Дело №2-415/2023
59RS0005-01-2022-005473-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2023 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе :
председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Исуповой К.И.,
с участием п/истца помощника прокурора Зеленина А.А., п/3-го лица МКУ «Управления муниципальным жилищным фондом г.Перми» МКУ Белавкин Д.А., п/3-го лица АНО МКЦ «Планета» Никроенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности,
установил :
прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации Мотовилихинского района г. Перми о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в деятельности администрации г.Перми и ее функциональных и территориальных органов, в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселяемых в рамках полномочий органов местного самоуправления, обеспечения безопасности неэксплуатируемых объектов в муниципальной собственности. В ходе проверки проведенной совместно с представителем администрации Мотовилихинского района г.Перми прокуратурой установлено, что многоквартирные дома по адресам: <адрес> настоящее время расселены, но не снесены. Многоквартирные дома по адресам: <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу. По состоянию на 22.07.2022 указанные дома также находятся в полуразрушенном состоянии, окна и двери в помещениях частично отсутствуют, следов проживания граждан в указанных многоквартирных домах на момент проверки не обнаружено, сохранность имущества в многоквартирном доме не обеспечивается, выявлено повреждение конструктивных элементов. Пустующие помещения с открытым доступом в указанных домах являются благоприятных фактором для совершения противоправных деяний и способствуют возникновению ситуаций в результате которых могут быть получены повреждения гражданами. Так, в истекшем периоде 2022 года в многоквартирном доме по адресу <адрес> установлено 4 факта возгорания, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> зафиксирован 1 факт возгорания. Вместе с тем, указанные многоквартирные дома находятся полуразрушенном состоянии, сохранность имущества в многоквартирных домах не обеспечивается, ограждения отсутствуют. Наличие свободного доступа в неснесенные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях. Аварийные дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры и создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. По указанным фактам прокуратурой района в адрес администрации г.Перми вынесено представление, однако действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений органом местного самоуправления не принято.
Уточнив исковые требования, определив круг ответчиков, учитывая удовлетворение требований ответчиком добровольно в ходе рассмотрения спора в части сноса многоквартирных домов по адресу <адрес>, просит возложить обязанность на Администрацию г.Перми обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц, путем возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: <адрес> до их фактического сноса, обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению; возложить обязанность на Администрацию г.Перми обеспечить снос фактически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения аналогичные доводам изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ранее в материалы дела направили отзыв, указав, что многоквартирные жилые дома по адресам <адрес> включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №-П. Обязанность поддерживать расселенные муниципальные жилые помещения в надлежащем состоянии не допуская бесхозяйственного обращения осуществляется МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» и управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами. Мероприятия по ограничению доступа в пустующие муниципальные жилые помещения проводились Учреждением 03.08.2022, 09.08.2022, работы по установке сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным дома и неэксплуатируемым объектам не предусмотрено Уставом Учреждения. Ограничение доступа в многоквартирные дома, проведение охранных мероприятий до прекращения эксплуатации многоквартирных домов является обязанностью управляющей организации.
Представитель 3-го лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в судебном заседании исковые требования не признал, поддерживал позицию изложенную представителем ответчика.
Представитель 3-го лица АНО МКЦ «Планета» в судебном заседании исковые требования истца поддержала в части возложения на ответчика обязанности по сносу расселенных многоквартирных домов.
Представители третьих лиц администрации Мотовилихинского района г. Перми, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, ООО УК "Куб", ООО УК "Основа", ООО АНО Мгонофукциональный коммунальный центр "Планета", ООО УК "Водолей", МБУ "Полигон", Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривает обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В силу ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28.10.2010 №390 «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Частью 1 чт.37 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся дельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их значению невозможно.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми на основании решений о проведении проверки от 25.07.2022 №228, от 21.07.2022 №224 проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в деятельности администрации г.Перми и ее функциональных и территориальных органов, в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселяемых в рамках полномочий органов местного самоуправления, обеспечения безопасности неэксплуатируемых объектов в муниципальной собственности.
В ходе проверки, проведенной совместно с представителем администрации Мотовилихинского района г.Перми, установлено, что многоквартирные дома по адресам: <адрес> настоящее время расселены, но не снесены. Многоквартирные дома по адресам: <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу. По состоянию на 22.07.2022 указанные дома также находятся в полуразрушенном состоянии, окна и двери в помещениях частично отсутствуют, следов проживания граждан в указанных многоквартирных домах на момент проверки не обнаружено, сохранность имущества в многоквартирном доме не обеспечивается, выявлено повреждение конструктивных элементов, что подтверждается Актом проверки от 21.07.2022.
25.07.2022 прокурором Мотовилихинского района г.Перми в адрес заместителя главы администрации г.Перми направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №-п утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 (далее - Региональная программа).
В соответствии с п. 2.1, п.2.2 Региональной программы основными целями и задачами Региональной программы являются в том числе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и использование земельных участков, освободившихся после сноса признанных аварийными многоквартирных домов, под строительство новых объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела многоквартирные жилые дома по адресам: <адрес> включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №-п.
По информации предоставленной администрацией г. Перми проведение работ по сносу многоквартирных домов по адресам <адрес> запланировано в 2023 году. Снос не расселенных многоквартирных домов, за исключением многоквартирного дома по <адрес>, будет произведен после их полного фактического и юридического расселения. Возможность сноса многоквартирного <адрес> отсутствует, так как он является предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательным местом «Соцгородок «Рабочий поселок» (<адрес>).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 11.04.2013 № от 18.06.2013 многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Исходя из письма Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 10.02.2022 № здание расположенное, по адресу <адрес> является предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Соцгородок «Рабочий поселок».
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 11.04.2013 № № от 30.09.2014 многоквартирный дом по адресу <адрес>Б признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из распоряжения начальника управления жилищных отношений Администрации г.Перми от 11.04.2019 № многоквартирный дом по адресу <адрес> Б признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 11.04.2013 № № от 29.10.2015 выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> в г. Перми аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 21.01.2016 № многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
По информации предоставленной ответчиком 01.02.2023 в многоквартирном доме по адресу <адрес> всего 28 жилых помещений, расселено 28, в многоквартирном доме по адресу <адрес> всего жилых помещений 30, расселено 30, в многоквартирном доме по адресу <адрес> всего жилых помещений 61, расселено 61.
Таким образом, судом достоверно установлено, что на территории города Перми до настоящего времени имеется ряд не снесенных расселенных аварийных домов.
Так, аварийные многоквартирные дома по адресам <адрес> полностью расселены, снос домов не производился, ограждения отсутствуют, в связи с чем имеется доступ неограниченного количества людей, предупреждающие таблички также отсутствуют.
Установлено, что иные жилые помещений взамен аварийных гражданам предоставлены, помещения в аварийных домах переданы в муниципальную собственность.
Несмотря на то, что указанные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, до настоящего времени не снесены и представляют собой опасность для окружающих. Более того, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к территории указанных домов, до их сноса администрацией г.Перми не приняты.
Учитывая, что данные аварийные дома полностью расселены, вышеперечисленные обязанности возложены на администрацию г.Перми однако по настоящее время не исполнены.
Непринятие мер по ликвидации расселенного аварийного жилого фонда, а также по обеспечению безопасности в расселенных домах недопустимо, поскольку обрушение зданий может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц.
Наличие свободного доступа в аварийный жилой фонд не исключает возможность совершения правонарушений в его помещениях, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
В материалы дела представлены доказательства того, что строения и земельные участки находятся в ненадлежащем состоянии, представляют опасность.
Таким образом, из обстоятельств дела следует, что только возложение указанных мер будет способствовать выполнению требований закона о принятии мер препятствующих несанкционированному доступу людей в строения и на земельные участки.
Согласно положениям ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Стороной ответчика допустимых и достаточных доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела суду представлено не было.
Доводы представителя ответчика о том, что надлежащими ответчиками должны выступать МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» и управляющие организации, суд находит не состоятельными, поскольку обязанности в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселяемых в рамках полномочий органов местного самоуправления, обеспечения безопасности неэксплуатируемых объектов в муниципальной собственности, в силу закона возложены на администрацию муниципального образования, и делегирование полномочий не может являться обстоятельством, прекращающим обязанности администрации города Перми.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Мотовилихинского района г.Перми являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Возлагая на администрацию г.Перми обязанность обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц, путём возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: <адрес> до их фактического сноса, суд считает возможным обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению.
В части возложения обязанности обеспечить снос фактически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> установить срок - в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ПК РФ, суд
решил :
исковые требования прокурора Мотовилихинского район г.Перми, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать администрацию города Перми обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц, путём возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: <адрес> до их фактического сноса, обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению.
Обязать администрацию города Перми обеспечить снос фактически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам <адрес> в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья: подпись. Копия верна. Судья –
Решение не вступило в законную силу. Секретарь
Мотивированная часть решения изготовлена 16.05.2023.