Положения от 1 июля 2014 года № 3340.

Пунктом 4.11 означенного Положения предусмотрено, что от платы за пользование парковкой (парковочным местом) освобождаются инвалиды I, II и III групп, а также транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (при наличии опознавательного знака «Инвалид».

В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, пункт 4.11 Положения от 1 июля 2014 года № 2240 подлежит применению во взаимосвязи с пунктами 4.2.1 - 4.2.3, 4.7.7 Положения и статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 115.

Из материалов дела следует, что 1 марта 2023 года с 17 час. 01 мин. до 17 час. 34 мин. Борисов С.Н. допустил неуплату за размещение транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , на парковке, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по адресу: г.Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 51, и используемой в соответствии с муниципальными правовыми актами на платной основе.

Рассмотрев жалобу Борисова С.Н., судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований для отмены постановления административного органа, и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

С состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.

Однако в ходе производства по настоящему делу вышеуказанные требования выполнены не были, приведенные в решении выводы сделаны без выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и надлежащей правовой оценки.

Отменяя постановление административного органа по мотивам отсутствия доказательств того, что Борисов С.Н. разместил транспортное средство в зоне платной парковки, судья сослался на схему и фотоматериал, указав, что из фотофиксации не усматривается, что автомобиль <данные изъяты> расположен на платной парковке в зоне специально обозначенных мест с информационным знаком 6.4 «Парковка», знаком дополнительной информации 8.8 «Платные услуги» и специальной дорожной разметкой. Из схемы дислокации дорожных знаков на участке дороги, где было зафиксировано административное правонарушение, не следует актуальность данной дислокации по состоянию на 1 марта 2023 года, и она не соответствует фотоматериалу, представленному административным органом, поскольку из данного фотоматериала, полученного с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, с очевидностью не следует, что транспортное средство расположено на городской парковке в зоне специально обозначенных мест с информационным знаком 6.4 «Парковка» и табличкой 8.8 «Платные услуги», на указанной парковке фактически не усматривается дорожная разметка, разделяющая парковочные места.

При этом, признавая изложенное достаточным для принятия указанного выше решения, судья районного суда оставил без внимания и оценки следующие обстоятельства.

Согласно постановлению административной комиссии административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством фотосъемки, работающим в автоматическом режиме «Страж», идентификатор С 20-123А.

На момент фиксации административного правонарушения специальное техническое средство «Страж» прошло поверку до 12 декабря 2024 года.

Объективных данных, свидетельствующих о недостоверности результатов, материалы дела не содержат.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, «Парковка (парковочное место)» - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

В соответствии с п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Согласно п.п 5.7.5 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст), знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов, с одной из табличек 8.6.2 - 8.6.9 - для указания способа постановки транспортного средства у края проезжей части около тротуара или на нем.

Табличку 8.8 «Платные услуги» применяют со знаком 6.4, установленным у площадки, за пользование которой взимается плата, а также с другими знаками для информирования о взимании платы за проезд или какие-либо услуги.

Сочетание информационного дорожного знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» со знаками дополнительной информации (табличками) 8.8 «Платные услуги» и 8.6.1-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» указывает водителям на необходимость оплаты за размещение (в соответствии с установленным способом постановки транспортного средства) на платной городской парковке.

Таким образом, дорожный знак 6.4 Приложения 1 к ПДД РФ с соответствующими знаками дополнительной информации указывают на зону платной городской парковки, размещение транспортных средств в указанной зоне является платным.

Факт размещения автомобиля, регистрационный знак , в указанные в обжалуемом постановлении время и месте, и право собственности на автомашину заявителем не оспариваются, что установлено и подтверждено представленными материалами.

Из имеющейся в материалах дела схемы следует, что парковка по адресу: г.Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 5 обозначена дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» со знаками дополнительной информации 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 к ПДД РФ.

Вместе с тем из материалов дела не следует актуальность данной дислокации по состоянию на 1 марта 2023 года, из нее не усматривается, когда и кем она была утверждена.

Судом первой инстанции запрос о предоставлении схемы дислокации дорожных знаков по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 51 на день совершения правонарушения не направлен.

К жалобе председателем городской административной комиссии г. Чебоксары Григорьевым А.И. приложены фотографии, подтверждающие наличие на платной парковке по ул. К. Маркса, д. 51 г. Чебоксары дорожных знаков 6.4 «Парковка» с табличкой 8.8 «Платные услуги», наличие информационного щита с условиями осуществления парковки, также представлена схема дислокации технических средств организации дорожного движения вблизи д. 51 по ул. К.Маркса г. Чебоксары с отметками мест установки соответствующих дорожных знаков.

В ходе производства по делу Борисов С.Н. не отрицал факт размещения принадлежащего ему транспортного средства на парковочном месте, указывал, что место, где установлен знак парковки для инвалида было засыпано снегом, он поставил автомобиль как можно ближе к знаку, установка знаков на данной парковке не соответствует законодательным нормам.

Согласно части 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях при неполноте представленных сведений допускает возможность восполнить ее при рассмотрении дела.

При наличии сомнений в том, что в зоне платной парковки около д. 51 по ул. К. Маркса г. Чебоксары установлены дорожные знаки, подтверждающие наличие платной парковки на данной территории, судья вправе был истребовать соответствующие доказательства из административного органа, вынесшего постановление либо административного органа, ответственного за организацию парковочных мест в г. Чебоксары.

Однако соответствующего запроса в материалах дела не имеется, дислокация дорожных знаков (утвержденная в надлежащем порядке) не истребовалась.

Такое рассмотрение дела не отвечает требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а принятое судьей районного суда решение является преждевременным.

Вывод судьи районного суда о наличии оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу сделан без учета требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судом первой инстанции ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу положений указанной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 октября 2023 года подлежит отмене. Постановление городской административной комиссии г. Чебоксары №4-23-8675 от 31 марта 2023 года также не может быть оставлено в силе, оно подлежит отмене. Производство по делу следует прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К., Р. и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Доводы заявителя о необоснованном восстановлении судом срока обжалования постановления административной комиссии от 31 марта 2023 года, подлежат отклонению, поскольку вопрос о восстановлении такого срока разрешается судом на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми он пропущен. Судья районного суда оценил доводы Борисова С.Н., пришел к выводу об уважительности причин пропуска процессуального срока и удовлетворил соответствующее ходатайство. Указанные доводы правильность выводов суда не опровергают.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление городской административной комиссии г. Чебоксары №4-23-8675 от 31 марта 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Борисова Сергея Николаевича отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

21-492/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Борисов Сергей Николаевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

Закон ЧР "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике"

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
08.11.2023Материалы переданы в производство судье
28.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее