Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Иркутск 28 сентября 2022 года
Судья Иркутского районного суда Иркутской области Шеркункова С.А.,
рассмотрев жалобу защитника Гузина Р.Н. в интересах Чубаровой О.В. на постановление государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору И. от **/**/**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
ИП Чубаровой О.В., ~~~,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору И. от **/**/**** Чубарова О.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник Гузин Р.Н. в интересах Чубаровой О.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, приводя в обосновании свои доводы.
В судебное заседание Чубарова О.В., защитник, прокурор Иркутского района не явились, о его времени и месте были извещены надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, судья приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом, что в ходе проведения осмотра по адресу: .... выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в Акте проверки от **/**/****, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08 г. № 123-ФЗ; СП 1.131330 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194, а именно:
- в нарушение пп. н, п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», допущена эксплуатация здания после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего требованиям нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (индивидуальный жилой дом Ф 1.4 эксплуатируется для временного пребывания престарелых Ф 1.1);
в нарушение п. 2,3 ст. 4, п. 2 ст. 52 ФЗ от 22.08.208 г. № 123-ФЗ «Технический регламент требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.19 СП 1.131330 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194, ширина эвакуационного выхода из комнат № 2, 3 составляет 0,68 м. (измерения проводились дальномером HILTI PD 30 2 класса точности) при требуемой 0.8 м.;
в нарушение п. 2,3 ст. 4, п. 2 ст. 52 ФЗ от 22.08.208 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.4 СП 1.131330 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194, ширина эвакуационного выхода из общего коридора в тамбур, ведущий непосредственно наружу, составляет 0.78 м. (измерения проводились дальномером HILTI PD 30 2 класса точности) при требуемом 1.2 м.;
- в нарушение п. 2,3 ст. 4, п. 2 ст. 52 ФЗ от 22.08.208 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.4 СП 1.131330 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194, ширина эвакуационного выхода из тамбура непосредственно наружу составляет 0.86 м. (измерения проводились дальномером HILTI PD 30 2 класса точности) при требуемом 1.2 м.
- в нарушение пп. А, п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции в помещении бойлерной.
- в нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», допущена эксплуатация твёрдотопливного котла (печи) без предтопочного листа, изготовленного из негорючих материалов размером не менее 0,5 х 0,7 метра.
- в нарушение п. 2,3 ст. 4, п. 2 ст. 52 ФЗ от 22.08.208 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.4 СП 1.131330 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194, ширина эвакуационного выхода из кухни непосредственно наружу составляет 0.73 м. (измерения проводились дальномером HILTI PD 30 2 класса точности) при требуемом 1.2 м.;
- в нарушение пп. Ж п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, допущено размещение мебели у эвакуационного входа, ведущего из кухни непосредственно наружу;
- в нарушение п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, отсутствуют указатели со светоотражающей поверхностью, обеспечивающих направление движения к источникам противопожарного водоснабжения;
- в нарушение, п. 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в местах установки приемно- контрольных приборов пожарных отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
Изложенное явилось основанием для привлечения ИП Чубаровой О.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, копией объяснений Св, выпиской из ЕГРН, решением о проведении проверки от **/**/****, заключением специалиста от **/**/****, актом проверки от **/**/****, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт нарушения ИП Чубаровой О.В. требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в том числе руководителей организаций, регулируются положениями статьи 37 названного Закона.
Вывод должностного лица и суда о наличии в действиях ИП Чубаровой О.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что Чубарова О.В. не является собственником жилого помещения, несостоятельны. На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Поскольку Чубарова О.В. была уполномочена совершать в отношении такого имущества определенные действия по владению, пользованию или распоряжению, (включая действия направленные на соблюдение требований пожарной безопасности), следовательно, она правомерно привлечена к административной ответственности за выявленное правонарушение.
Ссылка заявителя на то, что здание уже введено в эксплуатацию, изменение класса функциональной опасности здания не происходило, не освобождает об обязанности соблюдать противопожарные требования, предъявляемые к противопожарному режиму эксплуатации объекта, поскольку именно Чубаровой О.В. произведено изменение его функционального назначения.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Доводы Чубаровой О.В., что она осуществляла пользование жилым домом как физическое лицо, и его функциональное назначение не изменялось опровергается вышеизложенными материалами дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела и личности виновного, в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном размере.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшийся по делу акт как незаконный и необоснованный, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 и п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору И. от **/**/**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Чубаровой О.В. - оставить без изменения, жалобу защитника Гузина Р.Н. в интересах Чубаровой О.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Иркутского районного суда
Иркутской области Шеркункова А.В.