Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8971/2022 ~ М-9257/2022 от 26.09.2022

УИД 14RS0035-01-2022-015056-61

Дело № 2-8971-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                          15 ноября 2022 года.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Дамбаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Родиковой Е.В. в интересах ___ Р. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия), Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, суд

у с т а н о в и л:

Истец Родикова Е.В. в интересах ___ Р. обратилась в суд к ответчикам Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекции жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», Окружной администрации г. Якутска с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, мотивируя свои требования тем что ___ Р. является собственником жилого помещения расположенного по адресу ____. Указанное жилое помещение было приобретено истцом по договору купли-продажи от ____. Распоряжением окружной администрации г.Якутска р от ____ многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ признан аварийным и подлежащим сносу. Письмом ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» от ____ истцу было отказано в предоставлении жилого помещения. С указанным отказом истец не согласна, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос о необходимости обязать Окружную администрацию города Якутска, Государственное казенному учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекцию жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» предоставить Родикову Д.А. двухкомнатное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемой соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям применительно к условиям г.Якутска в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от ____ .

    В судебном заседании истец Родикова Е.В. просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

    В судебном заседании представитель ответчика Окружной администрации города Якутска по доверенности Нестеров С.Т. суду пояснил что он решение вопроса по иску оставляет на усмотрение суда.

В ходе судебного заседания представитель ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» по доверенности Аржаков Е.И. суду пояснил что он не согласен с иском, по доводам изложенным в письменном возражении на исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как установлено в судебном заседании, ___ Р. является собственником жилого помещения расположенного по адресу ____, указанное жилое помещение было приобретено истцом по договору купли-продажи от ____, что подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ____.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» р от ____ многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ признан аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании установлено, что жилой дом расположенный по адресу ____ включен в действующую региональную адресную программу переселения граждан из жилых домов признанных аварийными, срок переселения определен до ____.

Из представленного суду письма директора ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» от ____ истцу было отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку не имеется возможности согласовать соглашение о предоставлении возмещения предусматривающее возмещение в виде предоставления жилого помещения поскольку жилое помещение истцом было приобретено после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

С указанным решением, а фактически и с несогласием на подписание трехстороннего соглашения суд согласиться не может и находит его незаконным, по следующим основаниям.

Согласно разъяснения, содержащиеся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с которыми при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Из материалов дела также следует, что истцу Родикову Д.А. было направлено требование о сносе многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с п. 42, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его ст. 32, указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. ст. 2, 14, 16 названного Закона).

В судебном заседании также установлено, что истец Родиков Д.А. в собственности иного жилого помещения пригодного для проживания не имеет, указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Суд также находит, что положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам Родикова Д.А. применению не подлежат, поскольку его право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникло до введения в действие данной нормы, поэтому истец по своему усмотрению имеет право на предоставление другого жилого помещения либо выкупа принадлежащего ему жилья.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в Российской Федерации как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П, от 27 июня 2013 года N 15-П, от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 22 апреля 2014 года 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на жилое помещение у Родикова Д.А. возникло 10 ноября 2017 года, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу (до 28 декабря 2019 года), в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к правам и обязанностям истца.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право выбора способа обеспечения жилищных прав путем предоставления другого, равнозначного жилого помещения, либо выкупа жилого помещения, признанного аварийным, принадлежит истцу, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, он как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

Суд находит, что истцом в условиях состязательности и равноправия судебного заседания представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие об обоснованности заявленных им требований, в связи с чем, приходит к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд находит что иск Родиковой Е.В. в интересах несовершеннолетнего Р. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия), Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Родиковой Е.В. в интересах ___ Р. к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия), Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, - удовлетворить.

Обязать Окружную администрацию города Якутска, Государственное казенному учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекцию жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» предоставить Р. двухкомнатное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемой соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям применительно к условиям г.Якутска в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от ____ .

Взыскать солидарно с Окружной администрации города Якутска, Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекции жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в пользу Родиковой Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья ___     В.И.Лиханов

___

___

___

___

2-8971/2022 ~ М-9257/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Родикова Елена Васильевна
Ответчики
ОА г. Якутска
ГКУ РС (Я) Дирекция жилищного строительства РС (Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Лиханов Владимир Иванович
Дело на странице суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Подготовка дела (собеседование)
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2023Дело оформлено
18.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее