Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1256/2024 ~ М-540/2024 от 03.04.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хлыстовой Е.В.,

при секретаре Лязиной А.О.,

с участием прокурора Деминой В.В.,

представителя административного истца Петросяна Г.Ф.,

представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти Харуновой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1256/2024 по административному исковому заявлению Ионова Сергея Павловича к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Ионов С.П. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими пункта 33264 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014, пункта 9478 приложения № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233, пункта 9374 приложения № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077, пункта 9168 приложения № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 года № 2365, со дня их принятия, указывая, что объект недвижимости с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 2, площадью 128,8 кв.м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>, принадлежит административному истцу на праве собственности.

Включение нежилого помещения в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности Петросян Г.Ф. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти Харунова Ю.Р. в судебном заседании пояснила, что, ознакомившись с материалами дела, против удовлетворения требований Ионова С.П. не возражает.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку объект недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером расположено в нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0301149:1582, предназначенном для использования в целях размещения административных, офисных и коммерческих объектов, министерством объект был включен в Перечни в соответствии с п.п. 1,2 п.1, п.3 ст.378.2 НК РФ. Указанный довод подтверждается сведениями независимой картографической компании «2ГИС» в сети «Интернет», согласно которым в нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0301149:1582 расположены 17 организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, бытового обслуживания.

Решением имущественных отношений Самарской области от 22.02.2024 № МИО-03/2571-исх административному истцу отказано в исключении из Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером . По результатам осмотра объекта недвижимого имущества, проведенного 19.01.2024 по поручению министерства сотрудниками ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» установлено, что данное нежилое помещение используется под офис и размещение офисной мебели.

Прокурор Демина В.В. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.

Суд, выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 года № 2365 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте www.pravo.samregion.ru 19.10.2020, в газете «Волжская коммуна», N 171(30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077 опубликован на официальном сайте www.pravo.samregion.ru 09.11.2022), приказ министерства имущественных отношений от 03.11.2023 года № 2365 опубликован на официальном сайте http://www.mio.samregion.ru 07.11.2023 года

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.

В вышеуказанные перечни под пунктом 33264 (на 2021 год), под пунктом 9478 (на 2022 год, приложение № 2), под пунктом 9374 (на 2023 год, приложение № 2), под пунктом 9168 (на 2024 год, приложение № 2), включен объект – нежилое помещение, назначение: нежилое, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 2, площадью 128,8 кв.м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>, принадлежащее на праве собственности Ионову С.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером помещение, площадью 128,8 кв.м. имеет наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат на 2 этаже:№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Помещение расположено в здании с кадастровым номером 63:09:0301149:1582, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 2158,3 кв.м., виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на помещение, представленным на запрос суда из материалов реестрового дела, составленным по состоянию на 03.02.2003, помещение включает в себя: кабинеты, коридоры, сан.узел.

В соответствии с техническим паспортом на здание, представленным на запрос суда из материалов реестрового дела, выполненным по состоянию на 08.12.2006, здание – административно-управленческое включает в себя: тамбур, торговые залы (221,7 кв.м.), сан.узлы, коридоры, кабинеты, комната охраны, подсобная.

При этом суд полагает, что наименования помещений «кабинеты» не является тождественным наименованию «офисы», площадь в здании торговых залов – 221,7 кв.м., составляет менее 20% от общей площади здания (2158,3 кв.м.).

Административным истцом представлен технический паспорт на помещение, содержащий аналогичные сведения.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0301149, имеющим категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации части нежилого здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести его к критериям, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.

С учетом изложенного, суд полагает, что рассматриваемое помещение не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.

Наименование нежилого помещения и здания, в совокупности с их техническими характеристиками, содержащимися в технической документации, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначно не предполагают размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, а также бытового, торгового обслуживания или общественного питания, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.

Представленный административным ответчиком Министерством имущественных отношений Самарской области акт осмотра объекта недвижимого имущества датирован 19.01.2024, т.е. после вынесения оспариваемых нормативных правовых актов, в связи с чем не может быть принят в качестве надлежащего доказательства расположения в нежилом помещении административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Доводы представителя административного ответчика в письменных возражениях на сведения с сайта «2 ГИС» о расположении в здании 17 различных организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, бытового обслуживания не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства расположения в нежилом помещении административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как у суда отсутствуют сведения о фактическом размещении в спорном нежилом помещении и здании указанных объектов.

Иных доказательств фактического использования рассматриваемого объекта недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов бытового обслуживания суду не представлено.

Согласно сведениям от 24.04.2024 № 2024-исх/ОП/3072, представленным филиалом ППК «Роскадастр» по Самарской области по запросу суда в ЕГРН отсутствуют сведения о наличии договоров аренды, в отношении здании с кадастровым номером 63:09:0301149:1582.

В суде представителем заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти указывалось о размещении в здании с кадастровым номером 63:09:0301149:1582 офиса предприятию «Компас», в связи с чем судом был запрошен договор аренды Ионова С.П. и ЗАО «Предприятие информационных технологий «Компас» от 31.12.2012 б/н, который соглашением от 30.11.2019 года расторгнут, т.е. не действовал на даты вынесения оспариваемых нормативных правовых актов.

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости критериям, поименованным ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215, 111 КАС РФ, ст.333.40 НК РФ, суд

        Р Е Ш И Л :

Административный иск Ионова Сергея Павловича к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом 33264 объекта недвижимости с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 в части включения в него в приложение № 2 под пунктом 9478 объекта недвижимости с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года № 2077 в части включения в него в приложение № 2 под пунктом 9374 объекта недвижимости с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 года № 2365 в части включения в него в приложение № 2 под пунктом 9168 объекта недвижимости с кадастровым номером , со дня его принятия.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна», а также на официальном сайте http://www.mio.samregion.ru в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.06.2024 года.

Судья:                        (подпись)                        Е.В. Хлыстова

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья:

Помощник:

3а-1256/2024 ~ М-540/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ионов С.П.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о.Тольятти
Петросян Г.Ф.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Хлыстова Е. В.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация административного искового заявления
04.04.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее