№ 2-49/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колосовский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Сорокиной Н.В.,
при секретаре Карасёвой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Колосовка 29 апреля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новологиновского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области об обязании оборудовать здание администрации тактильными направляющими полосами и мнемосхемой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Новологиновского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области оборудовать здание администрации тактильными направляющими полосами и мнемосхемой в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований со ссылкой на ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 6 ч. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 7.1.8 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» указано, что на территории Новологиновского сельского поселения проживают инвалиды по зрению. В нарушение вышеуказанных требований закона здание администрации не оснащено тактильными направляющими полосами и мнемосхемой. На обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов нарушают права и интересы неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ и передвижение в здании администрации Новологиновского сельского поселения, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Помощник прокурора Колосовского района Омской области Керейбаева Д.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их в части обязания оборудовать здание администрации тактильно-контрастными указателями и тактильной мнемосхемой.
Представитель ответчика администрации Новологиновского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Из ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр утвержден «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Пункт 8.1.6 СП 59.13330.2016 содержит технические требования для установки информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы.
В соответствии с п. 4.1 СП 59.13330.2016 в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Согласно п. 8.1.6 СП 59.13330.2016 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
В нарушение указанных норм здание администрации Новологиновского сельского поселения не оборудовано средствами для беспрепятственного доступа инвалидов имеющих ограничения по зрению, а именно отсутствуют тактильно-контрастные указатели и тактильная мнемосхема.
Факт допущенных нарушений подтверждается представлением прокурора Колосовского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-8), информацией администрации Новологиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), информацией БУ «КЦСОН Колосовского района» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69).
До настоящего времени ответчиком не принято мер для оборудования здания администрации Новологиновского сельского поселения тактильно-контрастными указателями и тактильной мнемосхемой, что нарушает права и обязанности неопределенного круга лиц – инвалидов, имеющих ограничения по зрению, на беспрепятственный доступ к зданию администрации и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
С учетом исследованных доказательств, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд учитывает положения ст. 206 ГПК РФ, из которых следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а также разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», в соответствии с которыми решение суда не должно вызывать затруднений при исполнении.
Принимая во внимание, объем финансовых затрат и необходимых мероприятий на указанные цели, суд с учетом мнения прокурора полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2020 ░░░░