УИД: 66RS0052-01-2022-001416-77
<данные изъяты>
Гражданское дело № 2-58/2023 (2-1073/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 21 марта 2023 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васьковой О.Н.,
при секретаре Махневой Е.А.
с участием:
помощника Сухоложского городского прокурора Амиевой ФИО12,
представителей ответчиков – Цепелевой ФИО13, Балабай ФИО14, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Хомяковой ФИО15, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Будкевич ФИО16, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Митрюева ФИО17, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Филатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог», Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанностей,
установил:
Сухоложский городской прокурор обратился с иском в суд, просит обязать ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» (далее – ГКУ СО «УАД») обеспечить надлежащее водоотведение на участке км 17+890 - км 17+905 автомобильной дороги регионального значения общего пользования «г. Камышлов - г. Сухой Лог», в том числе: провести работы по прочистке водопропускной трубы, расположенной на 17 км+905 автомобильной дороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог» в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; оборудовать водоотводное устройство - водоотводный лоток по сбору ливневых, грунтовых и талых вод на участке км 17+890 - км 17+905 автомобильной дороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог», а также внести изменения в технический паспорт автомобильной дороги в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ГБУ СО СО «Филатовский СРЦН» провести комплекс мероприятий по организации водоотведения ливневых, грунтовых и талых вод на земельном участке с кадастровым номером №, в том числе по обустройству водоотводных лотков с решетками, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведения надзорных мероприятий выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии участка автомобильной дороги регионального значения общего пользования «г. Камышлов - г. Сухой Лог» км 17+890 - км 17+905, отраженные в акте от 17.10.2022: загрязнение водопропускной трубы, расположенной на 17 км+905 автодороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог», препятствующее проходу воды; выпуск поверхностного стока осуществляется в размываемый, замкнутый овраг, отсутствуют водоотводные лотки, что является нарушением п. 7.59 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85, утв. и введенного в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр; на территории ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствуют водоотводные лотки с решетками, что является нарушением п.п. 4.1, 4.9 СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №964/пр. Проведенной проверкой установлено, что ответчиком ГКУ СО «УАД» должным образом не обеспечено водоотведение на участке дороги км 17+890 - км 17+905 (загрязнение водопропускной трубы, расположенной на 17 км+905 автодороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог», препятствующее проходу воды; выпуск поверхностного стока осуществляется в размываемый, замкнутый овраг, отсутствуют водоотводные лотки), в результате чего, ливневые, грунтовые и талые воды стекают на рельеф местности, подтапливают территорию ГБУСО СО «Филатовский СРЦН», деформируют ограждение учреждения, что подтверждается актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) с фототаблицей от 17.10.2022. Кроме того, в ходе проверки установлено, что водоотводная канава также проходит по территории ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» на земельном участке с кадастровым номером №. Установлено, что на территории учреждения, на земельном участке с кадастровым номером №, также должным образом не обеспечено водоотведение (отсутствуют водоотводные лотки с решетками), в результате чего сточные воды стекают на рельеф местности. Указанное нарушает права и законные интересы детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в ГБУСО СО «Филатовский СРЦН», на благоприятные условия проживания в учреждении, социальное обслуживание, реабилитацию и (или) абилитацию. В результате бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения ливневых и грунтовых вод, происходит систематическое подтопление территории учреждения, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы несовершеннолетних, проживающих в ГБУСО СО «Филатовский СРЦН», а также создается угроза безопасности пешеходов и владельцев транспортных средств.
Ответчик ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» представило письменный отзыв на иск (л.д. 100-101), в котором указали, что канава для сточных вод, проходящая по закрепленной за учреждением территории, образовалась стихийно в весенний период при стоке вод с близлежащей дороги и из под дороги. Канава не является объектом инфраструктуры учреждения, не входит в состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения учреждения и не является его имуществом. Сведений о регистрации данного объекта официально не имеется ни в учреждении, ни в администрации муниципалитета. Причина подтопления территории учреждения находится за её пределами, а именно: должным образом не обеспечено водоотведение на участке дороги км 17+890 - км 17+905 автодороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог», поверхностный сток вод осуществляется в размываемый замкнутый овраг, отсутствуют водоотводные лотки, в результате чего, ливневые, грунтовые и талые воды стекают на рельеф местности, подтапливают территорию ГБУСО СО «Филатовский СРЦН», деформируют опоры ограждения учреждения. Считают, что обустройство на территории ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» водоотводной канавы повлечет нарушение учреждением санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, так как наличие на территории организации, предназначенной для воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи сооружений, функционально не связанных с ее деятельностью, не допускается. Вынужденные меры по обустройству данной канавы были предприняты учреждением с целью защиты от подтопления хозяйственных построек. Кроме этого, наличие водоотводной канавы на территории детского учреждения может представлять угрозу безопасности несовершеннолетних воспитанников учреждения.
Ответчик Министерство социальной политики по Свердловской области представили письменный отзыв (л.д.111-114), в котором просят в удовлетворении исковых требований к ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» отказать в полном объеме, так как систематическое подтопление территории ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» в результате которого образовалась водоотводная канава, происходит из-за фактов, расположенных за пределами территории учреждения, полномочиями по их устранению ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» не обладает. Обустройство образовавшейся на территории учреждения канавы водоотводными лотками с решетками не устранит причины поступления на территорию учреждения талых и сточных вод и подтопления зданий и сооружений, расположенных на территории учреждения, а также не создаст безопасные условия для проживания несовершеннолетних в ГБУСО СО «Филатовский СРЦН», повлечет нарушение СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», предусматривающих запрет на размещение на территории детских учреждений сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для обеспечения населенных пунктов.
Третье лицо АО «Свердловскавтодор» представили письменный отзыв (л.д.102-104), в котором указали, что 06.05.2020 между АО «Свердловскавтодор» и ГКУ СО «УАД» был заключён государственный контракт №, согласно которому на обслуживании филиала Сухоложского ДРСУ, в том числе, находится автомобильная дорога г. Камышлов -г. Сухой Лог. Как указано в п. 5.1.1.5 контракта, Подрядчик обязан выполнить все необходимые работы, относящиеся к содержанию, согласно классификации работ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года №. В соответствии с п.п. 1 п.6 вышеуказанного приказа в состав работ по содержанию по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода в том числе, входят следующие мероприятия: поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке; устройство дренажных прорезей; противопаводковые мероприятия; закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных, труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов. Указанные виды работ филиалом Сухоложского ДРСУ проводятся два раза в год, весной и осенью, в том числе и водопропускной трубы расположенной на участке автомобильной дороги г. Камышлов - г. Сухой Лог на км 17+905. Кроме того, на основании предписания ГКУ СО «УАД» от 13.10.2022 № были проведаны дополнительные работы по профилированию водоотводных канав на участке автомобильной дороги г. Камышлов - г. Сухой Лог на км 17+870 -17+890 на съезде справа. В техническом паспорте автомобильной дороги г. Камышлов-г. Сухой Лог на км 17+905 имеется железобетонная, водопропускная труба без оголовков, при этом водоотводные сооружения в виде продольных лотков отсутствуют. АО «Свердловскавтодор» считает, что ввиду отсутствия в техническом паспорте автомобильной дороги г. Камышлов - г. Сухой Лог водоотводных сооружений в виде продольных лотков, организация капитального ремонта невозможна без изменения технического паспорта дороги.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, в качестве третьего лица привлечено ОАО «МРСК Урала».
В судебном заседании помощник Сухоложского городского прокурора Амиева ФИО18 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Цепелева ФИО19 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Пояснила, что вода стоит постоянно, водоотводная канава образовалась сама, вода проложила себе дорогу, ее раньше не было и не должно быть.
Представитель ответчика ГКУ СО «УАД» Митрюев ФИО20 в судебном заседании указал, что часть требований выполнена, труба прочищена в октябре 2022 года. Водоотведение выполнено в соответствии с установленными требованиями, канава не является причиной подтопления ГБУСО СО «Филатовский СРЦН».
Представитель ответчика Министерства социальной политики по Свердловской области Будкевич ФИО21 в судебном заседании поддержала доводы, указанные в отзыве. Пояснила, что ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» самостоятельно несет бремя содержания имущества, переданного ему в оперативное управление, а также земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование. Требование прокурора по обустройству канавы как технического сооружения, предназначенного для водоотведения сточных вод, поступающих на территорию учреждения с с.Филатовское и участка дороги не основано на законе. В соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 через собственную территорию не должны проходить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов. Кроме того, обустройство учреждением на своей территории системы водоотведения для сточных вод с автодороги и с.Филатовское не входит в компетенцию учреждения. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной политики по Свердловской области Хомякова ФИО22 возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Пояснила, что водоотводные сооружения на территории учреждения, представляют опасность для воспитанников. Свод правил применяемый прокурором к учреждению не распространяет на него своего действия, он распространяется на проектирование систем объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических, общественно-деловых и коммунально-бытовых объектов.
Представитель ответчика Министерства социальной политики по Свердловской области Балабай ФИО23 возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Указал, что талая и дождевая вода с территории учреждения уходит естественным путем.
Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Представитель третьего лица ОАО «МРСК Урала» Лобанова ФИО24 просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.171-172).
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов) включены в состав работ по содержанию автомобильных дорог (подпункт «в» пункта 6); устройство недостающих элементов системы водоотвода (в том числе новых водопропускных труб, дренажей, прикромочных и телескопических лотков, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации и других элементов) относится к комплексу работ капитального ремонта автомобильных дорог (подпункт «и» пункта 4).
Согласно п. 7.59 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утв. и введенного в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр, для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Как установлено в судебном заседании, Сухоложской городской прокуратурой на основании обращения директора ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» (л.д.13-14) проведены надзорные мероприятия по факту того, что на территорию учреждения поступает талая и дождевая вода с дороги, подмывает опоры забора, водоотводная канава с дороги проходит и по территории учреждения, что недопустимо по санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям безопасности жизнедеятельности детей (л.д.13).
ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, правообладателем земельного участка является Свердловская область, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.178-179).
Рядом с ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» проходит автомобильная дорога регионального значения общего пользования «г.Камышлов-г.Сухой Лог» км 17+890-км 17+905.
Автомобильная дорога «г. Камышлов - г. Сухой Лог» входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 737-ПП, и находится в собственности Свердловской области и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ СО «УАД».
До обращения к Сухоложскому городскому прокурору ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» обращалось к ГКУ СО «УАД» 08.10.2021 о необходимости организации дождевой системы вдоль дороги (л.д.15).
Согласно ответу ГКУ СО «УАД» на обращение от 10.11.2021 подрядной организацией АО «Свердловскавтодор» выполнены мероприятия по восстановлению водоотводных канав автомобильной дороги г.Камышлов-г.Сухой Лог на участке км 17+870 – км 17+890 (л.д.16).
Сведения о профилировании водоотводных канав на км 17+870-км 17+890 АО «Свердловскавтодор» подтверждаются предписанием от 13.10.2022 и сведениями о выполнении мероприятий, фотографиями (л.д.106,107,108-109).
На обращение директора ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» от 17.11.2021 ГКУ СО «УАД» дан ответ согласно которому укрепление канав на спорном участке дороги с помощью бетонных лотков не предусмотрено контрактом и техническим паспортом дороги (л.д.18).
В соответствии с Техническим паспортом автомобильной дороги регионального значения общего пользования «г.Камышлов-г.Сухой Лог» (л.д. 42-64, 141-144), Проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу (л.д.162-163) на км 17+905 находится водопропускная труба, расположенная под основным покрытием автомобильной дороги, без оголовков, техническое состояние – неудовлетворительное.
Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 17.10.2022 установлено, что водоотводная канава отведена от ограждения ГБУСО СО «Филатовский СРЦН». Выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии участка автомобильной дороги: загрязнение водопропускной трубы, расположенной на км 17+905 автодороги «г.Камышлов-г.Сухой Лог», препятствующее проходу воды; выпуск поверхностного стока осуществляется в размываемый, замкнутый овраг, отсутствуют водоотводные лотки, что является нарушением п. 7.59 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утв. и введенного в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр; на территории ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствуют водоотводные лотки с решетками, что является нарушением п.п. 4.1, 4.9 СП 104.13330.2016. Свод
правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления.
Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утв. Приказом Минстроя России
от 16.12.2016 №964/пр (л.д.24-28).
В ходе контрольной проверки 21.11.2022 установлено, что нарушения в виде загрязнения водопропускной трубы, расположенной на км 17+905 автодороги «г.Камышлов-г.Сухой Лог», препятствующие проходу воды, не устранены (л.д.65-68).
В рамках государственного контракта № от 06.05.2020, заключенного между ГКУ СО «УАД» и АО «Свердловскавтодор» на подрядчика, возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области и искусственных сооружений, расположенных на них (л.д. 154-161).
Материалами дела подтверждается, что водопропускная труба на км 17+905 автодороги «г.Камышлов-г.Сухой Лог» загрязнена, что препятствует проходу воды. Доводы ответчика ГКУ СО «УАД» о том, что загрязнение устранено, суд находит несостоятельными, в связи с чем, в указанной части исковое заявление подлежит удовлетворению.
Обсуждая заявленный прокурором в иске срок проведения мероприятий по прочистке водопропускной трубы – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает его достаточным и разумным.
ГОСТ Р 59611-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст) распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
Согласно п.6.2.20 ГОСТ Р 59611-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст) укрепление водоотводных канав следует выполнять в зависимости от продольного уклона дна канавы по таблице 3: без укрепления в песчанных и супесчаных грунтах уклон до 10 ‰, в суглинистах грунтах и глинах – до 20 ‰.
Согласно Линейному графику (л.д.64) средний продольный уклон автодороги составляет 3 ‰.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости оборудования водоотводных лотков на участке км 17+890 – км 17+905 автомобильной дороги «г.Камышлов –г.Сухой Лог». Для данного вида дороги со средним продольным уклоном 3 ‰ ГОСТ Р 59611-2021 не предусматривает указанных требований. В связи с чем, в указанной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования Сухоложского городского прокурора к ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» суд приходит к следующему.
Согласно п.10, 11 Устава ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» (л.д.71-80) бюджетное учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания граждан, профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан имеющих детей, а также реабилитация и (или) абилитация детей-инвалидов.
Из материалов дела следует, что по территории земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» проходит водоотводная канава, образовавшаяся при стоке вод с автомобильной дороги «г.Камышлов –г.Сухой Лог».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены и с 01 января 2021 года введены в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования в числе иного к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении обозначенной деятельности (пункты 1.1, 1.2).
Пунктом 2.1.1 СП 2.4.3648-20 определено, что при размещении объектов хозяйствующим субъектом должны соблюдаться следующие требования: через собственную территорию не должны проходить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов.
Расположение на собственной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта, не допускается (п.2.2.5. СП 2.4.3648-20).
Согласно п.1 СП 104.13330 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления" данный свод правил распространяется на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических, общественно-деловых и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов.
В соответствии с п. 4.1 СП 104.13330 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления" при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования.
В силу п. 43 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481, организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что канава, проходящая по территории земельного участка, принадлежащего ГБУСО СО «Филатовский СРЦН», не предназначена для обеспечения деятельности учреждения, не является объектом его инфраструктуры, выполняет функцию по отводу воды, поступающей с автодороги «г.Камышлов –г.Сухой Лог» и с.Филатовское.
При этом суд учитывает, что ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» без организации указанного комплекса мероприятий справляется с отводом талых вод, с принадлежащего земельного участка. Иного суду не доказано.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что проведение комплекса мероприятий по организации водоотведения ливневых, грунтовых и талых вод на земельном участке с кадастровым номером №, не входит в компетенцию ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» и не соответствует уставной деятельности учреждения.
С учётом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований к ГБУСО СО «Филатовский СРЦН».
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (ИНН № ОГРН №) о возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» обеспечить надлежащее водоотведение на участке км 17+890 - км 17+905 автомобильной дороги регионального значения общего пользования «г. Камышлов - г. Сухой Лог», в том числе: провести работы по прочистке водопропускной трубы, расположенной на 17 км+905 автомобильной дороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области О.Н. Васькова