РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2023 года г. Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего судьи Власовой Ю.В.,
при секретаре Кирилиной А.Д.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Тулы Доморощиной М.Е., представителя ответчика МБОУ «Центр образования №15» - директора Ковех О.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Тулы по доверенности Сидорина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования № 15» об обязании провести мероприятия по антитеррористической защищенности объекта,
установил:
и.о. заместителя прокурора Центрального района г. Тулы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Центр образования № 15», в котором просит обязать провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в структурном подразделении СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать объект системой контроля в управлении доступом.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и противодействии терроризму в МБОУ «Центр образования №15», в результате которой в структурном подразделении СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15», расположенном по адресу: <адрес>, которому присвоена вторая категория опасности, выявлены существенные нарушения законодательства.
Так, в нарушение подп. «а» п. 26 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защите объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15» не оборудована системой контроля и управления доступом.
По данному факту прокурором Центрального района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «ЦО № 15» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании и о противодействии терроризму.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное представление директор МБОУ «ЦО № 15» сообщила, что установка системы контроля и управления доступом будет осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ при наличии финансирования.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «ЦО № 15» указала, что в ДД.ММ.ГГГГ финансирование на установку системы контроля и управления доступом не выделено.
Поскольку представление прокуратуры Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, а невыполнение законных требований прокурора по обеспечению надлежащей антитерростической защищенности образовательной организации влечет нарушение прав учащихся структурного подразделения СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15» на безопасные условия образования и пребывания в данной общеобразовательной организации, и.о. заместителя прокурора обратился в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора Центрального района г. Тулы Доморощина М.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила обязать МБОУ «Центр образования» провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в структурном подразделении СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15», расположенном по адресу: <адрес> а именно: оборудовать объект системой контроля в управлении доступом, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБОУ «Центр образования № 15» - директор Ковех О.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, указала о готовности выполнить требования прокурора в срок до ДД.ММ.ГГГГ, изыскав денежные средства из внебюджетного фонда образовательного учреждения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Тулы по доверенности Сидорин В.В. не возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что Центр образования является самостоятельным юридическим лицом, и самостоятельно несет ответственность по всем обязательствам.
Заслушав пояснения помощника прокурора Центрального района г.Тулы Доморощиной М.Е., представителя ответчика МБОУ «Центр образования» - директора Ковех О.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Тулы по доверенности Сидорина В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек является высшей ценностью. Его жизнь находится под охраной государства.
Каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ).
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом) и др.
Исходя из ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно требований п. 8 ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий, в том числе, для охраны и укрепления здоровья.
Частью 7 ст. 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и противодействии терроризму в МБОУ «Центр образования № 15», в результате которой в структурном подразделении СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15» по адресу: <адрес> которому присвоена вторая категория опасности, выявлены нарушения подп. «а» п.п. 25, 26 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защите объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно: СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15» не оборудована системой контроля и управления доступом.
По данному факту прокурором Центрального района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «ЦО № 15» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании и о противодействии терроризму.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное представление директор МБОУ «ЦО № 15» сообщила, что установка системы контроля и управления доступом будет осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ при наличии финансирования.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «ЦО № 15» указала, что в ДД.ММ.ГГГГ финансирование на установку системы контроля и управления доступом не выделено.
Таким образом, представление прокурора Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, что, в свою очередь, ведет к значительному снижению антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и создает возможности для осуществления террористических атак.
Во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Правительством Российской Федерации принято Постановление от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Нормами п. 17 и п. 18 указанного постановления предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий);
е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Постановления в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются, в частности, следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 25 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системой контроля и управления доступом, а также оснащению въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Как следует из представленного в материалы дела Устава МБОУ «Центр образования № 15», утверждённого приказом управления образования администрации г. Тулы от 29 сентября 2018 года № 510-осн, Центр образования является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 1.5 Устава).
Пунктом 1.6 Устава установлено, что учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет администрация города Тулы. Центр образования находится в подведомственном подчинении управления образования администрации города Тулы.
Права юридического лица у Центра в части ведения финансово- хозяйственной деятельности, предусмотренной Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникает с момента государственной регистрации Центра образования (п. 1.7 Устава).
Как было указано выше, в результате проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Тулы в ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении второй категории опасности – структурном подразделении СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения п.п. 25, 26 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защите объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно: СОШ № 15 МБОУ «Центр образования №15» не оборудована системой контроля и управления доступом.
Внесенное прокурором представление в адрес образовательного учреждения об устранении выявленного нарушения, до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, организация охраны образовательного учреждения не соответствует требованиям действующего законодательства.
Поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательную организацию возлагается обязанность создавать безопасные условия обучения и воспитания, требование и.о. заместителя прокурора <адрес> о возложении на МБОУ «Центр образования № 15» обязанности выполнить мероприятия по оборудованию структурного подразделения – СОШ № 15, находящегося по адресу: <адрес> системой контроля и управления доступом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как направлены на обеспечение безопасности жизни, здоровья учащихся, и согласуются с приведенными выше положениями действующего законодательства.
При этом, суд считает заслуживающими внимания доводы представителя МБОУ «Центр образования № 15» относительно предоставления учреждению дополнительного времени для обеспечения выполнения требований по организации сбора коммерческих предложений, подготовки и заключения соответствующих договоров.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При определении срока, в течение которого ответчику необходимо будет исполнить решение суда, обязывающее ответчика совершить указанные выше действия, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом мнения сторон, считает необходимым возложить на МБОУ «Центр образования № 15» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по оборудованию структурного подразделения – СОШ № 15 системой контроля и управления доступом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. заместителя прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования № 15» об обязании провести мероприятия по антитеррористической защищенности объекта, удовлетворить.
Обязать МБОУ «Центр образования № 15» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по оборудованию структурного подразделения СОШ № 15 МБОУ «Центр образования № 15», расположенного по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.В. Власова