Судебный акт #1 (Приговор) по делу № 1-137/2023 от 21.07.2023

Дело №1-137/2023

УИД 67RS0021-01-2023-001184-79

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск                                     01 августа 2023 года

Смоленский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Захарова А.А.,

при секретаре судебного заседания Бердиной О.Г.,

с участием государственного обвинителя Степушенковой А.П.,

подсудимого Матвеенкова Р.С.,

защитника Цыганковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства материалы уголовного дела в отношении:

Матвеенкова Р.С., <данные изъяты>,

находящегося под домашним арестом с 18 февраля 2023 года, задерживался в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ 16 февраля 2023 года,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.290, ч.3 ст.291УК РФ,

у с т а н о в и л:

Матвеенков Р.С. как должностное лицо, получил взятку в виде денег в значительном размере за незаконные действия, а также совершил дачу взятки должностному лицу лично в значительном размере за совершение незаконных действий, при следующих обстоятельствах.

Матвеенков Р.С., на основании приказа Смоленской таможни ЦТУ ФТС России № <номер> от <дата> с <дата> назначен на должность инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России (далее – ОКВОТ), с ним заключен контракт сроком на один год. Приказом № <номер> от <дата>, с Матвеенковым Р.С. заключен контракт о прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации с <дата> сроком на один год.

В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России, утвержденной начальником Смоленской таможни <дата>, с положениями которой Матвеенков Р.С. ознакомлен <дата>, последний, в том числе:

- в соответствии с п.1 раздела I – инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров (далее – Отдел) службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни (далее – инспектор) является должностным лицом таможенного органа Российской Федерации;

- в соответствии с п.п.23 п.10 раздела II имеет право проводить таможенный контроль в части компетенции Отдела, в формах таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС, а также с принятием мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- в соответствии с п.п.34 п.10 раздела II имеет право на самостоятельную остановку автомобильных транспортных средств, в том числе не осуществляющих международных перевозок товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет три с половиной тонны и более, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также на территории Смоленской области, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров и документов на них;

- в соответствии с п.п.36 п.10 раздела II имеет право истребовать при проведении таможенной проверки у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетность, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров;

- в соответствии с п.п.11 п.13 раздела III обязан активно участвовать в противодействии коррупции, в формировании в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- в соответствии с п.п.17 п.13 раздела III обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

- в соответствии с п.п.32 п.13 раздела III обязан проводить, в том числе в целях профилактики правонарушений в сфере таможенного дела, таможенный контроль после выпуска товаров, а также таможенный контроль, проводимый в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, для обеспечения соблюдения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров, для осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов в формах таможенного контроля, установленных статьей 322 ТК ЕАЭС, за исключением личного таможенного досмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных статьей 338 ТК ЕАЭС, за исключением поименованных в подпунктах 6-8 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС, а также пунктами 1 и 2 статьи 238 Федерального закона от 03.08.20218 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях проверки: факта помещения товаров под таможенную процедуру; достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами; исполнения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела; соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС; соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС; соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством ЕАЭС и/или Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; соблюдения иных требований, установленных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством Российской Федерации. Форма таможенного контроля «проверка таможенных, иных документов и (или) сведений» применяется при проведении таможенного контроля в соответствии со статьей 261 Федерального закона; в соответствии с п.п.35 п.13 раздела III обязан выявлять, предупреждать и пресекать при проведении таможенного контроля в части компетенции Отдела административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, и (или) выявлять признаки преступлений, производство неотложных следственных действий и (или) предварительного расследования форме дознания по уголовным делам по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные связанные с ними преступления и административные правонарушения; в соответствии с п.п.40 п.13 раздела III обязан осуществлять в части компетенции Отдела принятие мер, направленных на дополнительное исчисление и уплату (взыскание) таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в случае выявления нарушений регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании по результатам таможенной проверки, а также иных мер, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании; в соответствии с п.п.53 п.13 раздела III обязан применять меры по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, в части компетенции Отдела; в соответствии с п.п.59 п.13 раздела III обязан информировать начальника Отдела о результатах служебной деятельности, о выявленных в ходе работы признаках административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела; в соответствии с п.п.60 п.13 раздела III обязан возбуждать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также другие права и обязанности.

Таким образом, Матвеенков Р.С. будучи инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля, после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России, был наделен организационно-распорядительными функциями и властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, т.е. являлся представителем власти (должностным лицом).

Согласно п.6.2. приложения № <номер> к приказу Смоленской таможни от <дата> № <номер> «Об утверждении Порядка действий должностных лиц отдела контроля за ввозом и оборотом товаров, осуществляющих проверочные мероприятия в регионе деятельности Смоленской таможни с использованием и без использования мобильных комплексов» Матвеенков Р.С., являясь должностным лицом ОКВОТ, осуществляющим проверочные мероприятия в регионе деятельности Смоленской таможни с использованием и без использования мобильных комплексов, был обязан выявлять товары и транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации с нарушением международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

В 2022 году, но не позднее 30.04.2022 у И. П.В. возникла необходимость в организации беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из РБ грузов, перемещаемых, в том числе, с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, в целях предотвращения возможных задержек поставки товаров, для дальнейшей их реализации, за денежное вознаграждение кому-либо из инспекторов отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни за совершение незаконных действий по осуществлению беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из РБ транспортных средств с импортными товарами, перемещаемыми, в том числе, с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании.

В целях реализации намеченного И. П.В. обратился к ранее знакомому ему инспектору отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни Матвеенкову Р.С.

При этом, И. П.В. достоверно знал, что Матвеенков Р.С. занимал должность инспектора отдела контроля, за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни и являлся должностным лицом.

В 2022 году, но не позднее 30.04.2022, находясь на территории г.Смоленска И. П.В. в ходе состоявшегося между ним и Матвеенковым Р.С. разговора, склоняя Матвеенкова Р.С. к совершению коррупционного преступления – получению взятки, предложил Матвеенкову Р.С. на постоянной основе за денежное вознаграждение (взятку), в период выполнения им должностных обязанностей на стационарном посту, расположенном на 454 км. федеральной автодороги «М-1 Беларусь» (в районе н/п Красная Горка Краснинского района Смоленской области) неоднократно осуществлять беспрепятственный пропуск транспортных средств с импортными товарами, ввозимым с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, из расчета 60 000 рублей за въезд одного транспортного средства. При этом Матвеенков Р.С. полагал, что осуществлять указанные незаконные действия он будет в его (И. П.В.) интересах. На незаконное предложение И. П.В. он (Матвеенков Р.С.), действуя умышленно, осознавая общественную опасность и фактический характер своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде подрыва авторитета органов государственной власти, нарушения их нормальной деятельности и желая их наступления, из корыстных побуждений, выразил свое согласие.

При этом, с целью достижения единого преступного умысла, была достигнута следующая договоренность: Матвеенков Р.С. будет сообщать И. П.В. дату и время, в которое он сможет организовать беспрепятственный пропуск транспортных средств с импортными товарами через Государственную границу Р.Ф. из РБ в свою очередь И. П.В. будет передавать Матвеенкову Р.С. данные государственных регистрационных знаков транспортных средств, пропуск которых необходимо осуществит последнему. После этого, И. П.В. передаст Матвеенкову Р.С. денежные средства в качестве взятки за организацию беспрепятственного пропуска транспортных средств с импортными товарами, перемещаемыми, в том числе, с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, через Государственную границу из РБ.

После этого, в период с 01.04.2022 по 30.04.2022 в дни, когда Матвеенков Р.С., осуществлял дежурства на пункте пропуска, расположенном на 454 км. федеральной автодороги «М-1 Беларусь» (в районе н/п Красная горка Краснинского района Смоленской области), действуя согласно раннее достигнутой договоренности с И. П.В., с корыстной целью получения взятки в виде денег, совершил незаконные действия в пользу взяткодателя, входящие в его служебные полномочия, а именно: выполняя свои должностные обязанности при проведении таможенного контроля, беспрепятственно пропустил через Государственную границу Российской Федерации из Республики Беларусь указанные И. П.В. 2 грузовых транспортных средства, данные которых в ходе следствия не установлены, с импортными товарами, ввозимыми с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, (идентификационные сведения, наименование перевозимого груза в ходе предварительного следствия установить не представилось возможным).

Далее, в период с 01.04.2022 по 30.04.2022, но после того, как Матвеенков Р.С. осуществил беспрепятственный пропуск 2 названных выше транспортных средств, интересующих И. П.В. в ходе личной встречи в автомобиле, принадлежащем И. П.В., «Ниссан Кашкай» г.р.з. «<данные изъяты>», во дворе дома, расположенного по адресу: <адрес>, инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля Матвеенков Р.С., действуя умышленно, осознавая общественную опасность и фактический характер своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде подрыва авторитета органов государственной власти, нарушения их нормальной деятельности и желая их наступления, из корыстных побуждений, согласно ранее достигнутой договоренности, действуя с общим преступным умыслом, направленным на получение взятки в общей сумме 120 000 рублей, то есть в значительном размере, лично получил от И. П.В. 60 000 рублей в качестве взятки за совершение незаконных действий - организацию беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из Республики Беларусь 1 транспортного средства с импортным товаром, в том числе, ввозимым с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, то есть за совершение заведомо незаконных действий.

Далее, в период с 01.12.2022 по 31.12.2022 в ходе личной встречи в автомобиле, принадлежащем И. П.В. «Ниссан Кашкай» г.р.з. «<данные изъяты>», находясь во дворе дома, расположенного по адресу: <адрес>, инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля Матвеенков Р.С., действуя в продолжении реализации названного общего преступного умысла, направленного на получение взятки в общей сумме 120 000 рублей, то есть в значительном размере, умышленно, осознавая общественную опасность и фактический характер своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде подрыва авторитета органов государственной власти, нарушения их нормальной деятельности и желая их наступления, из корыстных побуждений, согласно ранее достигнутой договоренности, лично получил от И. П.В. 10 000 рублей в качестве взятки за организацию беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из РБ 1 транспортного средства с импортным товаром, в том числе, ввозимым с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, то есть за совершение заведомо незаконных действий. При этом Матвеенков Р.С. достиг преступной договорённости с И. П.В. о том, что последний позже передаст ему оставшуюся часть взятки в размере 50 000 рублей за ранее организованный им проезд транспортного средства, интересующего И. П.В.

Кроме этого, у Матвеенкова Р.С. в 2022 году, но не позднее 28.08.2022 возникла необходимость в организации беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из РБ грузов, перемещаемых, в том числе, с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, в целях предотвращения возможных задержек поставки товаров, для дальнейшей их реализации, за денежное вознаграждение кому-либо из инспекторов отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни, за совершение незаконных действий по осуществлению беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из РБ транспортных средств с импортными товарами, перемещаемыми, в том числе, с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании.

В целях реализации намеченного Матвеенков Р.С. решил обратиться к ранее знакомому ему инспектору отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни - В. С.А., при этом достоверно зная, что последний занимал должность инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни и являлся должностным лицом.

Так, В. С.А., на основании приказа Смоленской таможни ЦТУ ФТС России № <номер> от <дата> назначен на должность инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России стажером. Приказом № <номер> от <дата> В. С.А. назначен на должность инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России, и с ним заключен контракт о прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации с <дата> сроком на один год.

В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России (далее – ОКВОТ), утвержденным начальником Смоленской таможни <дата>, с положениями которой В. С.А. ознакомлен <дата> (далее – инструкция), последний, в том числе:

- в соответствии с п.1 раздела I – инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров (далее – Отдел) службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни (далее – инспектор) является должностным лицом таможенного органа Российской Федерации;

- в соответствии с п.п.23 п.10 раздела II имеет право проводить таможенный контроль в части компетенции Отдела, в формах таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС, а также с принятием мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- в соответствии с п.п.34 п.10 раздела II имеет право на самостоятельную остановку автомобильных транспортных средств, в том числе не осуществляющих международных перевозок товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет три с половиной тонны и более, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также на территории Смоленской области, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров и документов на них;

- в соответствии с п.п.36 п.10 раздела II имеет право истребовать при проведении таможенной проверки у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетность, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров;

- в соответствии с п.п.11 п.13 раздела III обязан активно участвовать в противодействии коррупции, в формировании в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- в соответствии с п.п.17 п.13 раздела III обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

- в соответствии с п.п.32 п.13 раздела III обязан проводить, в том числе в целях профилактики правонарушений в сфере таможенного дела, таможенный контроль после выпуска товаров, а также таможенный контроль, проводимый в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, для обеспечения соблюдения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров, для осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов в формах таможенного контроля, установленных статьей 322 ТК ЕАЭС, за исключением личного таможенного досмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных статьей 338 ТК ЕАЭС, за исключением поименованных в подпунктах 6-8 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС, а также пунктами 1 и 2 статьи 238 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях проверки: факта помещения товаров под таможенную процедуру; достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами; исполнения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела; соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС; соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС; соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством ЕАЭС и/или РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; соблюдения иных требований, установленных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами РФ и актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством РФ. Форма таможенного контроля «проверка таможенных, иных документов и (или) сведений» применяется при проведении таможенного контроля в соответствии со ст.261 Федерального закона;

- в соответствии с п.п.35 п.13 раздела III обязан выявлять, предупреждать и пресекать при проведении таможенного контроля в части компетенции Отдела административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, и (или) выявлять признаки преступлений, производство неотложных следственных действий и (или) предварительного расследования форме дознания по уголовным делам по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством РФ, а также иные связанные с ними преступления и административные правонарушения;

- в соответствии с п.п.40 п.13 раздела III обязан осуществлять в части компетенции Отдела принятие мер, направленных на дополнительное исчисление и уплату (взыскание) таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в случае выявления нарушений регулирующих таможенные правоотношения международных договоров РФ и актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства РФ о таможенном регулировании по результатам таможенной проверки, а также иных мер, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами РФ и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ о таможенном регулировании;

- в соответствии с п.п.53 п.13 раздела III обязан применять меры по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, в части компетенции Отдела;

- в соответствии с п.п.59 п.13 раздела III обязан информировать начальника Отдела о результатах служебной деятельности, о выявленных в ходе работы признаках административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

- в соответствии с п.п.60 п.13 раздела III обязан возбуждать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также другие права и обязанности.

Таким образом, В. С.А. будучи инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни ЦТУ ФТС России, был наделен организационно-распорядительными функциями и властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, т.е. являлся представителем власти (должностным лицом).

Согласно п.6.2 приложения № <номер> к приказу Смоленской таможни от <дата> № <номер> «Об утверждении Порядка действий должностных лиц отдела контроля за ввозом и оборотом товаров, осуществляющих проверочные мероприятия в регионе деятельности Смоленской таможни с использованием и без использования мобильных комплексов» В. С.А., являясь должностным лицом ОКВОТ, осуществляющим проверочные мероприятия в регионе деятельности Смоленской таможни с использованием и без использования мобильных комплексов, был обязан выявлять товары и транспортные средства, ввозимые на территорию РФ с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

28.08.2022 в дневное время Матвеенков Р.С. встретился с ранее знакомым ему инспектором отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни - В. С.А. возле д.№ <номер> д.<адрес>, где реализуя намеченный преступный умысел, действуя умышленно, осознавая общественную опасность и фактический характер своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде подрыва авторитета органов государственной власти, нарушения их нормальной деятельности и желая их наступления, из корыстных побуждений, склоняя В. С.А. к совершению коррупционного преступления – получению взятки, предложил последнему на постоянной основе за денежное вознаграждение (взятку) не препятствовать въезду на территорию РФ транспортных средств (микроавтобусов) с импортными товарами (ввозимыми на территорию РФ с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании) из расчета 10 000 рублей за въезд одного транспортного средства. При этом Матвеенков Р.С. оговорил, что осуществлять указанные незаконные действия В. С.А. будет в его (Матвеенкова Р.С.) интересах. На незаконное предложение последнего В. С.А., действующий в рамках оперативных мероприятий, проводившихся УФСБ России по Смоленской области, выразил согласие.

При этом, с целью достижения указанного выше преступного умысла, была достигнута договоренность о том, что В. С.А. будет сообщать дату и время, в которое он сможет организовать беспрепятственный пропуск транспортных средств с импортными товарами через Государственную границу РФ из РБ, Матвеенкову Р.С. который будет передавать В. С.А. данные государственных регистрационных знаков транспортных средств, пропуск которых необходимо будет осуществить В. С.А.

После этого, Матвеенков Р.С. передаст В. С.А. денежные средства в качестве взятки, за осуществление пропуска в его интересах, транспортных средств с импортными товарами, перемещаемыми с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, через Государственную границу РФ из РБ из расчета 10 000 рублей за 1 транспортное средство.

После этого, в период с 11 часов 00 минут 26.09.2022 до 11 часов 30 минут 27.09.2022, В. С.А. действующий в рамках оперативно-розыскных мероприятий, согласно графика дежурств, плана-задания на проведение проверочных мероприятий подразделениями контроля за ввозом и оборотом товаров № <номер> от <дата>, будучи инспектором отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни, исполняя свои должностные обязанности при проведении таможенного контроля на стационарном посту, расположенном на пункте пропуска «Рудня» (447 км. автодороги «Р-120» около н.п. Кругловка Руднянского района Смоленской области), получив от Матвеенкова Р.С. данные об интересующих его 7 транспортных средствах, согласно раннее достигнутой договоренности с последним, совершил незаконные действия в пользу взяткодателя, входящие в его служебные полномочия, а именно: выполняя свои должностные обязанности при проведении таможенного контроля, беспрепятственно пропустил через Государственную границу РФ из РБ указанные Матвеенковым Р.С. 7 (семь) транспортных средств с импортными товарами, в том числе, ввозимыми с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании.

Далее, в продолжение реализации преступного умысла в период с 11 часов 00 минут 30.09.2022 до 11 часов 30 минут 01.10.2022, В. С.А., действуя в рамках оперативно-розыскных мероприятий, согласно графика дежурств, плана-задания на проведение проверочных мероприятий подразделениями контроля за ввозом и оборотом товаров № <номер> от <дата>, будучи инспектором отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни, исполнял свои должностные обязанности при проведении таможенного контроля на пункте пропуска «Рудня» (447 км. автодороги «Р-120» около н.п. Кругловка Руднянского района Смоленской области), получив от Матвеенкова Р.С. данные об интересующих последнего 6 (шести) транспортных средствах, действуя согласно раннее достигнутой с ним договоренности, совершил незаконные действия в пользу взяткодателя, входящие в его служебные полномочия, а именно выполняя свои должностные обязанности при проведении таможенного контроля, беспрепятственно пропустил через Государственную границу РФ из РБ указанные Матвеенковым Р.С. 6 (шесть) транспортных средств с импортными товарами, в том числе, ввозимыми на территорию РФ с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании.

05 октября 2022 в период с 17 час. 05 мин. до 18 час. 10 мин., находясь возле д.№ <номер> по <адрес> Матвеенков Р.С., действуя умышленно и противоправно, руководствуясь корыстной заинтересованностью, преследуя цели беспрепятственного проезда транспортных средств с импортными товарами, ввозимым с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, выражающемся в ненаправления интересующих его транспортных средств для проведения таможенного досмотра, действуя с преступным умыслом, направленным на дачу взятки в общей сумме 130 000 рублей, то есть в значительном размере, лично передал инспектору отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля Смоленской таможни В. С.А. 120 000 рублей, то есть в значительном размере, в качестве взятки за организацию беспрепятственного пропуска через Государственную границу РФ из Республики Беларусь 12 транспортных средств с импортными товарами, в том числе, ввозимым с нарушением международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, то есть за совершение заведомо незаконных действий. При этом Матвеенков Р.С., указал В. С.А., что передаст оставшуюся часть взятки в размере 10 000 рублей за ранее организованный им проезд 1 транспортного средства позднее в связи с имеющимися материальными проблемами.

В ходе предварительного следствия с подсудимым Матвеенковым Р.С. заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, которое с представлением прокурора об особом порядке проведения судебного заседания поступило в Смоленский районный суд Смоленской области вместе с материалами уголовного дела.

Государственный обвинитель в судебном заседании указал на активное содействие подсудимого Матвеенкова Р.С. следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении и уголовном преследовании иных участников преступлений, в подтверждение чего предоставил суду доказательства, предусмотренные ч.4 ст.317.7 УПК РФ, анализ которых позволяет суду сделать вывод, что условия досудебного соглашения и обязательства обвиняемого Матвеенкова Р.С., предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, выполнены в полном объеме, подсудимый активно сотрудничал со следствием, дал правдивые показания по всем эпизодам преступлений, чем способствовал изобличению и уголовному преследованию исполнителей других преступлений, установлению роли каждого в совершенных коррупционных преступлениях.

В судебном заседании установлено, что подсудимому Матвеенкову Р.С. предъявленное обвинение понятно, с обвинением он согласен в полном объеме, свою вину в совершении преступлений признал полностью, пояснил суду, что осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, настаивал, что оно заявлено добровольно и после консультации с защитником и при его непосредственном участии.

В судебном заседании подсудимый Матвеенков Р.С. виновным себя признал полностью и подтвердил обвинение в полном объеме, указав, что полностью подтверждает свои показания, данные на предварительном следствии.

Указанные показания были исследованы судом на основании п.3 ч.1 ст. 276 УПК РФ (т.2 л.д.75-78, 86-89, 111-128, 170-174, 181-190, 234-241), из которых следует, что он, в полном объеме на стадии предварительного расследования давал полные признательные показания, которые согласуются с иными доказательствами по делу и изобличают иных участников преступной деятельности. При этом он также подтвердил ранее данные показания в ходе, проведенной с участием его и защитника проверки показаний на месте от 31 мая 2023 года (т.2 л.д.191-195).

После оглашения и исследования вышеназванных показаний и материалов дела подсудимый Матвеенков Р.С. показал суду, что его показания на предварительном следствии являются полными, исчерпывающими.

Относительно оказанного содействия следствию подсудимый Матвеенков Р.С. показал, что у следствия не было доказательств по вменяемому ему в вину преступлению по факту получения им взятки от И. П.В., с целью загладить свою вину, он дал показания, изобличающие его самого и И. П.В., чем помог раскрыть новые преступления.

Кроме этого, судом установлено, что в ходе предварительного следствия подсудимый неоднократно давал правдивые подробные показания, которые согласуются с иными собранными по делу доказательствами. Изобличил взяткодателя - И. П.В., указав вид и размер взятки, время, место и условия передачи взятки. Кроме того, сообщил о новом преступлении, совершенном им и иным лицом, в отношении которого в связи с этим возбуждено уголовное дело. Содействие подсудимого органам следствия имело важное значение для изобличения виновных лиц, установления роли каждого, способа и условий получения и дачи взятки и иных, существенных, обстоятельств по делу.

Таким образом, условия досудебного соглашения и обязательства подсудимого Матвеенкова Р.С., предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, выполнены в полном объеме.

Государственный обвинитель в судебном заседании, не возражал против удовлетворения ходатайства Матвеенкова Р.С. о рассмотрении дела в особом порядке судопроизводства.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что по делу имеются все основания для применения особого порядка проведения судебного заседания и вынесении приговора в отношении подсудимого Матвеенкова Р.С., с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, без проведения судебного разбирательства.

Ознакомившись с предъявленным Матвеенкову Р.С. обвинением и имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу, что обвинение обоснованно и подтверждается совокупностью доказательств по делу.

Действия подсудимого Матвеенкова Р.С. суд квалифицирует:

по ч.3 ст.290 УК РФ, как получение должностным лицом лично взятки в виде денег, в значительном размере, за незаконные действия;

по ч.3 ст.291 УК РФ, как дача взятки должностному лицу лично в значительном размере, за совершение незаконных действий.

Квалифицирующие признаки совершения преступления «должностным лицом» и в отношении «должностного лица», вменены по двум составам преступлений обоснованно, поскольку на момент совершения преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, Матвеенков Р.С. являлся должностным лицом – инспектором Смоленской таможни, как и на момент совершения преступления предусмотренного ст.291 УК РФ, он достоверно знал, что В. С.А., также является должностным лицом - инспектором Смоленской таможни.

Квалифицирующий признак «в значительном размере», также вменен по двум составам преступлений обоснованно, с учетом суммы взятки и примечания №1 к ст.290 УК РФ.

С учетом поведения Матвеенкова Р.С. в судебном заседании, который на учетах врача-психиатра не состоит, на лечении в СОКПБ не находился, оснований сомневаться в его психическом состоянии у суда не имеется. В связи с чем, суд признает его вменяемым по отношению к содеянному, подлежащим уголовной ответственности и наказанию за совершенные преступления.

При назначении вида и размера наказания Матвеенкову Р.С., суд в соответствии со ст.ст.6, 43 и 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельства их совершения, личность виновного, в том числе обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Матвеенков Р.С. совершил два умышленных тяжких преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, ранее не судим, имеет на иждивении двоих малолетних детей № <номер> и № <номер> г.р., УУП по месту регистрации и жительства характеризуется удовлетворительно, <данные изъяты>, по месту работы АО «НПП «Измеритель» характеризовался удовлетворительно имел благодарности, положительно характеризуется «Российским союзом спасателей», сведения о наличии хронических заболеваний в материалах дела отсутствуют, не назвал их и сам Матвеенков Р.С.

В соответствии с п.п. «г, и» ч.1 ст.61 УК РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, наличие на иждивении малолетних детей, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других иных лиц совершивших преступления.

Также в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого Матвеенкова Р.С., суд в соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ, учитывает полное признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья подсудимого и членов его семьи, совершение преступления впервые, наличие положительных характеристик.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

В связи с изложенным выше, а также учитывая данные о личности подсудимого, суд считает необходимым назначить Матвеенкову Р.С. по всем эпизодам преступлений наказание в виде лишения свободы, полагая, что назначив именно данный вид наказания, будут достигнуты цели восстановления социальной справедливости, исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК РФ, по каждому из совершенных преступлений, судом не установлено, в связи с этим оснований для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за каждое из преступлений, не имеется.

С учетом заключения Матвеенковым Р.С. досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных п.«и» ч.1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, суд назначает подсудимому наказание по правилам ч.2 ст.62 УК РФ.

Фактические обстоятельства преступлений, совершенных подсудимым, степень их общественной опасности, несмотря на наличие смягчающих наказание обстоятельств, не позволяют суду применить в отношении Матвеенкова Р.С. правила ч.6 ст.15 УК РФ и изменить категорию этих преступлений на менее тяжкие.

Обстоятельств, влекущих освобождение Матвеенкова Р.С. от уголовной ответственности или от наказания, предусмотренных гл.11 и 12 УК РФ судом не установлено, как и не установлено оснований для прекращения уголовного дела в отношении подсудимого.

Назначение более мягкого наказания за совершение данных преступлений в виде штрафа, по мнению суда, не будет отвечать целям и задачам уголовного наказания.

При этом, учитывая обстоятельства совершения преступлений, направленных против государственной власти, суд читает необходимым назначить Матвеенкову Р.С. дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в виде штрафа, размер которого суд определяет с учетом материального положения подсудимого, учитывая при этом наличие на его иждивении малолетних детей, отсутствие постоянного источника дохода в виде заработной платы, а также его трудоспособного возраста.

Суд считает обоснованным по всем эпизодам преступлений определить штраф в размере двух кратной сумме взятки, поскольку именно такой размер штрафа будет отвечать вышеназванным принципам назначения уголовного наказания с учетом обстоятельств совершения преступлений и их вида.

Исходя из принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации наказания, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности подсудимого, суд приходит к выводу, что исправление подсудимого Матвеенкова Р.С., возможно без его изоляции от общества и назначает ему наказание в виде лишения свободы с применением, ч.2 ст.62 УК РФ, в силу ст.73 УК РФ условно, с назначением испытательного срока, в течение которого подсудимый должен доказать свое исправление, с возложением на подсудимого в соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ дополнительных обязанностей, способствующих его исправлению.

Окончательное наказание Матвеенкову Р.С. подлежит назначению в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний, а также в соответствии с ч.4 ст.69 УК РФ окончательно дополнительное наказание определить путем частичного сложения назначенных наказаний.

Учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, обстоятельства совершенных преступлений, данные о личности подсудимого, его поведение до и после совершения преступлений, суд не находит оснований для замены назначенного наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со ст.53.1 УК РФ.

В ходе предварительного следствия постановлением Ленинского районного суда Смоленской области от 29 мая 2023 года были приняты меры в обеспечение исполнения приговора, в части взыскания штрафа и наложен арест на имущество принадлежащее Матвеенкову Р.С., денежные средства 10 000 рублей и 500 долларов США, а также золотую цепочку стоимостью 257626 рублей и золотой крест стоимостью 170 000 рублей

С учетом положений ч.9 ст.115 УПК РФ, поскольку в наложении ареста на указанные выше денежные средства не отпала необходимость, суд не находит оснований для отмены ареста, наложенного на денежные средства и имущество принадлежащие подсудимому, и считает необходимым данный арест сохранить до момента уплаты штрафа назначенного приговором суда.

Судьба вещественных доказательств разрешается судом с учетом ст.81 УПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.299, ст.ст.317.1-317.7 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Признать Матвеенкова Р.С., виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.291 и ч.3 ст.290 УК РФ, и назначить ему наказание по:

- ч.3 ст.290 УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере 140 000 (сто сорок тысяч) рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления на срок 2 (два) года;

- ч.3 ст.291 УК РФ в виде 2 (двух) лет лишения свободы со штрафом в размере 240 000 (двести сорок тысяч) рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления на срок 2 года.

На основании ч.ч.3, 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Матвеенкову Р.С. наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы со штрафом в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев.

На основании ст.73 УК РФ назначенное основное наказание в виде лишения свободы Матвеенкову Р.С. считать условным с испытательным сроком 4 (четыре) года.

В соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ обязать Матвеенкова Р.С. не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, один раз в месяц является для регистрации в указанный орган в установленные им сроки.

Матвеенкову Р.С. меру пресечения в виде домашнего ареста до вступления приговора суда в законную силу, оставить без изменения.

Арест, наложенный на денежные средства в сумме 10 000 рублей и 500 долларов США, хранящиеся в банковской ячейке, арендованной следственным управлением в отделении № 8609 филиала ОАО АК «Сберегательный банк РФ» по адресу: г.Смоленск, ул.Нормандии Неман, д.23, а также золотую цепочку стоимостью 257626 рублей и золотой крест стоимостью 170 000 рублей, хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств второго отдела по расследованию ОВД СУ СК России по Смоленской области, не отменять, сохранив до момента исполнения наказания, в виде штрафа назначенного приговором суда.

Вещественные доказательства по вступлению приговора в законную силу:

CD-R диск № <номер>, CD-R диск № <номер> с материалами ОРД; диск с данными кредитного учреждения ПАО «Сбербанк», диск с данными, извлеченными из мобильных телефонов Матвеенкова Р.С.; диск с образцами голоса Матвеенкова Р.С. хранящиеся при материалах уголовного дела – хранить при деле;

денежные средства в сумме 120 000 рублей (24 купюры номиналом 5 000 рублей номер АЬ 3068438, ЕВ 9990199, АН 0750789, МЭ 1535287, КВ 2519978, ВЛ 8169774, КЯ 0048286, КМ 8310711, СИ 6462959, ЕВ 2687219, ЗА 6057436, ТК 3380988, МЬ 5555058, АЬ 6237287, бз 2571557, гт 2763674, ЕК 4592346, ВЭ 7413403, ГК 2086796, ВН 7993549, ГН 8529975, ЗБ 4037764, ИЗ 4172329, КМ 1465729), хранящиеся в банковской ячейке, арендованной следственным управлением в отделении №8609 филиала ОАО АК «Сберегательный банк РФ» по адресу: г.Смоленск, ул.Нормандии Неман, д.23 – конфисковать и обратить в доход государства.

Приговор может быть обжалован в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение 15 суток, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 389.15 УПК РФ.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении ему защитника в течение 15 суток со дня вручения ему копии приговора и в тот же срок со дня вручения ему копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих его интересы.

Также в течение трех суток со дня окончания судебного заседания после постановления приговора, осужденный вправе заявить ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания (и его аудиозаписью) и материалами дела.

Кассационная жалоба, подлежащая рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 и 401.8 УПК РФ, может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Смоленский районный суд Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора, а для осужденного, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу.

Председательствующий      А.А. Захаров

1-137/2023

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Смоленская транспортная прокуратура
Другие
Матвеенков Роман Сергеевич
Коллегия адвокатов "Ваш адвокат"
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Захаров Александр Александрович
Статьи

ст.291 ч.3

ст.290 ч.3 УК РФ

Дело на сайте суда
smol--sml.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация поступившего в суд дела
21.07.2023Передача материалов дела судье
25.07.2023Решение в отношении поступившего уголовного дела
01.08.2023Судебное заседание
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
24.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Приговор)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее